Файл: Роль мотивации в поведении организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 3. История исследования проблемы мотивации

Уровень притязаний характеризует трудность задач, выбираемых человеком в своей деятельности, на решение которых он претендует, побуждаемый определенными мотивами. Результат, достигнутый в деятельности, в масштабах цели, выходящей за рамки частных задач, может изменять уровень притязаний.

Расцвет исследований мотивации достижения связывается с именем Д. Мак-Клелланда, по мнению которого мотивация достижения формируется прижизненно в зависимости от воспитания ребенка. Если успехи ребенка подкрепляются положительно окрашенными действиями родителей, а неуспех – наказанием, то у ребенка в дальнейшем формируется мотивация к успеху. Именно это влияет на установки личности в процессе трудовой деятельности.

Дальнейшее развитие исследований проблем мотивации продолжено в работах Дж. Аткинсона, которые и стали основой для дальнейших разработок новых концепций и моделей мотивации достижения. Согласно модели рискового выбора, сформулированной Дж. Аткинсоном, мотивация достижения есть функция от трех составляющих: мотив, ожидание, ценность. Причем, мотив рассматривается как личностная характеристика, а ожидание и ценность – как ситуативные. Ожидание рассматривается как предвосхищение определенных последствий выполняемых действий, а ценность – как относительная привлекательность или непривлекательность этих действий, в то время как мотив определяется как обобщенная диспозиция личности. Детальная разработка проблемы мотива как личностной детерминанты позволила Дж. Аткинсону в мотивации достижения выделить два компонента: мотивация к успеху и мотивация избегания неудач. В то же время, по свидетельству Дж. Аткинсона, ценность задачи зависит от ее трудности: чем труднее задача, тем больше ее ценность, и, наоборот[17].

В проблеме изучения мотивации особое место отводится так называемой теории «социальной мотивации», основоположником которой был Курт Левин. Он рассматривал мотивацию как динамический целостный процесс, т.е. как взаимодействие личностного детерминанта с психологическим окружением.

По свидетельству Б. В. Зейгарник, К. Левин выявил постоянную связь поведения человека с побуждающими его потребностями и мотивами. В исследованиях автора показано, что человек всегда существует в определенной «актуальной ситуации», в некотором «силовом психологическом поле», где каждая вещь выступает не сама по себе, а в ее отношении к человеку, точнее к его потребностям и стремлениям. По теории психологического «поля», каждая вещь или явление, с которым взаимодействует человек, обладает валентностью.


Однако здесь прослеживается преувеличение роли внешних побуждений, так как за валентностью вещей стоит не сущность, не реальное содержание, а внешнее проявление вещи. В теории К. Левина и его последователей интересны также положения о «насыщении» и «замещающей» деятельности, на основании которых автор объясняет причины прерванной деятельности после возникших сложностей, которые он видит в преобладании замещающей деятельности.

В исследовании проблемы мотивации интересны также работы Х. Хекхаузена, который рассматривает мотивацию достижения как функцию от произведения «ожидание и ценность», и в отличие от Дж. Аткинсона, мотив рассматривается как когнитивное образование. В целом модель Х. Хекхаузена о мотивации достижения больше похожа на информационную модель [18].

Иной аспект мотивации достижения приведен в работах А. Маслоу. Общеизвестная пирамида А. Маслоу основана на постепенном осложнении потребностей человека, начиная с физиологических потребностей и кончая высшими духовными потребностями[19]. По свидетельству П.А. Рудика, желания, привычки, чувство долга являются мотивами. А согласно К.К. Платонову, основу мотивов составляют психические процессы, состояния и свойства личности и др. Как отмечает Е.П. Ильин, мотив разными исследователями рассматривается по разному, как потребность, как цель (предмет удовлетворения потребности), как побуждение, как намерение, как устойчивые личностные свойства (диспозиции) и как сложное интегральное понятие[20].

Предложены различные классификации, мотив которых осуществляется по разным основаниям. Так, согласно одной из классификаций, основанной на детерминантах активности и деятельности, мотивы подразделяются на биологические и социальные, а также выделяются мотивы самоуважения, самоактуализации, мотивы стремления к результату (мотивы достижения), мотивы-стремления к самой деятельности, мотивы к успеху и избегания неудачи. Согласно другой классификации, основанной на стимулах, побуждающих к действиям, мотивы подразделяются на внутренние и внешние. Третья классификация мотивов опирается на установки, моральные и нравственные качества личности. Согласно этой классификации мотивы бывают личные и социальные, эгозначимые и общественнозначимые, идейные и нравственные мотивы, коллективистские и др[21]. Следующая классификация основывается на проявляемых человеком видах деятельности. Таких как игра, учеба, профессиональная деятельность, хобби, общественная деятельность, спортивная деятельность и др. При классификации мотивов учитывается и их временная характеристика, на основе которой выделяются ситуативные и периодически проявляющиеся мотивы, а также кратковременные и устойчивые мотивы[22].


По И.А. Васильеву и М.Ш. Магомед-Эминову, мотивы бывают обобщенноустойчивые и конкретно-устойчивые, обобщенно-неустойчивые и конкретно- неустойчивые. Обобщенно-устойчивые мотивы выражаются в индивидуально- психологических особенностях личности. К этим мотивам относятся мотив стремления к успеху и мотив избегания неудачи. Причем, эти мотивы проявляются независимо от типа, места и времени деятельности. В этом контексте мотив стремления к успеху рассматривается как положительная характеристика личности, а мотив избегания неудачи – как отрицательная характеристика.

Конкретно - устойчивым мотивам свойственна периодически воспроизводимая определенная деятельность. Обобщенно-неустойчивые мотивы имеют обобщенное предметное содержание без разделения и различения. И, наконец, конкретно-неустойчивые мотивы характеризуются наличием конкретной цели при отсутствии большой временной перспективы.

С точки зрения другой классификации, основанной на функциях мотивов, выделяют три вида: фактически действующие неосознанные; фактически действующие осознанные мотивы и «понимаемые» мотивы. Е.П.Ильин подчеркивает, что неосознанные мотивы выполняют роль побудителя к активности, осознанные мотивы выполняют как побудительную, так и смыслообразующую и объяснительную функции, в то время как «понимаемые» мотивы выполняют либо объяснительную, либо смыслообразующую функции. Последний вид мотивов может играть одну из функций, либо ту и другую функции одновременно. Проведенный анализ позволяет выделить те личностные свойства, которые позитивно связаны с профессиональной мотивацией. К ним относятся волевой самоконтроль, интеллект, эмоциональная устойчивость, особенности когнитивных стилей, интернальность, высокий уровень ответственности, творческая направленность, альтруизм.

Таким образом, между потребностью и профессиональной деятельностью человека существует целая серия опосредствующих звеньев. Это, прежде всего, субъективное выражение потребностей, их осознание в форме интересов, желаний, целей, влечений и т.д., которые при определенных условиях становятся мотивом поведения человека. Мотив воплощается в решение действовать, а решение – в само действие. Поэтому мотивационная сфера личности представляет собой сложную, многоуровневую неоднородную систему побудителей активности человека.


2. Анализ эффективности мотивации персонала компании ООО «РЕД БУЛЛ (РУС)»

2.1. Анализ системы управления компанией ООО «РЕД БУЛЛ (РУС)».

Общество с ограниченной ответственностью «РЕД БУЛЛ (РУС)» является представителем торговой марки Red Bull (правообладатель – Ред Булл ГмбХ (Red Bull GmbH)) в России. Компани ведет свою деятельность на рынке оптовых и розничных продаж безалкогольных напитков. Глобальная история компании насчитывает 31 год, представительства открыты в 171 стране мира. В компании Red Bull по всему миру трудоустроены около 11500 работников, численность персонала российского представительства – ООО «РЕД БУЛЛ (РУС)» составляет на момент исследования Основной код деятельности ООО «РЕД БУЛЛ (РУС)» на территории России (по коду ОКВЭД ред.2): 46.34.1 – «Торговля оптовая соками, минеральной водой и прочими безалкогольными напитками». Рынок безалкогольных и энергетических напитков России, в целом, в последние 5 лет стабилен[23][24].

Управление компанией ООО «РЕД БУЛЛ (РУС)» осуществляется на основе системного принципа. Причем каждое формируемое подразделение становится самостоятельным центром прибыли и центром принятия решений. Уровень самостоятельности подразделений на практике реально высок. Едиными для всех подразделений являются стратегия и ее функциональные разновидности (в т.ч. кадровая стратегия), этические нормы и ценности, корпоративная культура. В зависимости от доминирующей стратегии развития, территориальные подразделения, применяя инструменты анализа рынка, мониторинга и бенчмаркинга, разрабатывают собственную стратегию развития в регионе, за который они отвечают. Впоследствии генеральная стратегия подразделения становится основой для формирования функциональных стратегий в области маркетинга, логистики, сбыта и HR.

Структуру элементов системы управления ООО «РЕД БУЛЛ (РУС)» следует охарактеризовать как четкую, недостаточно гибкую, многоуровневую структуру с однозначным распределением полномочий (рисунок 2).

генеральный директор

финансовый директор

главный бухгалтер

бухгалтерия

финансовый менеджер

финансовый отдел

маркетинг-директор


отдел маркетинга

коммерческий директор

руководитель направления On-Premise

отдел On-Premise

руководитель направления Off-Premise

отдел Off-Premise

HR-директор

отдел кадров

директор логистики

отдел логистики

Рис. 2. Внешняя (материальная) структура системы управления компанией ООО «РЕД БУЛЛ (РУС)».

Главное преимущество этой структуры заключается в том, что в компании присутствует единоначалие, то есть руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всех отделов, в то же время эта структура довольно проста и экономична. В организационной структуре представлено 3 уровня менеджмента.

Система управления в ООО «РЕД БУЛЛ (РУС)» сформирована, имеет четкие границы и вплетена в линейно-функциональную структуру управления. Коммуникационные каналы грамотно продуманы и многочисленны, налажены каналы директивной связи и обратной связи, также в компании придается достаточное значение горизонтальной коммуникации и социально-психологическому климату. За счет грамотной своевременной коммуникации, продуманной маркетинговой стратегии система управления ООО «РЕД БУЛЛ (РУС)» обладает высокой адаптивностью. Управляемость следует оценить как сниженную, поскольку присутствует значительный уровень текучести среди линейного персонала (около 25% уровень текучести среди линейного персонала составила), а квалификация лоу-менеджеров оценивается как недостаточная (лишь 70% лоу-менеджеров подтвердили достаточную квалификацию в ходе годовой оценки за 2018 г.). Достижимость в сформированной системе управления компанией не является высокой, поскольку при достаточной продуманности целей и задач, грамотном разложении их на этапы прослеживается непоследовательность в решении задач линейным персоналом.

Таким образом, проведенгный в даннмо подразделе анализ системы управления компанией ООО «РЕД БУЛЛ (РУС)» показал, что в ней сформирована четко структурированная, достаточно устойчивая и в высокой степени адаптивная система управления. Однако сформированной системе управления не хватает управляемости и достижимости.