Файл: Анализ кредитных операции банка и их роль в формировании его доходов и расходов..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 310

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По данным таблицы можно сделать следующие выводы высокая доля кредитных средств в общем объеме активов свидетельствует о том, что кредитная деятельность является для ВТБ (ПАО) основной. Так доля кредитного портфеля в 2015г. составляла 85 %, 2016г.-88,6 % (на 3,6 % больше), 2017г.-89,8 % (на 4,8 % больше, чем в 2015г.). Если рассматривать кредитный портфель по сегментам кредитования, то в 2015-2017гг. кредитный портфель банка ВТБ (ПАО) представлен корпоративными кредитами а кредитный портфель ВТБ (ПАО) представлен розничными кредитами.

2.3 Предложения по совершенствованию организации кредитных операций

Таким образом, основными инструментами, используемыми банком при реализации кредитной политики, являются: градация клиентской базы; установление лимитов по валютам, срокам, обеспечением, объемам кредитования; построение рейтингов клиентов; делегирование полномочий на самостоятельное принятие решений директорами отделений.

Элементы процесса формирования кредитной политики логично выходят из алгоритма адаптивного управленческого процесса:

1. Присутствие возбуждающих воздействий раздражителей-активаторов и ответ банка на эти возбуждения.

2. Сбор и анализ данных для оценки сложившейся ситуации. Осознание важности согласования действия раздражителей.

3. Совместная разработка реалистичных целей и их трансформация во внутренние мотивы.

4. Разработка адаптивных моделей кредитной политики, общие параметры которых создаются высшим органом банка, а адаптация на конкретные условия производится подразделениями банка путем отбора критериев второго порядка.

5. Выполнение поставленных задач путем выбора необходимых адаптивных моделей и их реализации.

6. Текущее отслеживание процесса реализации с присутствием самоанализа и самомониторинга. Определение эффективности выполнения задачи руководящими органами по модели «вход-выход».

7. Прогностическое регулирования путем совместного прогнозирования дальнейшего развития на основе внешнего анализа и самоанализа результата и внесения изменений в существующую модель деятельности согласно выявленных резервов.

Для проведения адаптивного планирования деятельности банка и формирования кредитной политики необходимо разработать удобную и эффективную систему факторов влияния на банковскую деятельность. В таблице 5 представлен авторский подход к систематизации факторов формирования кредитной политики.


Таблица 5.

Факторы формирования кредитной политики банка с целью повышения экономической безопасности банка)

Группа факторов

Сущность анализа

Источники информации

Методы анализа

1

2

3

4

Макросреда

Анализ макроэкономических показателей;

Исследование политической ситуации в стране;

Анализ законодательной базы (сущность, особенности, изменения)

СМИ, статистические сборники, законодательные документы

Сравнительный анализ, регрессионный анализ, факторный анализ, метод экспертного прогнозирования

Конкуренты

Определение основных конкурентов, их позиций на рынке; Отслеживание стратегий конкурентов;

Анализ продуктовой линейки банков-конкурентов

Результаты маркетинговых исследований, СМИ,

Конкурентный анализ, метод экспертного прогнозирования

Потенциальная клиентская база

Анализ рентабельности предприятий;

Определение уровня доходов населения;

Исследование рентабельности отраслей и определения их перспективности

Результаты маркетинговых исследований, СМИ

метод экспертного прогнозирования, метод нейронных сетей

Существующая клиентская база

Исследование существующей клиентской базы;

Выявление желаний и ожиданий существующих клиентов; Осуществление сегментации клиентской базы;

Текущая оценка кредитоспособности заемщиков

Результаты маркетинговых исследований, отчеты клиентов, внутренние банковские документы

Анкетирование, опрос, расчет коэффициентов удовлетворенности клиентов,

Другие стейкхолдеры

Отслеживание деятельности партнеров банка (фондовый рынок, агентства недвижимости, автомобильные салоны, магазины техники и т.д.),

оценка перспектив дальнейшего сотрудничества;

Определение уровня узнаваемости банка;

Оценка внутреннего состояния банка

Управленческая отчетность банка,

Сравнительный анализ, метод экспертного прогнозирования

Как видно из таблицы, выделено пять групп факторов, которые позволяют в полной мере проанализировать все аспекты, которые могут повлиять на формирование кредитной политики банка.


Важность разделения факторов на группы заключается в специфичности их анализа. Метод SWOT-анализа, используется подавляющим большинством банков, не соответствует требованиям адаптивного планирования, требует гибкости и динамичности расчетов. Метод SWOT-анализа также не позволяет проанализировать все определенные нами факторы. Учитывая вышесказанное, считаем целесообразным использовать отдельные методы для анализа каждой из рассмотренных групп факторов. В результате проведенных исследований на основе экспертных заключений банк получает базу для осуществления планирования деятельности и для формирования кредитной политики.

Определив цели банка на банковском кредитном рынке и исследовав почву для формирования кредитной политики необходимо переходить непосредственно к процессу ее разработки.

Прежде всего, на данном этапе необходимо определить состав организационного и информационного обеспечения.

Адаптивная система формирования кредитной политики предусматривает создание эффективной команды отделов и работников, координация работы которых должна обеспечить быстрое реагирование на изменения значений факторов.

Данная ситуация привела к необходимости введения департамента по разработке кредитной политики на в пределах главного офиса на стратегическом уровне управления. Данный департамент должен быть подотчетен напрямую общему собранию акционеров и подконтрольный правлению банка.

Ключевой целью создания данного департамента является возложение на него функций формирования кредитной политики банка.

В структуре данного департамента целесообразно выделить сектор рыночного анализа, на который возложить функции анализа внешних факторов кредитной политики.

Для обеспечения полной информации о факторах формирования кредитной политики и по контролю за их изменением, департамент тесно сотрудничает с отделами банка.

В рамках деятельности подразделений, отвечающих за процесс формирования кредитной политики, по нашему мнению, следует усовершенствовать систему отчетности. Считаем целесообразным в состав информационного обеспечения процесса формирования кредитной политики включить ряд отчетов, позволяющих оперативно и эффективно реагировать на изменения факторов (табл. 6).

Таблица 6.

Система отчетности по формированию кредитной политики банка

Сущность отчета

Периодичность представления

Направление подачи

Отчеты, представляемые отделениями банка

Оценка финансового состояния заемщика юридического лица

Ежеквартально

Кредитный комитет

Оценка финансового состояния заемщика физического лица

Ежегодно

Кредитный комитет

Результаты опроса существующих клиентов

Ежемесячно

Отдел маркетинга

Анализ рынка региона

Ежеквартально

Сектор рыночного анализа

Результаты работы с партнерами

Еженедельно

Отдел маркетинга

Клиентопоток отделения и его источники

Ежедневно

Отдел маркетинга

Отчеты, представляемые отделом маркетинга банка

Анализ узнаваемости бренда

Ежемесячно

Департамент по разработке кредитной политики

Анализ продуктовой линейки банков-конкурентов

Ежемесячно

Анализ деятельности конкурентов

Ежемесячно

Сводный отчет по опросу клиентов

Ежемесячно

Отчеты, представляемые сектором рыночного анализа банка

Полный анализ макросреды

Ежемесячно

Правление банка

Исследование перспективности отраслей экономики

Ежеквартально

Анализ деятельности перспективных клиентов

Ежемесячно

Правление, Департамент по разработке кредитной политики


Результатом обработки поданных отчетов должна выступать сформирована адаптивная кредитная политика.

В зависимости от выбранной политики и инструментов ее реализации в пределах адаптивной системы необходимо внедрить ряд ключевых показателей-индикаторов, критические значения которых указывали бы на необходимость внесения изменений в определенный аспект кредитной политики.

Внедрение данных индикаторов в деятельность банка будет возможным при внедрении программного обеспечения типа SAS «Pro Analyzer», которое позволяет отслеживать отчеты, находить критические отклонения, указывать на них и предлагать пути решения проблемы.

Благодаря систематическому составлению отчетности и анализу процесса корректировки целей кредитной политики банка в целом является непрерывным, что позволяет адаптироваться к любым стрессовым событиям в банковской сфере, что и поможет повысить уровень экономической безопасности банка.

Контроль за своевременностью отчетности возложен на службу внутреннего аудита.

Таким образом, адаптивная концепция формирования кредитной политики предусматривает создание эффективной команды функциональных подразделений банка, координация работы которых должна обеспечить оперативную реакцию на изменение факторов. Данная ситуация стала причиной необходимости введения департамента по разработке кредитной политики в рамках работы главного офиса на стратегическом уровне управления. Ключевой целью создания данного департамента является возложение на него функций по полному формирования кредитной политики банка. В структуре данного департамента стоит выделить сектор рыночного анализа, на который необходимо возложить функции анализа внешних факторов кредитной политики.

Для обеспечения полной информации о факторах формирования кредитной политики и по контролю за их изменением, департамент тесно сотрудничает с другими отделами банка на основе систематичности отчетности.

В результате формируется кредитная политика, адаптивность которой обеспечивается оперативным контролем за выполнением на основе установления критических значений факторов, сигнализирующих о возможных изменениях в конъюнктуре рынка и на основе которых проводится корректировка целей и инструментов реализации кредитной политики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В кредитной деятельности коммерческих банков основное место занимает кредитный процесс, то есть процесс организации в виде последовательных этапов кредитования клиентов. Кредитный процесс обусловлен кредитной политикой банка, основная цель которого заключается в минимизации возможной потери от неисполнения клиентами своих обязательств по кредитному договору. Кредитная деятельность любого коммерческого банка связана с определенным риском, даже при более тщательной разработке процедуры изучения платежеспособности клиента. Основной целью кредитной политики является сокращение потерь при неисполнении обязательств по кредитному договору.


Поэтому большое значение приобретает организация кредитования как деятельность банка по упорядочению всех процессов, связанных с движением кредита, во времени и пространстве в соответствии с принципами кредитования. На современном этапе несовершенство законодательства в области банковского кредитования является проблемой в современной системе кредитования в РФ, и в перспективе необходимо совершенствовать его с целью повышения эффективности и прозрачности кредитной политики коммерческих банков и в целом кредитной политики государства. Во второй главе выпускной квалификационной работы была проанализирована кредитная деятельность коммерческого банка ВТБ (ПАО). В настоящее время ВТБ (ПАО) занимает уверенное второе положение в рейтинге крупнейших банков России по большинству финансовых показателей.

Надо отметить, что фактические показатели ликвидности банка ВТБ (ПАО) соответствуют нормативным значениям, банк способен покрывать свои обязательства, как текущие, так и долгосрочные.

В структуре доходных активов наибольший удельный вес занимают кредиты, выданные юридическим лицам, то есть наиболее доходным источником получения прибыли банка является кредитная деятельность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Банковское дело [Текст]:: учебник / ред. Г. Г. Коробова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Магистр, 2015. – 590 с.
  2. Белоглазова, Г.Н., Кроливецкая, Л.П. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка. – Юрайт, 2015. – 77 с.
  3. Давыдова, Л.В., Коршунова, Г.В., Федорова, О.А. Финансы. – РидГрупп, 2015. – 208 с.
  4. Деньги, кредит, банки [Текст]:: учебник для академического бакалавриата / под ред. Г. Н. Белоглазовой. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 620 с.
  5. Деньги, кредит, банки : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. В. Иванов [и др.] ; под ред. В. В. Иванова, Б. И. Соколова. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 371 с.
  6. Жуков, Е.Ф. Банки и небанковские кредитные организации и их операции [Текст]:: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика»/ Жуков Е.Ф., Литвиненко Л.Т., Эриашвили Н.Д.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 559 c.
  7. Колесников, А.М., Видякина, В.А. Банковское кредитование малого бизнеса // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - № 3-1. – 2016. – 292 -299 с.
  8. Кредитование как важнейший фактор развития малого бизнеса в России : монография /коллектив авторов ; под ред. Н.Э. Соколинской, Л.М. Куприяновой. – М. : КНОРУС, 2016. – 232 с.
  9. Кузнецова, Е.И. Деньги, кредит, банки [Текст]: учебное пособие/ Кузнецова Е.И., Эриашвили Н.Д. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 567 c.
  10. Мещереков, Г.Ю. Почтово-банковские услуги как перспективное направление развития розничного бизнеса в РФ.– СПб, ИПК СПб ГУЭиФ, 2016. – 87с.
  11. Нешитой, А.С. Финансы, денежное обращение, кредит [Текст]: учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 640 с.
  12. Парусимова, Н.И. Трансформация банковских продуктов в разных типах экономических систем: Монография. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2016. - 389с .
  13. Помогаева, Е. А. Формирование системы финансовых посредников в России // Вестник Оренбургского государственно го университета. – Оренбург: ОГУ, 2015. – №8 – С. 219 – 225.
  14. Рябинина, Л.Н. Деньги и кредит [Текст]: учебное пособие. – К.: Центр учебной литературы, 2016. – 608 с.
  15. Синки, Дж. Финансовый менеджмент в коммерческом банке и в индустрии финансовых услуг/ Джозеф Синкимл.; Пер. с англ.– М.: Альпина Бизнес Букс, 2015. – 1018 с
  16. Финансовые рынки и финансово–кредитные институты / под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. – СПб. Питер, 2015. – 384 с.
  17. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник для академического бакалавриата / под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской, Н. Г. Ивановой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 523 с.
  18. Якунин, С.В. Роль банков как финансовых посредников в современной экономике. //Деньги и Кредит. №4. 2016.– С. 31-34.
  19. Агаян Ш. А. Проблемы кредитования малого предпринимательства в РФ // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 138-141.