Файл: Понятие и классификация функций государства (понятие и эволюция функций государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Внешние функции государства представляют собой основные направления деятельности государства, непосредственно связанные с решением стоящих перед ним на международной арене целей.

Последние никогда не были и практически не могут быть одинаковыми для всех государственных образований и государств. Они зависят от характера существующего в стране политического режима и типов государств, от этапов развития одного и того же государства, от складывающейся в мире международной обстановки, характера взаимоотношений сосуществующих друг с другом государств, а вместе с тем от социально-классовой сущности и содержания государства, его социально-классовой предопределенности и направленности, а также в значительной мере - от его идеологической обусловленности. Нет и не может быть у государства таких целей и задач, а вместе с ними и соответствующих функций, которые не были бы обусловлены его сущностью, содержанием, идеологическими воззрениями правящих кругов, его социально-кассовым назначением[23].

Среди внешних функций государства выделяются следующие: функция обороны; функция экономического, политического, культурного и иного сотрудничества с другими странами; функция борьбы с международным терроризмом.

Функция обороны страны как во все прошлые эпохи, так и в настоящее время имеет первостепенное значение. Она базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности вооруженных сил, отвечающих требованиям безопасности общества и государства, и предназначается для защиты нашей страны от каких-либо внешних угроз жизненным интересам граждан, ее территориальной целостности и суверенитета.

Понятие функции обороны страны многоаспектно и неоднозначно, поскольку на различных этапах реализуется не только сугубо военными, но и иными средствами: политическими, дипломатическими, экономическими. Так, применение политических средств в конкретной напряженной обстановке может предупредить начало вооруженного конфликта, устранить угрозы применения силы для его разрешения, прекратить враждебные действия конфликтующих сторон и создать предпосылки для политического разрешения противоречий между ними.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что высокая обороноспособность государства реально обеспечивается прежде всего развитой и эффективной экономикой; опирающимися на новейшие достижения научно-технического прогресса соответствующими отраслями промышленности, позволяющими как удовлетворять материальные потребности общества, так и производить все необходимое для укрепления оборонного потенциала Российского государства. Одновременно элементом сохранения мощи вооруженных сил и источников их обеспечения является баланс финансовых и производственных возможностей и целей войны[24].


Оборона страны предполагает не только наличие четко разработанной военной стратегии оборонительного характера, но и обязательное развитие как военной, так и фундаментальной и прикладной науки; широкое внедрение нанотехнологий; реконструкцию имеющихся и строительство новых, соответствующих производственных мощностей, способных в достаточном количестве обеспечить армию и флот всеми современными видами вооружения. Так, военный конфликт с Грузией в августе 2008 г. наглядно продемонстрировал недостатки в оснащении российской армии различными видами специального вооружения, беспилотными летательными аппаратами, средствами радиоэлектронной борьбы, связи, технической разведки, приборами ночного видения и пр.

Функция сотрудничества с другими странами и народами. Это многоплановая деятельность государства, направленная на установление, развитие и укрепление равноправных политических, экономических, культурных и иных связей, отношений, гармонично сочетающих интересы России с конкретными интересами других государств мирового сообщества. Современное состояние дел объективно требует интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни всех цивилизованных государств, объединения их общих усилий для более эффективного решения внутренних проблем каждого государства в отдельности и мирового сообщества в целом. Данное сотрудничество предполагает широкий и взаимовыгодный подход к интеграционным вопросам, умение совместными усилиями находить наиболее рациональные решения, отвечающие интересам не только конкретной страны, но и иных субъектов мирового сообщества[25].

В современном глобализирующемся мире одной из главных угроз для национальной стабильности и безопасности многих государств стал международный терроризм, представляющий собой активную разрушительную силу, широко использующую финансовую, материальную и организационную поддержку извне. Как правило, подобного рода противоправные деяния всесторонне спланированы и скоординированы, что предъявляет высокие требования к состоянию дел в подразделениях специального назначения. В частности, в определенной мере меняются приоритетность и направленность финансовых затрат, организация материально-технического обеспечения, поскольку для упреждения террористических акций необходимо «нетрадиционное» оснащение военных структур, новое качество подготовки личного состава.

Поэтому борьба с международным терроризмом требует укрепления межгосударственного сотрудничества и во многих случаях развития как военно-политической, так и военно-экономической интеграции[26].


Таким образом, функции государства - это цельная, взаимосвязанная деятельность всей системы органов государственной власти, направленная на гармоничное духовное, нравственное, культурное, экономическое и социальное развитие общества, человека и гражданина.

2.3. Трансформация функций государства в современном мире

Сущность государства всегда определялась через систему функций, которые оно выполняло в тот или иной исторический период времени. С.И. Архипов выделяет следующие тенденции трансформации некоторых функций государства в современном обществе[27].

1. Стирание четкой границы между внутренними и внешними функциями современного государства. Правоохранительная функция (охрана правопорядка, борьба с преступностью) все чаще предполагает взаимодействие с другими государствами по выявлению, пресечению, расследованию правонарушений (терроризм, транзит наркотических средств, киберпреступления). Экономическая функция, и так изначально предполагающая в том числе валютное регулирование, тарифы и особенности импортного и экспортного оборотов, внутреннюю и внешнюю логистику, таможенный контроль и т.д., в условиях глобального рынка и непростой геополитической ситуации трансформируется в единую внутреннюю и внешнюю экономическую функцию государства, осложненную еще и разного рода экономическими санкциями, имеющими политические нерыночные причины, но оказывающими огромное влияние на экономику. Экологическая функция также не может делиться на внутреннюю и внешнюю, так как любые крупные экологические проблемы неминуемо сказываются на природно-климатических условиях существования и выживания Земли. Например, сильные пожары в Сибири и на Урале влияют на количество кислорода в атмосфере всей планеты.

2. Экономическая функция государства усиливается в связи с кризисными явлениями экономики и несовершенством банковской сферы. События последних десятилетий, включая кризис 2008 г., показали, что глобальный рынок не в состоянии развиваться самостоятельно, а банковская система многих стран может рухнуть в связи с экономическими проблемами одной страны. В 2008 и последующих годах разные государства собственными вливаниями денежных средств (в том числе за счет бюджета) в банковскую систему спасали страны от экономического кризиса. Центральный банк Российской Федерации (далее - Банк России) как государственная структура теперь активно следит за курсом национальной валюты и регулирует его, контролируя процесс инфляции, ужесточает требования для получения банковской лицензии. Кроме того, уже упомянутые политические санкции заставляют именно государство защищать экономику от потерь, активно стимулировать отдельные виды бизнеса.


3. В отдельную функцию складываются охрана ресурсов и регулирование численности населения в государстве. Ресурсы продовольственные, природные, энергетические находятся в прямой корреляции с численностью населения, и именно на государство ложится ответственность за их сохранность и разумное использование как основы для продолжения жизни будущих поколений нации. Так, Китай ограничивает численность населения, а Россия, наоборот, с учетом территорий стимулирует прирост населения (материнский капитал и т.д.).

4. Возрастание роли экологической функции. Еще полвека назад эту функцию только начали выделять как отдельную функцию государства, а теперь это его важнейшая функция. Всего за сто последних лет деятельности человечества достигнут предел нагрузки на экосистему планеты. В России 2017 г. был объявлен Указом Президента РФ Годом экологии. Еще раз подчеркнем, что только силой государства можно эффективно защищать окружающую природную среду.

5. Технологизация и информатизация функции охраны правопорядка. Введение и постоянное увеличение камер видеонаблюдения и работы с ними, экспертиза ДНК, борьба с разрастающейся кибернетической преступностью. Даже документооборот государственных органов (прокуратуры, суда, полиции) постепенно становится электронным, компьютерные файлы заменяют бумажные папки с делами, правовая статистика обрабатывается специальными программами, электронный доступ к любому незасекреченному решению (приговору) суда осуществляется через специальные правовые электронные порталы.

6. Возрастание роли инновационной функции государства. О необходимости развития инновационной деятельности, внедрения инноваций и формирования национальной инновационной системы было сказано в прошлом параграфе настоящей главы. Важно понимать, что это ключевая задача каждого государства, главнейшая с точки зрения конкуренции обществ. Наиболее инновационно развитое общество будет наиболее конкурентоспособным. На сегодняшний день российские компании достигли прорыва в сфере военно-промышленного комплекса и в некоторых сферах информационных технологий[28].

7. Расширение и увеличение значения информационной и идеологической функций государства. Если в прошлом веке государства осуществляли информационный контакт с населением в основном в школе, вузе, через рабочие собрания и совещания, а также путем печатных средств массовой информации, радио и телевидения, то сегодня, с развитием Интернета и многочисленных электронных устройств связи (гаджетов), большая часть информационного обмена населения перешла в реальность виртуальную, где информационные потоки не только сверхмногочисленны, но и малоконтролируемы по своим источникам. Деятельность практически всех СМИ осуществляется в виртуальной информационной среде как наряду с традиционными формами, так и помимо них. Поэтому информационная функция государства, призванная обеспечить всем равный доступ ко всем видам информации, а также защитить население от вредоносной информации, сегодня тесно переплетается с идеологической функцией государства, назначение которой - формирование у граждан идей гуманизма, патриотизма и нравственности.


8. Борьба с коррупцией становится самостоятельной функцией государства. Речь идет не только о Российской Федерации. Коррупция неотделима от деятельности государственного аппарата и присутствует в любом государстве на любом историческом этапе его существования.

9. Актуализация функции защиты страны от нападения извне. История последних десятилетий, связанная с вторжением вооруженных сил стран НАТО в Ирак, Гаити, Афганистан, Югославию, Ливию, Сирию, а также с резкими диалогами с Северной Кореей, Ираном, Россией, заставляет многие государства мира задуматься об укреплении своей обороны. Особенно актуально это для государств, обладающих большими запасами природных ресурсов.

10. Усиление функции международного сотрудничества и создания международных организаций. Несмотря на определенные противоречия в международном сообществе и санкционные режимы, которые стали, на наш взгляд, неадекватным способом решения политических проблем путем вмешательства в рыночные отношения, глобальная экономика развивается и ищет новые пути развития и стабилизации международных отношений. Например, созданы такие достаточно молодые и эффективные организации, как ШОС, БРИКС, Таможенный Союз ЕАЭС. Правовая составляющая деятельности этих организаций активно обсуждается на Евразийском правовом конгрессе и в Институте права БРИКС, созданном на базе Уральского государственного юридического университета[29].

Таким образом, практически все функции государства на данном историческом этапе, сохраняя свое изначальное значение, приобретают новое, то есть трансформируются прежде всего под влиянием глобальных информационных процессов, экологических и демографических изменений, острой инновационной конкуренции и возросших военных и идеологических угроз.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенного исследования автор приходит к следующим выводам.

В современных условиях вся функциональная деятельность государства призвана обеспечить достижение фундаментальных целей, закрепленных в Основном законе страны: духовное, нравственное, физическое и материальное благополучие человека и гражданина; реальная правовая и социальная защищенность личности; ее всестороннее развитие.

Следовательно, функции государства - это цельная, взаимосвязанная деятельность всей системы органов государственной власти, направленная на гармоничное духовное, нравственное, культурное, экономическое и социальное развитие общества, человека и гражданина.