Файл: Понятие и классификация функций государства (понятие и эволюция функций государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

2.1. Общая характеристика внутренних функций государства

Наиболее распространенным является разделение функций государства на внутренние и внешние - в зависимости от целей, а также в зависимости от важности и социальной значимости тех или иных направлений[16].

В настоящее время к постоянным внутренним функциям современного государства относят следующие: экономическую, социальную, экологическую, правоохранительную, культурную функции. В юридической литературе можно встретить и иной перечень функций государства, что обусловлено делением одной функции на несколько отдельных направлений деятельности государства. Так, например, иногда функцию охраны прав и свобод человека и гражданина рассматривают в качестве самостоятельной, а не в качестве составляющей правоохранительной функции, а из культурной функции выделяют функцию поддержки образования и науки. В связи с увеличением значимости сбора налогов некоторые ученые стали говорить о существовании самостоятельной функции налогообложения, которая, по их мнению, не охватывается понятием «экономическая функция государства»[17].

Говоря об экономической функции государства, следует отметить, что собственно экономика представляет собой систему отношений по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ. Поэтому экономическая функция государства заключается в научно проработанной и всесторонне обоснованной бюджетной, налоговой и финансовой политике, в создании стимулов экономического роста для предприятий и организаций различных форм собственности.

В различные исторические периоды данная функция претворялась в жизнь различными методами. Если в период административной системы управления народное хозяйство регулировалось преимущественно директивами, то в условиях рыночных отношений наиболее эффективными выступают финансово-экономические методы, где ведущая роль отводится налогам, кредитам, льготам и пр.

Рыночные механизмы могут последовательно и продуктивно развиваться только в условиях экономической, политической и личной свободы, демократии и разнообразия мнений. Однако они требуют умелого и корректного обращения, многолетнего опыта и четкой правовой регламентации. Здесь также весьма важно учитывать, что свободный рынок есть абстрактная (идеальная) модель, применяемая исключительно для исследования реально существующего рынка. Фактически тенденция развития рыночных отношений заключается в их постепенном приближении к свободному рынку, никогда не существовавшему в действительности[18].


Так, последнее десятилетие ХХ в. ясно показало, что появление разнообразных форм хозяйствования, создание большого числа коммерческих банков, бирж, акционерных обществ фактически представляло собой лишь внешние, формальные атрибуты рыночных отношений, ибо это не привело к резким качественным и количественным изменениям в становлении и развитии экономики нашей страны, как это излагалось в работах отдельных либеральных теоретиков. Одновременно организованная преступность приняла транснациональные масштабы; коррупция проникла в эшелоны власти; бандитизм, распространение наркотиков и незаконные вооруженные формирования стали реальностью общественного бытия. Кроме того, правовая база прошлого советского периода уже не соответствовала требованиям времени, несмотря на многочисленные изменения и дополнения.

Поэтому в настоящих условиях значимость государства в формировании и развитии рыночных отношений является приоритетной. Рост промышленного могущества многих стран мирового сообщества прямо связан с ведущей ролью государства, выступающего гарантом конституционных прав и свобод граждан при проявлении ими творческой инициативы и предприимчивости в рамках, установленных законом. В силу того что в процессе их применения всегда присутствует государство в лице уполномоченных им компетентных органов, то эта деятельность носит публичный характер.

В Российской Федерации реализация экономической функции обеспечивается деятельностью трех ветвей государственной власти. Базовые положения, фиксирующие правовой статус различных видов собственности, закреплены в Конституции РФ[19]. Так, согласно п. 2 ст. 8 Основного закона в нашей стране признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Другие нормативные акты, адресованные законодательной властью предпринимательскому сообществу, устанавливают как общие, так и конкретные условия поведения непосредственных участников рынка.

Ведущее место среди законов, регулирующих сферу экономики, занимает Гражданский кодекс Российской Федерации[20]. Он определяет не только правовой статус субъектов имущественных отношений - граждан и юридических лиц (организаций), но и закрепляет порядок совершения сделок, содержит специальные правила о договорах и обязательствах. Помимо того, кодекс решил целый ряд других существенных вопросов.

В свою очередь, на исполнительную власть возложены обязанности по непосредственному исполнению экономического законодательства. Одновременно судебная власть призвана выступать арбитром в различного рода спорах, вытекающих из экономических отношений.


Существуют следующие основные нормативные направления реализации экономической функции государства: а) закрепление правового статуса собственности; б) определение видов субъектов хозяйственной деятельности, а также их государственная регистрация; в) лицензирование отдельных видов хозяйствования; г) государственный контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов; установление четкой и понятной системы налогообложения; д) обеспечение общего правового режима хозяйствования.

С экономической функцией самым прямым и непосредственным образом связана социальная функция, т.е. осуществление государством заботы о человеке как члене общества: удовлетворение потребностей людей в работе, охране здоровья, образовании, разнообразной поддержке незащищенных групп населения и пр. Поэтому бесспорно, что успешная реализация данных и иных направлений общественной жизни немыслима без высокоразвитой экономики и без постоянного внимания государства к указанным проблемам[21].

Главное предназначение социальной функции - устранение или смягчение негативных тенденций в обществе. В частности, практически любое современное государство вынуждено приспосабливаться к условиям, когда широкое распространение получила безработица, неполная или частичная занятость населения. Поэтому в создавшихся условиях со стороны государства требуется как определенная материальная помощь, так и поддержка усилий заинтересованных граждан по трудовой переориентации, в реальной возможности приобретения новых специальностей, чтобы быть востребованным на современном рынке труда. Для осуществления социальной функции государство создает различные фонды, расходуемые на пенсии, пособия, здравоохранение, образование. Помимо того, как на федеральном уровне, так и на уровне регионов и муниципальных образований могут разрабатываться и реализовываться программы, стабилизирующие занятость населения, создание новых рабочих мест, сокращение безработицы, строительство жилья эконом-класса и пр. Во всем этом призваны воплощаться цели государства - обеспечение человеку достойных условий существования, свободное и всестороннее развитие личности, защита семьи, реализация принципов социальной справедливости и социальной защищенности.

Как известно, окружающая природная среда представляет собой необычайно сложное, многоаспектное, в огромной степени непознанное явление. В его границах исторически получили развитие две формы взаимодействия человека, общества и природы. Первая - это потребление природы индивидом, ее использование для удовлетворения прежде всего своих материальных и духовных потребностей. Такое состояние следует понимать как экономическую форму взаимодействия.


Второй формой взаимодействия призвана выступать охрана окружающей природной среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной среды обитания. В частности, это объясняется тем, что ст. 42 Конституции РФ закрепляет три самостоятельных, но глубоко связанных между собой экологических права человека: право на благоприятную окружающую природную среду; право на достоверную информацию о ее состоянии; право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В свою очередь, благоприятная окружающая среда есть такие условия, параметры которых соответствуют установленным стандартам, обеспечивающим охрану жизни и здоровья человека, растительного и животного мира, сохранение генетического фонда.

Вместе с тем состояние окружающей природной среды во многих регионах планеты оценивается специалистами как кризисное. Под экологическим кризисом понимается такая стадия взаимодействия человека, общества и природы, на которой до предела обостряются противоречия между экономикой и экологией, хозяйственными интересами общества в потреблении и использовании природной среды и экологическими требованиями по обеспечению ее охраны.

В Российской Федерации на основании положений ряда законов решение проблемы загрязнения окружающей природной среды призвано тесно увязываться с ограничением хозяйственной деятельности человека, и прежде всего с нейтрализацией антропогенных воздействий на естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, землю, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иную растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд и природные ландшафты.

Поэтому в настоящее время экологическая функция представляет собой хотя и относительно новое, но активно развивающееся направление деятельности Российского государства, связанное с обострением экологической ситуации как в нашей стране, так и во всем мировом сообществе. Она выражается не только в разработке природоохранного законодательства, призванного устанавливать правовой режим охраны окружающей природной среды, но и обеспечении эффективного принятия мер административного, гражданского, уголовного и иного законодательства к юридическим, должностным и физическим лицам, совершившим противоправные деяния в данной сфере социальных отношений[22].

Функция охраны правопорядка представляет собой деятельность государства, связанную с обеспечением точного и полного осуществления его законодательных установлений и требований всеми участниками социальных отношений: юридическими лицами (организациями) и физическими лицами (гражданами). Правопорядок выступает в качестве фактической основы жизни современного цивилизованного общества. В условиях стабильного правопорядка целенаправленно и эффективно развивается народное хозяйство; достигается должное взаимодействие между законодательной, исполнительной и судебной властью; активно работают различные политические партии, общественные движения и иные организации граждан; реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяются его духовные, нравственные и материальные потребности.


В современных условиях социальная и государственная жизнь должна базироваться на положениях справедливых законов, где всесторонние интересы личности, общества и государства охраняются от любых противоправных посягательств. В этих условиях борьба с правонарушениями является важным, но не главным элементом правоохранительной деятельности государства.

Предназначение культурной функции заключается в том, что она призвана поднять как собственно культурный, так и духовный, нравственный, интеллектуальный и образовательный уровень граждан, что, безусловно, должно характеризовать современное цивилизованное общество. Поэтому в настоящее время ее содержание составляет разносторонняя государственная поддержка, прежде всего финансовая и материальная, развития культуры: литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования. Именно культура является важнейшим составляющим элементом в деле воспитания социально активного человека и гражданина.

В свою очередь, в условиях современного общества результаты и эффективность воздействия культуры на воспитание измеряются и определяются не столько тем, как она обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать многочисленные задачи в самых различных жизненно значимых сферах.

Помимо того, наибольшее существенное влияние государство оказывает непосредственно на политическую культуру общества, носителями которой прежде всего выступают политические партии, общественные движения, профессиональные и творческие союзы, их лидеры и руководители, а также иные представители инициативных граждан. Развитие политической культуры, в свою очередь, образует важнейшую предпосылку развития и нормального функционирования политической системы общества, всех ветвей государственной власти.

2.2. Общая характеристика внешних функций государства

Внутренние функции государства самым непосредственным образом связаны с внешними функциями. Выполнение последних обеспечивает равноправное существование Российского государства в современном крайне противоречивом мире, все более становящемся взаимозависимым и взаимообусловленным.