Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА РЕКЛАМЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
1. 1 ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.2 ПОНЯТИЕ РЕКЛАМЫ И ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕКЛАМЕ
2. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕКЛАМЕ
2.1 СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОТДЕЛЬНЫМ ВИДАМ РЕКЛАМЫ
2.2 ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СПОСОБА ЕЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
2.3 СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕКЛАМЕ ОТДЕЛЬНЫХ ТОВАРОВ И УСЛУГ
3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ
3.2 МЕРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ
Таким образом, нерешенным остается множество вопросов. Необходимость издания федерального документа, регламентирующего требования к отдельным видов рекламы, не вызывает сомнений.
3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ
3.1 ВИДЫ НЕНАДЛЕЖАЩЕЙ РЕКЛАМЫ
Реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту, способу распространения, установленных законодательством, является ненадлежащей. В Законе приведен не исчерпывающий перечень видов ненадлежащей рекламы и ее признаки.
Недобросовестная реклама – это реклама, которая дискредитирует лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами; содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром других лиц; порочит честь, достоинство, деловую репутацию конкурентов; злоупотребляет доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний и т. п.
Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения относительно различных характеристик, свойств, качеств товара; наличия его на рынке; возможности доставки, гарантийных обязательств, сроков службы, сроков годности; исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг; прав на использование государственных символов (флагов, гербов, гимнов), а также символов международных организаций; официального признания, получения медалей, призов, дипломов и иных наград[[35][.
Законом «О рекламе» (ст. 8) устанавливается, что неэтичной является реклама, которая:
- содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию с употреблением оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, и иных убеждений физических лиц;
- порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние;
- порочит государственные символы (флаги, гербы, гимны), национальную валюту Российской Федерации или иного государства, религиозные символы;
- порочит какое-либо физическое или юридическое лицо, деятельность, профессию, товар[[36]].
Физическое или юридическое лицо, которому стало известно о производстве или о распространении рекламы, содержащей сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе обратиться за защитой нарушенных прав соответственно в суд или в арбитражный суд. В порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а также вправе требовать от рекламодателя опровержения такой рекламы тем же способом, каким она была распространена, если рекламодатель не выполняет это требование в добровольном порядке.
Заведомо ложная реклама – реклама, с помощью которой рекламодатель (реклам производитель, реклам распространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы.
Скрытая реклама – реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие. Такая информация может присутствовать в передачах, изданиях, которые официально рекламными не являются. Скрытая реклама может распространяться путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.
Процесс признания рекламы ненадлежащей представлен на рисунке Б.1 ПРИЛОЖЕНИЯ Б
3.2 МЕРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ
Субъектами ответственности являются рекламодатели, реклам производители и реклам распространители.
Органом, который вправе применить ответственность, является Федеральная антимонопольная служба, а также ее территориальные органы (статья 23.48 КоАП РФ). Полномочия Федеральной антимонопольной службы в рекламной сфере представлены на рисунке В.1 ПРИЛОЖЕНИЯ В.
За нарушение законодательства о рекламе устанавливаются следующие виды ответственности: административная гражданско-правовая и иная ответственность, установленная федеральными законами (ст. 38 Закона).
Административная ответственность устанавливается КоАП РФ и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из всех видов правонарушений наиболее распространенным и характерным для сферы рекламы является правонарушение, предусмотренное статьей 14.3 «Нарушение законодательства о рекламе» (КоАП РФ). Ответственность за данное правонарушение может применяться руководителем Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС) и его заместителями, а также руководителями территориальных органов ФАС и их заместителями.
Для применения ответственности Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен определенный процессуальный порядок[37].
Согласно статье 28.1 (КоАП РФ), поводами к возбуждению дела об административных правонарушениях могут быть:
- непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
- поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
-сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения[[38]].
О совершении административного правонарушения составляется протокол. В котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ. Предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. Объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом, копия протокола вручается им под расписку (статья 28.2 КоАП РФ).
Согласно статье 26.1 (КоАП РФ), при рассмотрении дела об административном правонарушении должны быть установлены:
- наличие события административного правонарушения;
- лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые законом предусмотрена административная ответственность;
- виновность лица в совершении административного правонарушения;
-обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
- характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
-обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
-иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:
- о назначении административного наказания;
- о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В случае наложения административного штрафа в постановлении указывается также информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.
Постановление по делу о нарушении законодательства о рекламе должно быть вынесено в течение года с момента совершения административного правонарушения (статья 4.5. КоАП РФ)[[39]].
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суде, арбитражном суде.
Основным административным наказанием, применяемым за правонарушения в сфере рекламы, является административный штраф.
Размер административного наказания в виде штрафа колеблется от 100 до 2500 рублей для граждан; для должностных лиц – от 300 до 20 000 рублей; для юридических лиц – в размере от 3 000 до 500 000 рублей в зависимости от характера правонарушения.
Согласно статье 32.2 (КоАП РФ), административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 (КоАП РФ)[[40]]. Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье, в орган, должностному лицу, вынесшим постановление. Закон о рекламе (статья 38) устанавливает, что суммы штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе и неисполнение предписаний антимонопольного органа зачисляются в бюджеты бюджетной системы страны в следующем порядке:
-
- в федеральный бюджет – 40 процентов;
- в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрированы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, допустившие нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, – 60 процентов.
Гражданско-правовая ответственность за правонарушения в сфере рекламы представляет собой санкции, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации. Применяемые к правонарушителю в виде лишения его гражданского права или возложения на него дополнительной гражданско-правовой обязанности[41].
Общей мерой гражданско-правовой ответственности является возмещение убытков. Ответственность в форме возмещения убытков применяется во всех случаях нарушения гражданских прав, в том числе в случае нарушения договоров, заключенных между рекламодателями, реклам производителями, реклам распространителями.
Специальными мерами гражданско-правовой ответственности, характерными для сферы рекламы, являются возмещение вреда, компенсация морального вреда, публичное опровержение недостоверной рекламы.
Кроме общей и специальной гражданско-правовой ответственности различают также договорную и внедоговорную ответственность. Договорная ответственность наступает за нарушение договорного обязательства. Внедоговорная ответственность наступает тогда, когда правонарушитель не состоит в договорных отношениях с потерпевшим.
Статья 38 Закона о рекламе предусматривает, что лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд. В том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и/или имуществу физических или юридических лиц. О компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы. На рисунке Г.1 ПРИЛОЖЕНИЯ Г представлен процесс подготовки судебных дел о нарушении законодательства о рекламе[[42]].
Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает различные способы возмещения вреда: в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь) или возместить причиненные убытки (статья 1082 ГК РФ)[[43]].
При причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, санаторно-курортное лечение, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение (статья 1085 ГК РФ).