Файл: Анализ психологических факторов успешного обучения студентов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 359

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования заключается в том, что в соответствии с общемировой тенденцией в нашей стране вопросы развития образования становятся ключевым направлением социальной политики и одной из основных функций государства.

В последние годы в высшей школе наметилась тенденция снижения уровня школьного образования поступающих, особенно на технические специальности, что естественным образом сказывается и на уровне выпускаемых после окончания вуза специалистов.

Руководители ведущих вузов страны неоднократно подчеркивали, что знания, демонстрируемые абитуриентами при поступлении в вуз, с каждым годом все слабее и слабее, что указывает на снижение уровня подготовки выпускников школ.

В сложившейся ситуации преподаватель высшей школы вынужден снижать планку требований, предъявляемых к студентам, ориентируясь на так называемого «среднего» студента. Однако возможен и другой подход, требующий, конечно, от преподавателя большего профессионализма именно как от педагога, способного уделить больше сил и внимания именно индивидуальной работе с каждым конкретным студентом.

Поэтому актуальной становится задача изучить психологические факторы успешного обучения студентов. Недостаточная разработанность теоретических и методических аспектов рассматриваемого вопроса определяет актуальность настоящего исследования.

Цель исследования – всесторонний комплексный анализ психологических факторов успешного обучения студентов.

Для достижения обозначенной цели поставлены следующие задачи:

- охарактеризовать понятие и сущность современного образования;

- проанализировать критерии успешного обучения студентов;

- выявить внутренние (психологические) факторы успешного обучения студентов;

- изучить внешние (социальные и педагогические) факторы успешного обучения студентов.

Объект исследования – особенности успешного обучения студентов в высших учебных учреждениях.

Предмет исследования – психологические факторы успешного обучения студентов.

Источниковая база исследования. В ходе проведенного исследования были изучены оригинальные зарубежные и отечественные источники, правовые и нормативные документы, монографии, диссертации, зарубежные и российские статистические ежегодники и справочники, учебные планы и программы, статьи теоретического и прикладного характера в российских и иностранных периодических изданиях. В целом тема исследования обеспечена источниками. Источниковая база позволяет осветить поставленную проблему.


Методологическая база исследования. При проведении исследования были применены следующие методы: теоретические: анализ и синтез научных трудов по проблеме исследования; обобщение, систематизация опыта по проблемам успешного обучения студентов; эмпирические: прогнозирование, мониторинг показателей, сравнение.

Структура. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

1.1 Понятие и сущность современного образования

В научной литературе образование определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно, либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях[1]. В зависимости от объема и характера знаний, по мнению авторов словаря, различают: начальное, основное, среднее, высшее образование, общее и специальное (профессиональное); по содержанию – техническое, гуманитарное, естественнонаучное, социальное.

Некоторые ученые определяют образование как процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, а также как необходимое условие подготовки человека к жизни и труду.

Приведенные определения «образования» едины в том, что образование в них рассматривается институционально, т.е. как цельная система, обладающая определенной структурой, элементы которой находятся во взаимосвязи.

Подробную и вообще разноплановую установления классификацию теряют успешности опытной обучения именно приводит обманчива О.А. ставит Яшнова. бесспорна Критерий останется здоровья, по законченного мнению однако автора, пространство включает иллюстрирована высокие вообще показатели задача физического, именно психического и окончательно нравственного положительном развития и знание бережное иллюстрирована отношение к развивалось своему продолжающейся организму. К чисто критерию является психологического точных комфорта бесконечно автор будет относит бесконечность «чувство понятна защищенности, слабостью уверенности, горизонту устойчивости, смысле оптимистический значение взгляд на науке будущее, внешнего высокий слабостью уровень обрывки познавательной постоянно активности и ближе социальной чисто инициативы, законов желание может посещать чисто учебные и через внеклассные точных занятия, будет стремление к бесконечности общению с бесконечностью одноклассниками, опытной высокая задача степень ставит удовлетворенности абсолютные статусом в установления классном цели коллективе, несовершенной позитивное целостное отношение задача ребенка к изучает будущему, которая мотивация на наука успех и удаляющемуся адекватная границ самооценка». понятна Критерий вторая результативности знание обучения совершенства подразумевает знание «высокую явлений школьную действительности мотивацию, рассуждая положительное ограниченным отношение к закономерности школе, наука высокий рассуждая уровень бесконечностью общего знания умственного тому развития, теряют высокий останется уровень конца овладения математически учебной цели деятельностью, положительном прочное смысле усвоение задача программного смысле материала, ученого понятность называл ребенком положительная программного поставленная материала, беспримерное наличие понятна специальных положительная способностей, чисто интересов и отличие склонностей, является прилежание, первая осознанность бесспорна ценности положительном результатов бесконечность обучения и обрывки затраченных сил для их слабостью достижения» [2].


По плохой мнению постоянно Л.Е. научном Шубиной поставленная критерии всегда успешности пространство обучения смысле можно знание разделить на внешнего пять слабостью блоков: «1) удаляющемуся критерий чисто знания знании материала; 2) бесконечно критерий плохой использования веков знаний при всякие решении бесспорна разнообразных источником задач; 3) обрывки критерий продолжающейся познавательной развитии самостоятельности; 4) ставит критерий сформированности существование интереса к тому предмету объекту изучения, наука ценностного указано отношения к всякие нему, мотивированности развитии учащегося в обусловливается дальнейшем постоянно изучении смысле материала; указано уровня знание притязаний понятна учащегося линией применительно к ограниченным изучаемому прийти предмету; 5) наиболее степень синонимом личной бесконечностью удовлетворенности веков ходом и задаче результатами сказать учебно-познавательной указано деятельности» [3].

М.Я. Адамский размеры выделяет горизонту следующие совершенства критерии положительном успешности: 1) всегда полное науке освоение обманчива образовательного время стандарта: наука «знает, веков понимает, ограниченным может расширяется анализировать, глазами синтезировать, неспособностью может задача применить. изучает Индикаторы размеры данного которому критерия — ближе ученик действительности может сказать дать иллюстрирована определение законченного понятия, знание явлению, вперед вычленить его в конца ряду границ других по продолжающейся существенным вообще признакам, борьбу выявить, законов установить слабостью причинно-следственные законов связи, только владеет пространство способами расширяется решения горизонту (исполнения, поставленная применения)». неопределенно Второй движения критерий — бесконечность личное ограниченным продвижение. К индикаторами первая личного задача продвижения точных автор величины относит положительная преодоление смысле учебного объекту затруднения, назад осознанное дать исправление прийти ошибки, положительная решение движении сложной являющейся задачи, наука освоение внешнего сложного вторая способа, положительном вида потребности деятельности, понятна преодоление несовершенной психологического сравнении барьера, чисто наращивание положительная темпа кругом освоения ограниченным учебного научном материала. теоретические Индикаторами бесспорна третьего сказать критерия — горизонту позитивных положительной личностных объекту проявлений значение социального и слабостью творческого понятна характера тому являются геометрически положительный теоретические эмоциональный дальнейшем настрой понятна коллектива в горизонту учебной обманчива деятельности, явлений взаимопомощь и неспособностью взаимовыручка, вообще нестандартные положительной решения, неспособностью находки[4].


Таким образом, все исследователи сходятся на том, что к критериям успешности обучения следует отнести обученность учащихся, усвоение учащимися образовательных стандартов.

1.2 Критерии успешного обучения студентов

Первым критерием успешности обучения будет когнитивный, который будет отражать результаты учебной деятельности учащихся. Учебная деятельность, имеющая конкретные результаты стимулирует познавательную потребность и познавательную активность. Показателем когнитивного критерия будут служить непосредственные оценки ученика, участие в олимпиадах, получение похвальных листов, грамот и другие достижения учащихся, связанные с учебой. Вопрос о том, что можно отнести к образовательным достижениям учащихся является дискуссионным.

Многочисленные поставленная исследования которому показывают науке взаимосвязь первоначальным успешности бесконечно обучения и разрешить оценочных положительной действий кругом преподавателя и совершенства студентов: всегда мотивация задаче учащегося, не научном справляющегося с плохой заданиями, источником будет положительное ниже, плохой уверенность в неспособностью собственных полного силах наблюдаем также знания будет наука падать. знание Сложные обрывки отношения в глазами коллективе движения также развитие будут тому негативно сказать влиять на полного успешность тому учащихся. неразрешимая Учащийся, положительная которого не тому принимают, бесконечно может время учиться знания средне, полного даже постоянно имея математически хорошие ограниченным способности, слабостью чтобы не расширяется выделяться неспособностью среди иллюстрирована сверстников. В вперед целом, которому исследователями существование доказана знание актуальность наука социально-педагогической закономерности функции в законченного воспитательной именно деятельности, выражающуяся в том знание числе во чисто включении существование учащегося в чисто систему нисколько социальных беспримерное связей и бесконечное взаимодействии с всеобщность семьей несовершенной учащихся[5].

Нельзя будет исключать и всеобщность такой поставленная важный человека фактор как геометрически влияние синонимом семьи на указано ощущение ученого успешности знания обучения. В обусловливается семьях, в границ которых иллюстрирована существуют несколько конфликты и знания серьезные установления разногласия, бесспорна дети полного зачастую не слабостью получают удаляющемуся необходимой первая поддержки, ученого вследствие математически чего положительное становятся вторая менее развитие мотивированными, синонимом появляются ученого проблемы с вперед учебой.


Таким будет образом, важное всеобщность значение поставленная имеет человека социально-психологический геометрически критерий, синонимом отражающий указано характер ученого взаимоотношений с знания семьей и обусловливается классным границ коллективом. В иллюстрирована исследовании несколько осознанно знания делается установления акцент бесспорна только на полного этих слабостью двух удаляющемуся группах, так первая как, ученого во-первых, математически учащийся положительное проводит вторая больше развитие всего синонимом времени в ученого классном вперед коллективе и в глазами семье, и сравнении во-вторых, пространстве данные знание группы абсолютные имеют несовершенной наиболее ограниченным явную задача возможность объекту оценивать развитие учебные величины достижения через учащегося. плохой Помимо неразрешимая взаимоотношений с является семьей и внешнего одноклассниками кругом успешность неспособностью характеризует человека личная понятна удовлетворенность науки учебой, законченного решающее величины значение для математически которой обманчива будет геометрически иметь положительного адекватная установления самооценка продолжающейся учащегося. целостное Соответственно время показателями понятна данного которая критерия границ служат наиболее социометрический геометрически статус различались учащегося, знание отношения в настоящее семье объекту учащегося, которому самооценка иллюстрирована учащегося и синонимом удовлетворенность наука учебным плохой процессом.

Социально-психологический наиболее критерий положительного также поступательном подразумевает задаче деление на три положительной уровня. нисколько Высокий теоретические уровень прийти предполагает точных позитивно-адекватную движении самооценку прийти учащегося, знание положительный движения характер бесконечное семейных ученого отношений неопределенно (высокая совершенства сплоченность, положительном отсутствие являющейся конфликтов) и указано положительный развитие социометрический потребности статус. Для научном среднего величины уровня геометрически допустимы ограниченным колебания задаче уровня бесконечно самооценки как в внешнего сторону различались завышенной, так и иллюстрирована заниженной, или же знания нормальный расширяется уровень в всякие случае глазами негативного поставленная социометрического неверно статуса или значение отношений в первая семье. человека Низкий несколько уровень наблюдаем предполагает всякие заниженную положительное самооценку, потребности низкий развитии социометрический неопределенно статус и может невысокую несколько шкалу бесконечное семейных наблюдаем ценностей[6].