Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА РЕКЛАМЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
1. 1 ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.2 ПОНЯТИЕ РЕКЛАМЫ И ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕКЛАМЕ
2. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕКЛАМЕ
2.1 СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОТДЕЛЬНЫМ ВИДАМ РЕКЛАМЫ
2.2 ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СПОСОБА ЕЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
2.3 СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕКЛАМЕ ОТДЕЛЬНЫХ ТОВАРОВ И УСЛУГ
3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ
3.2 МЕРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ
Возмещение вреда, вызванного уменьшением трудоспособности или смертью потерпевшего, производится, как правило, ежемесячными платежами.
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге). Подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет (статья 1095 ГК РФ)[[44]].
В данном случае вред, причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещению по выбору потерпевшего продавцом или изготовителем товара. Вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем). Те же лица возмещают вред, причиненный вследствие не предоставления полной или достоверной информации о товаре (работе, услуге). Продавец или изготовитель товара, исполнитель работы или услуги освобождается от ответственности только в случае, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил пользования товаром, результатами работы, услуги или их хранения.
Особой мерой гражданско-правовой ответственности, распространенной в сфере рекламы, является компенсация морального вреда. Согласно статье 151 (ГК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда[[45]]. Физические и нравственные страдания гражданам могут быть причинены, например в случае распространения недостоверной рекламы лекарственных средств.
Другой специальной мерой гражданско-правовой ответственности в соответствии со статьей 38 Закона о рекламе является контр реклама, т.е. публичное опровержение недостоверной рекламы. Такая ответственность применяется только в случае распространения недостоверной рекламы. Форма, место и сроки размещения опровержения определяются судом по иску потерпевшего или антимонопольного органа. Опровержение осуществляется за счет рекламодателя.
Согласно ч. 5 ст. 38 Закона о рекламе за умышленное нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе федеральными законами могут быть установлены иные меры ответственности[[46]]. Указанная норма предполагает возможность наступления уголовной ответственности за умышленное нарушение рекламного законодательства. В России действовала ст. 182 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность, в том числе лишение свободы на срок до двух лет, за заведомо ложную рекламу. Т.е. за использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб, которая была отменена Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ[[47]].
Анализ судебной практики показывает, что проблема ответственности за рекламу, не отвечающую требованиям законодательства, остается актуальной. Решение указанной проблемы потребует комплексных мер. Так, посредством создания наблюдательного или экспертного совета, в качестве ограничивающего и корректирующего механизма, сократится (а в идеале будет ликвидировано) количество неэтичной, скрытой, недобросовестной, недостоверной и наиболее опасной заведомо ложной рекламы. В случае обнаружения такого вида нарушения, как заведомо ложная реклама, при условии ее умышленного создания, распространения и причинения значительного ущерба следует ужесточить меры ответственности до ареста или лишения свободы, в зависимости от тяжести последствий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рекламное дело в России находится на стадии формирования, поэтому довольно часто в сфере рекламы допускаются как этические ошибки так и серьезные нарушения. Реклама является информацией, направленной на привлечение внимания к товару, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, она затрагивает имущественные интересы граждан, поэтому четкая регламентация рекламной деятельности является необходимым условием.
Важнейшей составляющей системы контроля рекламной деятельности является государственное регулирование. Оно достигается как созданием законодательной базы, так и формированием антимонопольных органов разных уровней, осуществляющих контроль.
В России наиболее остро стоит проблема распространения ненадлежащей рекламы. Для ее решения необходимо ужесточить контроль за деятельностью рекламных агентств, усовершенствовать систему органов, осуществляющих контроль в этой сфере. Кроме того, в доработке нуждается законодательство, регламентирующее рекламную деятельность, а именно федеральный закон «О рекламе», поскольку отдельные положения Закона содержат упущения, касающиеся ответственности за распространение ненадлежащей рекламы.
Важнейшими задачами в сфере регулирования рекламы являются следующие:
- четкое разграничение компетенции и функций между федеральными, региональными и местными органами власти;
- устранение противоречий между федеральным законодательством и региональными нормативно-правовыми актами;
- принятие технических регламентов, устанавливающих требования к рекламе, распространяемой различными способами;
-усиление мер ответственности за нарушение рекламного законодательства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Описание нормативно-правовых актов органов законодательной и исполнительной власти
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ// в "Российской газете" от 8 декабря 1994 г. N 238-239;
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ// в "Российской газете" от 6, 7, 8 февраля 1996 г. N 23, 24, 25;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // в "Российской газете" от 31 декабря 2001 г. N 256;
- Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"// в "Российской газете" N 89, 1991 г.;
- Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей"// в "Российской газете" от 7 апреля 1992 г.;
- Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"// в "Российской газете" от 16 декабря 2003 г. N 252;
- Федеральный закон от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ
"О рекламе" (утратил силу)// в "Российской газете" от 25 июля 1995 г.; - Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ
"О рекламе"// в "Российской газете" от 15 марта 2006 г. N 51; - Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"// в "Российской газете" от 27 июля 2006 г. N 162;
- Указ Президента РФ от 23 апреля 2007 г. N 533 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации и признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г. N 1183 "О защите потребителей от недобросовестной рекламы"// в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 апреля 2007 г. N 18 ст. 2180;
- Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе"// в "Российской газете" от 31 июля 2004 г. N 162;
- Постановление Правительства РФ от 17 августа 2006 г. N 508 "Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе"// в "Российской газете" от 23 августа 2006 г. N 185;
- Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии"// в Собрании законодательства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 50 ст. 6096;
Описание книг одного-трех авторов
- Свердлык Г.А., Нечуй-Ветер В.Л. Основные вопросы обязательств по оказанию рекламных услуг -М.: 2010;
Описание диссертаций
- Павловец Е.В. Проблемы правового регулирования отношений в сфере коммерческой рекламы в России и США: Сравнительный анализ: Дис. на соискание уч. степени к.ю.н. М., 2011;
Описание статьи из периодического издания
- Отв. ред. Г.А. Свердлык: Некоторые проблемы правового регулирования отношений в сфере наружной рекламы// Сборник научных статей / М., 2012;
- Сост. И.Г. Шаблинский; Под общ. ред. А.А. Гольцблата: Правовая поддержка рекламы и защита интеллектуальной собственности// Сборник / М., 2011;
Описание учебников и учебных пособий
- Правовое регулирование рекламной деятельности: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Н.Д. Эриашвили и др. М., 2009;
- Свердлык Г.А., Андреев А.Н., Страунинг Э.Л. Проблемы рекламных правоотношений: Учеб. пособие. М., 2010.
Специальные требования к рекламе в зависимости от способа ее распространения
Таблица А.1 - Продолжительность и объем рекламы в детских и образовательных передачах
Продолжительность детской/ образовательной телепередачи |
Объем рекламы в начале и перед окончанием передачи |
До 15 минут |
Реклама не допускается |
15-25 минут |
1 минута |
25-40 минут |
1,5 минуты |
40-60 минут |
2,5 минуты |
Более 1 часа |
3 минуты |
Таблица А.2 - Расстояние от средств наружной рекламы до дорожных знаков и светофоров
Разрешенная скорость движения, км/ч |
Площадь рекламного объявления, м2 |
|||
Более 18 |
15-18 |
6-15 |
Менее 6 |
|
Более 60 |
150 |
100 |
60 |
40 |
60 и менее |
100 |
60 |
40 |
25 |
Таблица А.3 Расстояние между средствами наружной рекламы
Место размещения наружной рекламы |
Площадь рекламного объявления, м2 |
||
Более 18 |
6-18 |
Менее 6 |
|
В пределах населенных пунктов |
150 |
100 |
30 |
За пределами населенных пунктов |
200 |
100 |
40 |
Процесс признания рекламы ненадлежащей
Рисунок Б.1 Процесс признания рекламы ненадлежащей
Полномочия Федеральной антимонопольной службы в рекламной сфере
Процесс подготовки судебных дел о нарушении законодательства о рекламе
Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское прав Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право. Предпринимательское право.