Файл: Теории происхождения государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- сильное влияние дарвинизма;

- отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным.

Патримониальная теория. Наиболее ярким представителем патримониальной теории происхождения государства является Карл Людвиг Галлер. Он считает, что государство произошло от права собственника на землю. Государство, по его мнению, как и земля, является частной собственностью правителя. Так же эту теорию можно рассмотреть, как с положительной стороны, так и с отрицательной.

Положительные стороны:

- Территориальный фактор в первобытном обществе играл важную роль;

- Теория исторически обоснована.

Отрицательная сторона:

- Оправдывается монархическая принадлежность власти.

Договорная теория. Она возникла в Древней Греции, представителями данной теории были: Г. Гроций, Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, А. Н. Радищев. В основе теории наличествуют «естественно-правовые представления о договорном происхождении государства». Государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. В основе государства лежит «общественный договор» в силу, которого каждый человек отказывался от своих интересов ради взаимного выживания. Также государство являлось «продуктом» соглашения между народом и властью.[6]

Теория «инцеста». Социолог Клод Леви-Стросс разработал и обосновал идею, согласно которой особенности производства человека (воспроизводство рода), а именно запрет инцеста (кровосмешения), явились исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, структурализации общества и возникновении государства. Суть теории состоит в том, что для обеспечения реализации запрета инцеста необходимо было применять весьма суровые, жестокие меры пресечения.

Теория насилия. Подставлена в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др. Государство результат насилия, вражды, завоевания одного племени другим, также это государство создано людьми высшей расы подчинившие людей низшей расы.

Данная теория основана на многих исторических фактах.

Принципы теории таковы:

- для подавления порабощенного племени создается государственный аппарат;

- население подчиняется грубой силе.

Существуют в истории примеры, когда не завоевание, а угроза служит возникновению государства т. е насилие не единственный фактор повлиявший на происхождение государства.

Материалистическая теория. Авторами классовой теории являются: К.Маркс, Ф. и Энгельс. Данная теория основывается на социально-экономическом факторе общества. Государство возникло в результате общественного разделения труда, появления частной собственности. До недавнего времени эту теорию называли марксистско-ленинской.[7]


Окончательное содержательное оформление материалистического взгляда на формирование государственности и права осуществили К. Маркс и Ф. Энгельс. Материалистическая теория связывает возникновение данных явлений главным образом с появлением частной собственности и, как следствие, с классовым расслоением общества, обусловившим появление классовых противоречий. Государство и право возникают как метод подавления господствующим классом более слабых социальных слоёв, а основа государственно-правового строительства – экономический базис.

Отрицательным фактором теории является то, что раскол общества на классы был государственно-образующим фактором лишь в Европе.

Ирригационная (гидравлическая) теория. Основоположником теории является историк и политолог Карл Витфогель. Исходя из его теоретических мыслей, государство возникло в связи с широкомасштабной организации строительства ирригационных сооружений, благодаря этому возникает класс чиновников, государевых людей, которые результативно оснащают использование данных сооружений. Строительство поддержание данного процесса происходило в регионах Индии, Китая, Египет и др.

Достоинства теории таковы:

-теория исторически обоснована;

- в некоторых областях, действительно оказано большое влияние на создание государства.

Недостатки:

- носит локальный характер;

-объясняет процесс происхождения в некоторых местах земли.

Психологическая теория происхождения государства и права. Как мы знаем внутри человека существует богатый психологический мир. Поэтому, по мнению Л.И. Петражицкого и Зигмунда Фрейда государство возникло благодаря необычным свойствам психики человека, а так же с тягой к власти одних людей над другими и потребностью одних подчиняться другим. Суть теории заключалась в том, что государство образовалось при помощи деления общества по психологическим признакам. Она возникла в середине XIX века.[8]

Положительные черты теории:

- В процессе образования государства большую роль играют психологические факторы, разнообразные интересы людей осуществятся лишь через психику.

Отрицательные черты:

- Не учитываются социальные, экономические и политические факторы возникновения государства.

Подводя итог сказанного, следует отметить, что в мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Ведь каждая из них отражает различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс, а также взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права. Каждая из теорий по-своему уникальна и имеет свою теоретическую обоснованность. Это говорит о том, что весьма трудно, почти невозможно выделить единственный фактор определяющий процесс возникновения государства во всех регионах и у всех народов.


1.2.Становление теории о насильственном происхождении государства

В настоящее время наблюдается тенденция к изучению классических теорий происхождения государства и права, а некоторые концепции приобретают «вторую жизнь».

Такие концепции включают в себя теорию насилия, хотя предполагалось, что теория завоевательного происхождения государств как «материалистического» учения, лишенного «этической» основы, должна быть обречена; и считалось, что идея закона и добра обязывает нас принять мирный, «рациональный» способ происхождения государств.

Идеи насильственного происхождения государства и права были затронуты в древних источниках права, трудах философских и ориентированных на государство мыслителей, начиная с древних китайских легистов Шан Яна, Шэнь Дао, древнегреческих софистов Фразимаха, Калликла, Пола Агригентского, древнеримский политик и философ Цицерон и др.[9]

Теория насилия является одной из наиболее распространенных теорий государственного происхождения на Западе. В окончательном виде теория насилия сформировалась в трудах Евгения Дюринга, Людвига Гумпловича и Карла Каутского в 19 веке.

Основной причиной возникновения государства, по мнению софистов, стало завоевание одних племен другими. Также верно, что государство является доминирующим - с одной стороны, и подчиненным - с другой стороны, правящим и контролируемым, вот вечные, неизменные признаки государства.

Средневековые мыслители Н. Макиавелли и Т. Гоббс также рассматривали проблему насилия в контексте генезиса государства и генезиса права.

В период перехода человечества к гражданскому обществу и в эпоху гражданского общества развивались представления о роли насилия в происхождении государства и права. Важную роль в этом аспекте сыграли работы И. Канта, О. Тьерри, Р. Иеринга, Г. Спенсера, Ф. Ницше, Г. Эллинека. Особое место занимают работы Л. Гумпловича и К. Каутского как теоретиков концепции внешнего насилия. Создателем идеологии внутреннего насилия был Э. Дюринг, который связал генезис государства и генезиса права с насилием одной части общества над другой.

По словам Н. М. Коркунова, российского дореволюционного юриста, социолога и теоретика права, государство следует определять следующим образом: «... это общественный союз, который является независимым признанным принудительным правилом над свободными людьми».[10]


Своеобразные подходы к исследованию насильственных теорий государственного происхождения и права были продемонстрированы российскими учеными Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич, Б.А. Кистяковский Ф.Ф., Кокошкин и другие. Интересны взгляды народников М.А. Бакунин, П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачев, представители марксизма, в частности Ф. Энгельс и большевизм (В. И. Ленин) о роли насилия в государственности и законогенезе.[11]

Тема насилия в происхождении государства и права была изучена современными авторами, такими как К.И. Батыр В.Ю. Верещагин А.А. Гусейнов В.В. Денисов А.В. Дмитриев, И.Ю. Залысин А.В. Ерицян Г.Н. Киреев, В.П. Малахов.

В последние десятилетия появился ряд работ по вопросам, связанным с происхождением государства и права, среди которых следует отметить исследования Г.Г. Бернацкого, А.Б. Венгерова, Т.В. Кашанин, С.А. Комарова, В.М. Корельского, В.В. Лазарев, А.Н. Тимонин В.С. Нерсесянца, В.Д. Перевалова, В.А. Четвернина, И.А. Исаева А.С. Карцова В.Н. Корнева А.Ю. Кузубова, Л.А. Морозова, Е.В. Сафронова и другие.

История не дает нам ни одного примера, где бы ни возникало государство, не через акт насилия, а каким-то другим способом. Кроме того, это всегда было насилие одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным инопланетным племенем с более слабым, уже заселенным населением. История подтверждает, что все европейские государства возникли путем завоевания.

Эта форма происхождения государств очень часто встречается в истории. Этот характер влияет на формирование еврейского государства, греческого, а также во всех государствах, возникших благодаря силе оружия германских народов на территории римской провинции и на славянских землях. Здесь проявляется военное превосходство того или иного народа над жителями покоренной страны; и, как с одной стороны, война совершает разрушительные действия, так и с другой - она также обнаруживает некоторую позитивную силу, которая создает государства общеизвестным образом.

Противоположное противостояние между правящим и подчиненным во всех странах заставило многих правительственных ученых принять теорию насильственного происхождения государств, поскольку они полагали, что подчинение, конечно же, не произошло добровольно.

Существует две теории насилия - теория внешнего насилия и теория внутреннего насилия. Наиболее распространенная теория внешнего насилия.

Согласно теории внешнего насилия, государство и закон возникают в результате акта насилия, то есть государство возникает во время завоевания одного племени другим. Чтобы подчинить завоеванные народы, завоеватели создают государство как аппарат контроля и подавления.


Насилие необходимо не только во время завоевания, но и после него, чтобы предотвратить войну между побежденными и победителями. Карл Каутский и его сторонники пытались доказать, что с дальнейшим развитием общества государство превращается в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения общего блага как сильных, так и слабых.

А насилие, в процессе своего генезиса формирует определенные социально-экономические отношения-последствия, например такие как, возникновение рабства, частной собственности и так далее.

Ярким примером подтверждения происхождения государства путем внешнего насилия является германская форма возникновения государства, чему в значительной степени способствовало завоевание иностранных территорий древними германскими племенами.

Согласно теории внутреннего насилия, собственность, классы и государство возникают в результате насилия одной части общества над другой, то есть без господства большинства над меньшинством не может возникнуть государство, поскольку государство является аппарат подавления и контроля, действующий в интересах захваченной власти или правящей группы. [12]

Примером теории внутреннего насилия является формирование государства среди римлян, которое было осложнено борьбой лишенных гражданских прав, проживающих вне римских кланов, плебеев против патрициев, вызванной насилием патрициев над плебеями в социальных, политических и экономических сферах.

Преобладающим положением обеих теорий является утверждение о том, что государство и закон возникают в результате внешнего или внутреннего насилия, то есть в процессе порабощения одной части общества другой или в процессе покорения племен.

Подводя итог первой главе стоит сказать, что теория насилия объясняет происхождения государства посредством завоевания одного племени (народа) другим. Оно обусловлено необходимостью применения насилия не только в ходе завоевания, но и после, для того чтобы не было постоянной войны между ними

ГЛАВА 2. ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ О РОЛИ НАСИЛИЯ В ОБРАЗОВАНИИ ГОСУДАРСТВА