Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность и содержание управленческих решений
1.1 Понятие «управленческих решений»
1.2 Классификация управленческих решений
2. Процесс принятия управленческих решений: основные этапы и показатели эффективности
2.1 Методы разработки управленческих решений
2. ВРЕД В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ: ВИДЫ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
2.2 Показатели эффективности управленческих решений
3. Методы принятие управленческих решений в ООО «Формула»
3.1 Характеристика ООО «Формула»
Наш конституционный строй характеризуется федеративной природой. Вполне очевидно, что развитие федерализма тоже идет по принципу «приливов», в первую очередь это касается централизации и децентрализации. Однако в сильной степени у нас это вопросы политики. Даже понимая, что иначе не может быть, все- таки хочется пожелать российскому федерализму более стабильной конституционно-правовой основы. В ситуации, когда более 70 процентов доходов находится в руках федерального центра и его соизволением превращается в трансферты в бюджеты субъектов РФ, очевидно, что это не лучшим образом сказывается на отношениях центра и мест. Федерация имеет право на оценку эффективности деятельности субъектов РФ, при этом критерии оценок широки и не исключают субъективизма Центра в подходах к отдельным субъектам.
Очень важный аспект конституционализма в общегосударственном и регионалистском измерении связан с многонациональным составом и религиозной палитрой населения страны. Неизбежно возникает вопрос: насколько едины наши граждане с учетом национальной и религиозной принадлежности? Думается, что обоснованна категория «российской нации», которая особенно четко обозначена в утвержденной Президентом РФ в 2016 году Стратегии государственной национальной политики.
Она созвучна категории «единый многонациональный советский народ», которая была отражена в Конституции СССР 1977 года. Специфика лишь в том, что теперь говорится не только о многонациональном народе России – с этого понятия начинается текст действующей Конституции РФ 1993 г., но и о российской нации как объемном стратегическом явлении, призванном объединить граждан нашей страны. На базе общности жизни, государства, территории, языка общения, при полном уважении национальных и религиозных чувств, мы в состоянии создать такую общность, которая будет выше локальных особенностей.
Вот такой конституционализм и требуется России. В заключение нельзя не коснуться проблемы, почему-то кажущейся болезненной отдельным политикам и ученым, – насколько надо быть приверженцем текста Конституции РФ? При довольно популярных в стране разговорах о необходимости модернизации экономики, политической системы не понятно, почему предлагается не трогать текст Основного закона. Это просто ошибочно; к тому же и не очень хорошо, почему конституционные реформы возможны, когда они увеличивают срок полномочий Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы, но запрещены, если реформами предлагается усовершенствовать баланс органов государственной власти. Между тем необходимость соответствующих конституционных реформ очевидна. Мы изложили их видение в журнальной публикации [1].
Кратко говоря, конституционные реформы должны состоять во введении конституционно-правовой ответственности Президента Российской Федерации, в установлении такого порядка работы палат Федерального Собрания, когда возможна, наряду с их самостоятельной деятельностью, также и коллективная работа, в более четком определении на конституционном уровне системы исполнительной власти и ее подверженности парламентскому контролю. Нет сомнений в том, что от этого выиграет не только политическая реальность страны, но и в целом Конституция России и отечественный конституционализм.
ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА УСЕЧЕННЫХ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРЕПЯТСТВУЕТ РЕШЕНИЮ ОСНОВНОЙ ЗАДАЧИ УГОЛОВНОГО ПРАВА
Согласно ч. 1 ст. 2 действующего УК РФ перво- степенной задачей уголовного права как от- расли права является охрана от преступных по- сягательств. Именно эта задача лежит в основе самого факта существования уголовного закона и его предназначения. Для решения данной задачи уголовный закон использует не только метод запрета, выражаю- щийся в запрете совершения преступлений под угрозой уголовного наказания. Помимо этого делу охраны от преступных посягательств служит и та- кой метод правового регулирования, как метод поощрения. В уголовном праве он представлен целым рядом поощрительных норм, среди которых особое место по праву принадлежит норме о до- бровольном отказе. В соответствии со ст. 31 УК РФ добровольным отказом от преступления признается прекращение приготовления к преступлению или покушения на преступление, если решение об этом было добро- вольным, окончательным и было принято при ус- ловии осознания возможности доведения престу- пления до конца. Лицо, добровольно отказавшееся от преступления, уголовной ответственности не подлежит. Суть данной нормы проста и очевидна. Решая задачу охраны от преступных посягательств, уго- ловный закон до последнего момента предоставля- ет лицу шанс недоведения преступления до конца, предлагая в награду непривлечение к уголовной ответственности за фактически имевшие место приготовление к преступлению или покушение на его совершение. Вместе с тем в решении важнейшей задачи ох- раны от преступных посягательств уголовный за- кон, к сожалению, является непоследовательным. Проявляется это в том, что приоритет данной зада- чи охраны от преступных посягательств учитывают не все нормы уголовного права. К их числу отно- сятся статьи Особенной части УК РФ, в которых сформулированы преступления с так называемым усеченным составом. Специфика данных норм заключается в том, что в них, например, покушение на преступление сформулировано как оконченное преступление. Этот юридический прием исключает возможность добровольного отказа при фактическом покуше- нии в преступлении с усеченным составом. Объяс- няется это тем, что юридически такое покушение квалифицируется как оконченное преступление, а ст. 31 УК РФ предусматривает возможность от- каза только для приготовления к преступлению и покушения
- сбор информации об изменении параметров;
- анализ информации;
- диагностика проблемы;
- определение целей управления при решении проблемы и разработка критерия эффективности решения;
- исследование изменения параметров объекта;
- оценка времени, располагаемого на выполнение операций управления;
- распределение времени на операции подготовки, принятия и исполнения решений с целью нахождения объекта в управляемом состоянии с вероятностью, не менее заданной;
- генерация компенсирующих воздействий;
- прогноз последствий их применения — оценка целесообразного уровня последствий компенсирующих воздействий в соответствии с проявлениями конкретной проблемы;
- определение интенсивности компенсирующих воздействий, обеспечивающих целесообразный уровень последствий;
- принятие, оформление, доведение до исполнителей, контроль выполнения и времени выполнения решений.
Для решения конкретных задач с использованием того или иного типа менеджмента эти алгоритмы могут изменяться в соответствии со спецификой конкретной задачи.
После предварительной регламентации параметров качества управленческого решения и его эффективности (устанавливается предел, минимально допустимая эффективность, ради которой стоит приниматься за решение проблемы) анализируются факторы внешней среды, оказывающие влияние на качество и эффективность решения. Затем анализируются параметры проблемы («вход системы») и принимаются меры по их улучшению и повышению качества входящей информации.
После уточнения требований к принимаемому решению («выхода»), уточнения факторов «внешней среды», влияющих на качество и эффективность решения, отработки параметров проблемы («входа системы») следует смоделировать технологию принятия решения, проанализировать параметры процесса, принять меры по их улучшению и приступить непосредственно к разработке решения. Если качество исходной информации для решения проблемы («входа») оценивается на «удовлетворительно», то при любом уровне качества «процесса принятия решения» в системе качество принятого решения («выхода») будет «удовлетворительным».[7]
К основным условиям обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения относятся:
- применение к разработке управленческого решения научных подходов менеджмента;
- изучение влияния экономических законов на эффективность управленческого решения;
- обеспечение лица, принимающего решение, качественной информацией, характеризующей параметры «выхода-входа», «внешней среды» и «процесса» системы разработки решения;
- применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения;
- структуризация проблемы и построение дерева целей;
- обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов решений;
- обеспечение многовариантности решений;
- правовая обоснованность принимаемого решения;
- автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений;
- разработка и функционирование системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения;
- наличие механизма реализации решения.
Выполнить перечисленные условия повышения качества и эффективности управленческого решения довольно трудно и это дорого стоит. Речь о выполнении полного набора перечисленных условий может идти только для рациональных управленческих решении по дорогим объектам (проектам). Вместе с тем конкуренция объективно вынуждает каждого инвестора повышать качество и эффективность управленческого решения.
Поэтому в настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества учитываемых условий повышения качества и эффективности решении на основе автоматизации системы менеджмента.[8]
Одним из важных факторов, влияющих на качество управленческих решений, является число ярусов в организации, увеличение которых ведет к искажению информации при подготовке решения, искажению распоряжений, идущих от субъекта управления, увеличивает неповоротливость организации.
Этот же фактор способствует запаздыванию информации, которую получает субъект решения. Это и обуславливает постоянное стремление сократить число ярусов управления (уровней) организации.
Серьезной проблемой, связанной с эффективностью управленческих решений, является также проблема выполнения этих решений. До трети всех управленческих решений не достигают своих целей по причине невысокой исполнительской культуры.
В нашей и зарубежных странах социологи, принадлежащие к самым разным школам, пристальное внимание уделяют совершенствованию исполнительской дисциплины, включению рядовых сотрудников в разработку решения, мотивации такой деятельности, воспитанию «фирменного патриотизма», стимулированию самоуправления.
Также, в теоретических источниках отражено, что эффективность управленческих решений определяется тремя основными группами показателей деятельности организации:
1) Показатели экономической эффективности:
- прибыль;
- выручка от реализации;
- доходность;
- себестоимость;
- рентабельность;
- ликвидность;
- управленческие затраты.
2) Показатели качества и результативности труда:
- качество продукции или услуги;
- производительность труда;
- соотношение темпов роста производительности труда и заработной платы;
- фонд оплаты труда (ФОТ);
- средняя заработная плата;
- потери рабочего времени на 1 работника (чел.-дни);
- качество труда персонала (баллы или %).
3) Показатели социальной эффективности:
- текучесть персонала (отношение числа уволенных работников к общей численности персонала),
- уровень трудовой дисциплины (отношение числа случаев нарушения трудовой и исполнительской дисциплины к общей численности персонала),
- соотношение управленческого персонала, рабочих и служащих,
- равномерность загрузки персонала,
- коэффициент трудового участия (КТУ) или вклада (КТВ)
- социально-психологический климат в коллективе.[9]
Качество управленческого решения (рис. 1) - совокупность свойств, которыми обладает управленческое решение, отвечающих в той или иной мере потребностям успешного разрешения проблемы (своевременность, адресность, конкретность и др. свойства).
Управленческие решения должны быть надежными, своевременными, целенаправленными, планируемыми, эффективными.
Контроль за исполнением управленческих решений - это совокупность процедур и приемов управленческой деятельности, которые используются для фиксации и корректировки исполняемых мероприятий.[10]
Выделяют следующие методы контроля за исполнением управленческих решений.
1) Фиксация результатов проведенных мероприятий.
2) Анализ отчетной документации.
3) Беседы и деловые совещания.
4) Корректировка планов.
5) Анализ показателей деятельности отделов, служб, организации в целом.
6) Мотивирование за участие в разработке решений.
Рисунок 1 - Условия и факторы, определяющие качество управленческих решений
Контроль является важной составляющей процесса разработки управленческих решений, влияет на производительность труда, качество продукции (услуги) и эффективность решений.
В современной теории используются приемы и методы, которые позволяют выявить причины ухудшения качества, обнаружить причинно-следственные связи между рядом факторов.