Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА РЕКЛАМЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
1. 1 ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.2 ПОНЯТИЕ РЕКЛАМЫ И ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕКЛАМЕ
2. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕКЛАМЕ
2.1 СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОТДЕЛЬНЫМ ВИДАМ РЕКЛАМЫ
2.2 ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СПОСОБА ЕЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
2.3 СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕКЛАМЕ ОТДЕЛЬНЫХ ТОВАРОВ И УСЛУГ
3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ
3.2 МЕРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ
ВВЕДЕНИЕ
Формирование нового гражданского общества в России в течение последнего десятилетия непосредственно связано с изменением экономической и правовой системы государства. Конституция Российской Федерации принятая в 1993 году провозгласила свободу предпринимательской деятельности, правовые основы которой заложены Гражданским кодексом Российской Федерации. С самого начала экономических реформ в Российской Федерации как неотъемлемая часть рыночных преобразований стала активно внедряться в нашу жизнь реклама. К помощи рекламы очень часто прибегают с целью повышения интереса потребителя к продаваемым товарам, изготавливаемой продукции, оказываемым услугам. Бесспорно то, что на фоне динамичного развития рекламного рынка становится все более очевидной необходимость дальнейшего совершенствования механизма регулирования отношений в данной сфере. Выбор темы данной курсовой работы обусловлен актуальностью проблемы правового регулирования рекламы, недостаточной проработкой данного вопроса на законодательном уровне.
Объектом исследования является рекламная деятельность в России. Предмет исследования - правовое регулирование рекламы. Цель исследования – определить основные аспекты правового регулирования рекламы в России.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие рекламы, изучить ее основные признаки;
- рассмотреть общие и специальные требования, предъявляемые к рекламе;
- изучить меры ответственности за нарушение законодательства о рекламе.
При написании работы изучена научная и специальная юридическая литература, материалы справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА РЕКЛАМЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
1. 1 ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Первый рекламный бум в России произошел в период перестройки. Единственным законом, который регулировал на тот момент рекламную деятельность, был закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее – закон о конкуренции), который ввел запрет недобросовестной рекламы (как одной из форм недобросовестной конкуренции в виде распространения дискредитирующей информации о конкуренте и его продукции)[[1]].
Специфика рекламной деятельности уже в начале 90-х годов со всей очевидностью показала чрезмерную обобщенность и явную недостаточность норм о недобросовестной конкуренции. Специальное правовое регулирование рекламной деятельности началось с указа Президента РФ «О защите потребителей от недобросовестной рекламы»[[2]]. Для защиты от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей в заблуждение или нанести им вред, в июле 1995 года был принят федеральный закон «О рекламе»[[3]]. Данный закон регулировал особые правоотношения субъектов рекламной деятельности с целью обеспечения сбалансированности их интересов с интересами государства, общества и отдельных потребителей.
С одной стороны, принятое рекламное законодательство должно было восполнить пробелы в существовавших уже в законе о конкуренции механизмах противодействия недобросовестной конкуренции. С другой - упорядочить те сферы рекламной деятельности, которые не могут быть урегулированы непосредственно в конкурентном законе и требуют специального регулирования в рамках рекламного законодательства.
В результате более чем десятилетнего действия закона «О рекламе» 1995 года довольно прочно устоялась практика его применения. Но нерешенными оставалось множество проблем рекламного законодательства, что неоднократно обсуждалось в литературе. Их число, а также характер обусловили необходимость обновления рекламного законодательства, поскольку оно позволяет рекламным отношениям развиваться только до определенного предела.
С 1 июля 2006 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон)[[4]]. Его принятия ожидали не только участники рекламной деятельности, правоприменители, но и научная общественность.
В настоящее время закон «О рекламе» занимает одно из центральных мест в системе правового регулирования конкуренции и монополии и в целом рыночных отношений. Целями данного Закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
В системе правового регулирования конкуренции и монополии Закон с одной стороны, упорядочивает осуществление рекламной деятельности в России, устанавливает понятийный аппарат регулирования отношений в сфере рекламы, в том числе определяет статус субъектов регулирования рекламного законодательства. В частности профессиональных участников рекламного рынка, определяет порядок контроля за соблюдением рекламного законодательства, в том числе полномочия антимонопольного органа по контролю рекламной деятельности в целом. С другой - является специальным, уточняющим законом в области противодействия недобросовестной конкуренции и защиты прав потребителей. Он детализирует требования к рекламе в целях предупреждения, пресечения и применения мер ответственности за использование конкурентами средств рекламы для недобросовестной конкурентной борьбы на рынке соответствующих рекламируемых товаров, работ или услуг.
Помимо Закона о рекламе важнейшими нормативными актами, которые регулируют отношения в сфере рекламы в настоящее время, являются: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ)[[5]]. Гражданский кодекс Российской Федерации[[6]]; Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»[[7]]. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»[[8]]; Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе»[[9]]. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508 «Об утверждении правил рассмотрения антимонопольным органом цен, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе»[[10]].
Необходимо также сделать акцент на таком значительном акте как Российский рекламный кодекс Рекламного Совета России, принятый в 2000 году и представляющий собой новую редакцию Свода обычаев и правил делового оборота рекламы на территории России 1997 года. Данный документ содержит правила саморегулирования рекламной сферы, что соответствует ст. 32 Закона о рекламе[[11]]. Несмотря на то, что нормы кодекса носят рекомендательный характер, на его положения опираются все субъекты рекламной деятельности при установлении случаев ненадлежащей рекламы.
1.2 ПОНЯТИЕ РЕКЛАМЫ И ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕКЛАМЕ
Своим происхождением слово «реклама» от латинского слова, которое означает «громко кричать». Чаще всего под рекламой понимают информацию о товарах, работах, услугах, идеях, организациях.
В научной, учебной, публицистической литературе можно встретить разные определения понятия «реклама». Особо следует обратить внимание на характер экономических и юридических определений, поскольку в их основе лежат различные по важности и целесообразности характеристики рекламы. Г.А. Свердлык и В.Л. Нечуй-Ветер, например, считают, что под рекламой следует понимать «...предложение, содержащее сведения о товарах и (или) услугах и (или) их производителях (услугодателях)...»[[12], c. 7].
Данное определение отражает, прежде всего, экономическую сторону содержания понятия «реклама» и не подходит для ее определения на законодательном уровне. С юридической точки зрения главным отличительным признаком рекламы является - цель распространения информации – привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Действующий закон о рекламе в статье 3 дает следующее определение понятия: «реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке»[[13]].
Определение любого понятия, как правило, содержит его основные признаки. Поскольку реклама является понятием многогранным, можно выделить, экономические и юридические признаки рекламы.
К экономическим признакам рекламы относятся: платный характер рекламы; неличный характер рекламы; информационное содержание рекламы; раскрытие в рекламе ее заказчика; особый характер информационного воздействия (побуждающий, убеждающий).
Юридические признаки рекламы: содержание информации (о товарах, работах, услугах, их изготовителях или продавцах, средствах индивидуализации, результатах интеллектуальной деятельности, мероприятиях). Распространение информации любым способом, в любой форме, с использованием любых средств; направленность на неопределенный круг лиц; цель распространения информации – привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему, его продвижение на рынке[[14] Свердлык, Андреев, Страунинг].
Общие требования к рекламе - требования, которые обращены к любой рекламе, независимо от вида товара, от вида рекламируемой деятельности или иных критериев.
Общие требования к рекламе: распознаваемость рекламы, распространение на русском языке, наличие у рекламодателя лицензии, если его деятельность подлежит лицензированию, наличие пометки «подлежит обязательной сертификации» при рекламе товаров, в отношении которых установлено требование их обязательной сертификации, добросовестность, достоверность, этичность рекламы.
Распознаваемость рекламы - информация воспринимается именно как реклама независимо от формы, способа ее распространения и независимо от наличия или отсутствия специальных знаний у потребителей. Законом о рекламе установлено правило об обязательном предварительном уведомлении о том, что предлагаемая информация носит рекламный характер. Один из вариантов такого сообщения - пометка «на правах рекламы».
Рекламная продукция должна распространяться на русском языке. Исключение составляют случаи, когда радио- и телевещание, распространение печатных изданий ведутся исключительно на государственных языках республик, родных языках народов России и иностранных языках.
Если деятельность подлежит лицензированию, рекламодатель должен указать в рекламной информации номер лицензии и наименование органа, ее выдавшего.
При рекламе товаров, в отношении которых установлено требование их обязательной сертификации, обязательной является пометка «подлежит обязательной сертификации». В Постановлении Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 указаны товары, подлежащие обязательной сертификации, например: мясо, чай, кофе, пряности, сахар[[15]].
Закон запрещает распространение недобросовестной рекламной продукции - рекламы, которая дискредитирует юридических и физических лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами; содержит некорректные сравнения товара с другими аналогичными товарами; содержит высказывания, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурента, вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара[[16]].
Любая реклама должна быть достоверной. Не допускается недостоверная реклама.
Этичность рекламы является также общим требованием, предъявляемым к рекламной продукции. Запрещается распространение неэтичной рекламы.
Таким образом, реклама является информацией, направленной на привлечение внимания к товару, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Выделяют общие и специальные признаки рекламы. Предпринятую попытку реформирования рекламного законодательства нельзя признать неудачной, ведь в законотворческой практике не может быть примеров создания идеального нормативно-правового акта, устраивающего представителей всех слоев общества.