Файл: Понятие и классификация функций государства (понятие и эволюция функций государства).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
1.1. Понятие функций государства
1.2. Основные признаки и виды функций государства
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
2.1. Общая характеристика внутренних функций государства
2.2. Общая характеристика внешних функций государства
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
1.1. Понятие функций государства
Сущность государства наиболее ярко проявляется в его функциях, в которых отражается социальная роль и предназначение государства. Основное предназначение государства состоит в управлении социальными делами, в развитии экономики, науки, культуры, здравоохранения и образования, в защите правопорядка, общественной и национальной безопасности, разрешении возникающих конфликтов, в способности противостоять различного рода кризисным ситуациям, в поддержании долговременных и многогранных связей с другими странами и народами[1].
При всех противоречиях и сложных моментах по своей глубинной сути государство представляет собой конструктивное явление, ибо без него невозможно активного и целенаправленного воздействия как на общество в целом, так и на различные сферы, структуры и, безусловно, на отдельную личность. Поэтому, являясь властной руководящей системой, государство естественно призвано выполнять ряд функций, ибо пассивность, безучастность, нерешительность противоречат самой природе данного исторически сложившегося феномена.
В отечественной юридической науке функции государства (от лат. functio - исполнение, осуществление, обязанность, работа) определяются как ведущие (центральные) направления его деятельности по решению стоящих перед ним целей и задач в интересах всего общества. Функции детально и наиболее зримо отражают смысл, самое глубинное и устойчивое в государстве - его сущность. Последняя понимается как вопрос о том, кому принадлежат в стране властные полномочия, кто их осуществляет, в интересах каких классов, групп и иных социальных слоев.
Вместе с тем следует учитывать, что функции обладают взаимосвязанным, разносторонним, комплексным характером, поскольку сосредотачивают и генерируют в себе практические меры государства по непосредственному воплощению в жизнь базовых, социально важных и необходимых направлений его внутренней и внешней политики.
Функции государства непосредственно связаны с многообразными, первостепенными задачами, постоянно возникающими передним на конкретном этапе развития, и выступают в качестве средств, позволяющих разрешать соответствующие вопросы. История говорит о том, что содержание таких задач, как правило, диктуется широким спектром внутренних и внешних факторов.
В частности, наличие реальной угрозы нападения со стороны противника обязывает каждое государство к энергичной мобилизации всех имеющихся военных, материальных, людских и прочих ресурсов на подготовку к отражению агрессии. В свою очередь, рост преступности, а также развитие иных процессов, негативно воздействующих на состояние правопорядка и общественной безопасности, заставляют государство принимать жесткие меры законодательного и организационного порядка по противодействию негативным явлениям. Одновременно кризисное состояние экономики, рост безработицы и социальное напряжение внутри страны требуют безусловной концентрации усилий и воли государства, направленных на разрешение указанных проблем[2].
Один из современных исследователей российского государства как субъекта конституционно-правовых отношений отмечает тенденцию к трактовке функций государства с позиций теории управления. По ее мнению, такой поход весьма плодотворный ввиду изменения наших представлений о современной государственности, сущности государства, его социальном предназначении и служебной роли. «Изменения идеологической основы, на которой базировалась теория функций социалистического государства, а также необходимость перехода к новой общецивилизационной парадигме устойчивого развития требуют уточнения и изменения акцентов в определении функций государства и их классификации», - полагает Н.В. Бутусова[3]. В качестве примера такого понимания функций государства с позиций теории управления приводится определение функции государства как управленческого воздействия государства в определенной сфере общественных отношений, направленное, в конечном счете, на сохранение данного общества, обеспечение его целостности и жизнедеятельности[4].
Сторонником смещения акцента с позиций направлений деятельности государства в сторону механизма осуществления этой деятельности, судя по всему, является Л.А. Морозова, позиция которой заключается в понимании функций государства как особого механизма государственного воздействия на общественные процессы и отношения, определяющего главные направления и содержание его деятельности по управлению обществом. Аргументация такого подхода основана на признании того, что осуществление конкретных функций может как стабилизировать развитие общества, оказывать созидательное влияние, так и усиливать его кризисное состояние[5].
Такая аргументация небезосновательна. Так, Н.В. Черноголовкин отмечал, что не всякая сторона фактической деятельности государства всегда точно соответствует его функциям: в отдельных случаях она может вступить в определенное противоречие с ними, что влечет за собой снижение темпов развития, растрачивание средств и сил государства на осуществление несвойственной ему деятельности[6].
При этом у Л.А. Морозовой все же сохраняется понимание функций государства как главных социально-значимых направлений его деятельности на конкретно-историческом этапе развития общества[7].
Ю.А. Тихомиров задается вопросом: как действует механизм осуществления функций государства? По его мнению, наиболее правильный ответ заключается в раскрытии механизма управления государственными делами как способа воздействия государства на процессы, протекающие в обществе[8].
Однако, по мнению Н.В. Бутусовой, определение функций государства ни как управленческого воздействия или механизма государственного воздействия, ни как основных направлений деятельности государства не позволяет акцентировать внимание на главном предназначении государства - служить обществу в интересах его развития и процветания. В этом предназначении государства, как полагает Бутусова, и заключается сущность и социальное назначение подлинно демократического государства, которые выступают как однопорядковые явления[9].
H.В. Бутусова предлагает свое определение функций современного демократического государства как социального назначения государства обеспечивать упорядочивающее воздействие на общественные отношения и процессы в различных сферах жизни общества в целях его процветания и развития на основе общечеловеческий ценностей и в гармонии с природой[10].
Интересный подход к определению функций государства продемонстрировали Бабаев В.К. и Бабаев С.В. Помимо основных направлений деятельности государства, исследователи включают в определение цели, методы, формы и средства осуществления этой деятельности[11].
В специальных диссертационных исследованиях последних лет, которые посвящены функциям государства и формам их реализации, представления исследователей о функциях государства сходятся в определении последних как объективно необходимых, основных, целенаправленных направлений деятельности государства, осуществляемых в жизненно важной сфере общественных отношений, выражающих его сущность и социальное назначение, осуществляемые в специальных формах и с помощью специальных методов[12].
1.2. Основные признаки и виды функций государства
В качестве наиболее значимых и существенных признаков функций государства выделяются следующие:
а) исторически и объективно сложившаяся предметная деятельность государства, без осуществления которой оно не может обойтись в конкретных наиболее значимых сферах социальной жизни (экономика, наука, культура, образование, здравоохранение, политика, охрана окружающей природной среды и т.д.). Функция государства не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе либо на протяжении всего своего существования обойтись не может;
б) наличие неразрывной связи между сущностной характеристикой государства и его социальным назначением, что призвано находить реальное воплощение в его повседневной целенаправленной деятельности;
в) направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе развития общества;
г) определенные властные (как правило, правовые) формы реализации функций государства, связанные с использованием специфических, в том числе принудительных, субординационных методов, свойственных государственной власти (убеждение, дозволение, запрет);
д) выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность, поскольку конкретизирует, уточняет цели государственного управления на каждом историческом этапе.
В конечном итоге в современных условиях вся функциональная деятельность российского государства так или иначе призвана обеспечить достижение фундаментальных целей, закрепленных в Основном законе страны: духовное, нравственное, физическое и материальное благополучие человека и гражданина; реальная правовая и социальная защищенность личности; ее всестороннее развитие. Только таким образом возможен общественный прогресс, дальнейшее поступательное совершенствование всей системы социальных, цивилизованных отношений[13].
В научных исследованиях функции государства классифицируются по многим основаниям: в зависимости от продолжительности действия (постоянные, временные); по степени значимости (основные, не основные); с учетом сферы осуществления (внутренние, внешние).
В частности, в качестве основных внутренних направлений деятельности государства исследуются: экономическая, социальная, правоохранительная, экологическая, культурная функции. В отдельных работах представлены характеристики функции налогообложения, правоохранительной функции, политической функции и прочие.
Вместе с тем необходимо учитывать тот факт, что, по существу, деление по вышеозначенным критериям является условным, поскольку функции государства не есть что-то навсегда застывшее и неизменное. Так, в настоящих условиях нельзя представить экономическую функцию без активной внешнеторговой и иной хозяйственной деятельности, а претворение в жизнь многих социальных программ немыслимо без наличия в государстве достаточных финансовых средств и разнообразных материальных ресурсов. В свою очередь, функция обороны страны не только зависит от состояния экономики, но и самым непосредственным образом связана с состоянием фундаментальной и прикладной науки, с уровнем образования в стране, с качественной подготовкой специалистов для различных отраслей промышленности, с активным использованием современных технологий и разработок.
Функции государства подвержены эволюционным процессам. Так, в настоящее время наибольшую актуальность представляют собой глобальные проблемы планетарного масштаба, жестко затрагивающие интересы всех народов: изменение климата, защита окружающей природной среды, загрязнение атмосферного воздуха, водных ресурсов, обеспечение энергосбережения и пр. Это означает необходимость совместных усилий подавляющего большинства государств, направленных на решение указанных вопросов, и вызывает развитие соответствующих функций на международном уровне[14].
У современного государства, осуществляющего свою многогранную деятельность в весьма сложном и противоречивом мире, требующем его особого внимания сразу не к одной, а к нескольким сферам жизни общества, нет и не может быть только одной основной (главной) функции[15].
Таким образом, в настоящее время нет необходимости возвращаться к уже пройденному пути и пытаться вычленять из всего многообразия функций одну или даже две главные государственные функции. Их число и сам статус не остаются неизменными. Он развивается в зависимости не только от смены типов и приоритетов различных государств, но и от стадии или этапов развития одного и того же государства.