Файл: Понятие и признаки государства (социальное назначение государства).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 2
С территориальной организацией насе?ления сопряжено не тольк?о возникновение государства, н?о и начало складывания отд?ельных стран. А потому с ?этих позиций понятия «госу?дарство» и «страна» во ?многом совпадают. От негос?ударственных организаций (профсоюзов, п?олитических партий и др.) государств?о отличается тем, ч?то олицетворяет все нас?еление страны, распространяет ?на него свою в?ласть. Профсоюзы и политические па?ртии объединяют в своих р?ядах часть населения, соз?даются добровольно по ?тем или иным интер?есам.
Публичной власть назыв?ается потому, что, ?не совпадая с обществом, ?выступает от его име?ни, от имени всег?о народа.
Прежде ч?ем характеризовать власть государственн?ую, необходимо дать опреде?ление социальной власти, ?под которой понимают п?рисущее всякой общности люде?й отношение господства и подчинен?ия между субъектами, ?опирающееся на принуждение. [18] Соц?иальная власть неотъемлема о?т любой организованной, боле?е или менее у?стойчивой и целенаправленной общности люд?ей (рода, племени, се?мьи, общественной организации, парт?ии, государства, общества и т.п.); он?а — важнейшее средство функционир?ования социальных структур и и?нститутов.
Власть придает общест?ву целостность, управляемость, с?лужит важнейшим фактором о?рганизованности и порядка. Иными слов?ами, это системообразующий эл?емент, обеспечивающий обществу жизнеспособнос?ть. Под воздействием вл?асти общественные отношения ст?ановятся целенаправленными, приобретают харак?тер управляемых и контролируемых св?язей, а совместная жизнь ?людей делается организованной и упорядоче?нной.
Необходимость социальной в?ласти в человеческих коллективах проис?текает из их ?совместной осознанной деятельности, чт?о предполагает разделение труд?а, регулирование поведения, ус?тановление определенной иерархии, поряд?ка взаимоотношений людей в ?коллективе и коллективов между ?собой. Социальная власть в?сегда содержит элемент п?ринуждения. Формы принуждения, к?ак и пути «присвоения» ?чужой воли, многообразны, в свя?зи с чем различаются мно?жество разновидностей власти ?по самым различным основан?иям деления: экономическая, военна?я, идеологическая, религиозная, корпор?ативная, публичная и частная, влас?ть организации над доброволь?но вступившими в нее ч?ленами и т.д. Государственная же в?ласть представляет собой ос?обую разновидность социальной влас?ти. В литературе по-разном?у понимается соотношение кате?горий «государственная власть» и «политиче?ская власть». [19] Согласно одн?ой точке зрения, государственна?я власть — более ?узкая категория, чем полит?ическая власть, ибо последня?я осуществляется не тол?ько государством, но и д?ругими звеньями политической сис?темы общества: органами ?местного самоуправления, партиями, политичес?кими движениями, общественными организа?циями и т.п. Так, согласно с?т. 3 и 12 Конституции РФ орган?ы местного самоуправления н?е входят в государственный ?аппарат, хотя и осуществляют вла?сть. Вместе с тем ?если государственная власть выст?упает от имени все?го общества, то политич?еская — как правило, о?т какой либо ?его части или социа?льной группы, являющейся субъект?ом политического властвования. В отличи?е от политической гос?ударственная власть имеет свойственн?ые ей три о?сновные ветви — законодательную, исп?олнительную и судебную с соответствующими прерога?тивами. В соответствии с другой ?точкой зрения понятие «политическа?я власть» тождественно понят?ию «государственная власть», ?так как первая ис?ходит от государства и ?реализуется не иначе ?как при его (пря?мом или косвенном) учас?тии.
Таким образом, госуд?арственная власть — это публ?ично политическое отношение господств?а и подчинения между с?убъектами, опирающееся на государственно?е принуждение.
Характерные ч?ерты государственной власти:
•он?а распространяется на вс?е общество;
•носит пу?блично политический характер;
•?опирается на государственное принужд?ение;
•осуществляется специальными л?ицами (чиновниками, политиками и т.п.);
•де?йствует система налогов;
•на?селение делится по территориальн?ому признаку;
•ей ?присущи легитимность, легальность и т.п.
2.2 Государственный суверенитет
Государственный суве?ренитет (фр. souveraineté — верховная в?ласть) — это неотчуждаемое юриди?ческое качество независимого государс?тва, символизирующее его полити?ко-правовую самостоятельность, ?высшую ответственность и ценность ?как первичного субъекта междун?ародного права; необходимое дл?я исключительного верховенства государств?енной власти и предполагающее неподчине?ние власти другого государст?ва; возникающее или ис?чезающее в силу добровольного ?изменения статуса независимого гос?ударства как цельного социа?льного организма; обусловленное правовы?м равенством независимых го?сударств и лежащее в основе ?современного международного права. Ины?ми словами, суверенитет означае?т, что все прав?ила на территории данн?ого государства устанавливаются и?м самим, и только ?им самим. Государство б?ез суверенитета является ?не государством, а колонией ли?бо составной частью др?угого государства. Носителем суверенит?ета (сувереном) может бы?ть или народ, осуществляющ?ий свою суверенную власт?ь через выборное представител?ьство и главу государства (презид?ента республики или монарх?а в конституционных монархиях) ?или монарх-самодержец в сил?у «божественного права и завоев?ания».
Понятие «государственный суве?ренитет» появилось в конце средн?их веков, когда потребов?алось отделить государственную в?ласть от церковной и при?дать ей исключительное, м?онопольное значение. Оно ?было введено французским ?юристом XVI в. Жаном Бодэном и ?первоначально сохраняло связь с фео?дальным правом, обозначая преж?де всего власть вер?ховного сюзерена в противоположность ?власти вассальных правителей. Соглас?но его определению, сувер?енитет - это абсолютная и незыбл?емая власть монарха в государст?ве. Однако Вестфальский м?ир 1648 года признал сувер?енные права за в?семи европейскими государствами (в?ключая вассалов Священной Римско?й империи), таким обр?азом положив начало с?овременной системе, в которой суверените?т предполагается необходимым атрибуто?м любого государства. [20] В 1933 год?у на конференции в Монтевид?ео (Уругвай) была разра?ботана концепция суверенитета. Сог?ласно ей, государство д?ля признания суверенным до?лжно обладать следующими ?признаками: наличие определенной террит?ории; проживающее на эт?ой территории более ил?и менее постоянное на?селение; наличие эффективно дейс?твующего правительства; суверенитет ?должен быть подтвержден други?ми государствами8. В последнее в?ремя, однако, все гр?омче говорится о «размывании» ?понятия национального суверенитета, св?язанном с процессом глобализации и усил?ения взаимных связей и взаимо?зависимости между государствами, чт?о ведёт, с одной ?стороны, к усилению роли наднаци?ональных органов, которым г?осударства частично делегируют сво?и суверенные права (п?ример — Европейский союз), с дру?гой — к признанию ряда про?блем (например, права чел?овека) выходящими за ра?мки исключительного ведения от?дельных государств и подлежащими междуна?родному регулированию (принцип «на?рушения прав человека н?е являются внутренним д?елом»). В современной политологии т?ермин (государственный) суверенитет употреб?ляется почти как сино?ним слова «независимость». ?Необходимо отметить, что с госуд?арственным суверенитетом не с?ледует смешивать понятие нар?одного суверенитета, предполагающее, ?что народ, выражающий св?ою волю через вы?боры, референдумы и т. п., является вы?сшей властью и источником вся?кой власти в государстве. Доктри?на народного суверенитета ?возникла в XVIII в. в противоположность средневековой доктр?ине «божественного права», предполагавш?ей носителем суверенитета мо?нарха, получившего свою вла?сть непосредственно от Бо?га; в настоящее время ?она является практически общеприня?той, при этом ?не только в демократических госу?дарствах, но и в государствах с тотали?тарной формой правления, ?также апеллирующих для свое?й легитимации к «воле нар?ода». [21] В конце ХХ и н?ачале XXI вв. в области с?уверенитета появились новые аспе?кты, особенно в контексте обсужде?ния проблем глобализции и ?нового мирового порядка. В?се активнее стала обсуж?даться тема изменения, «р?азмывания», «исчезновения» и т. п. национального суверенитет?а. В политической науке в опреде?ленной мере осознается, ?что необходимы «комплексное пе?реосмысление и переоценка понятия «с?уверенитет» как в связи с возн?икновением мирового политического сообщест?ва, так и в связи с уточнени?ем пределов частных суверенит?етов, принципов их соч?етания друг с другом и построе?ния их иерархии». Глобализа?ция в целом способствует изм?енению и сокращению суверенных полном?очий государств, и при эт?ом процесс является двусторонни?м: с одной стороны, усиливаютс?я факторы, объективно уменьша?ющие суверенитет стран, а с д?ругой — большинство государств добро?вольно и сознательно идет н?а его ограничение.
2.3 Неразрывная связь государства и права и взимание налогов
Государств?о – это не про?сто союз людей, объедин?енных территориально, но и п?равовой союз, организованный и ?действующий по правовым ?нормам. Государство, устанавливая сист?ему общеобязательных правил по?ведения, регулирует и упорядочивает ?существующую систему общественных от?ношений. Наличие правовой систем?ы – юридически оформляет государстве?нную власть и тем с?амым делает ее ?легитимной. Система права опр?еделяет юридические рамки и фо?рмы осуществления функций и зада?ч государства. Все субъект?ы права (в том чи?сле и государство) функционируют в рам?ках правовых норм. ?Таким образом, государство – э?то территориально организованная публичн?о-правовая общность н?аселения, построенная на нач?алах власти и осуществляющая св?ою деятельность на осн?ове права с помощью специальн?ого государственного аппарата. Госу?дарство как феномен общ?ественной жизни можно ?понимать в различных аспектах. В инсти?туциональном смысле государство – эт?о система органов государ?ственной власти и учреждений, дей?ствующих на основе пра?ва. В этом смысле госуд?арство выступает как р?авноправный субъект правоотношений. [22] В публичн?ом смысле государство – универсал?ьно значимая власть, п?ризванная для охраны ?прав и свобод личности, обеспече?ния безопасности граждан и обще?ства в целом, установления закон?ности и правопорядка. [23] В функциональном смысл?е государство – способ рег?улирования и упорядочения общественных отношен?ий. [24] Таким образом, б?ез права государство сущ?ествовать не может. П?раво юридически оформляет госуда?рство и государственную власть и ?тем самым делает и?х легитимными, т. е. законными. Государст?во осуществляет свои функ?ции в правовых формах. Пр?аво вводит функционирование госу?дарства и государственной власти в рам?ки законности, подчиняет и?х конкретному правовому ре?жиму. При такой подчиненно?сти государства праву и формирует?ся демократическое правовое государс?тво. Налогообложение также с?оставляет один из осно?вных признаков государства, ?поскольку без налогов, други?х обязательных платежей государст?во не может содерж?ать свой аппарат. Тольк?о государство вправе устанавлив?ать налоги и распространять ?обязанность их уплаты абсолю?тно на всех, к?то находится на ?его территории, либо освобо?ждать от них отд?ельные категории людей и организ?аций. Ни одно госуда?рство не может но?рмально существовать без взиман?ия налогов, налоги, ?как отмечено выше, - ?один из признаков государств?а. Тесная взаимосвязь и взаимообус?ловленность обязательных платежей и ?государства придают налогу ко?мплексное содержание. В основе нало?гов лежат экономические и юридиче?ские понятия, соотношение ?которых зависит от ?политических процессов, происходящих в госуд?арстве. Любая концепция н?алога неизбежно приводит к опре?деленным политическим шагам и вы?работке определенной тактики в п?олитической и социальной сферах. Нало?г непосредственно влияет ?на политический порядок, н?о он испытывает и обратно?е воздействие политической с?реды, так как ?налоговая система (при установлен?ии и формировании) не м?ожет от нее абстраги?роваться.
Подобные подходы, нап?ример, подробно разработаны в?о французской налоговой (фискально?й) доктрине. Так, совреме?нные французские исследователи Г. ?Жест и Ж. Тиксье подчеркивают, ?что "власть облагать налог?ами и политическая власть ?взаимосвязаны". "Налог всегда ?был важнейшим проявлением государст?венного суверенитета. Обладать вла?стью облагать налогами - знач?ит управлять государством". [25] Французс?кий ученый П.-М. Годме подчерк?ивал, что налог - од?но из проявлений суверенит?ета государства. "Этим ?он отличается от д?оходов с государственных имуществ и зай?мов, которые представляют собо?й средства, получаемые гос?ударством из деятельности так?ой же, как и дея?тельность частных граждан. Во?зможности налогообложения являются существенны?м выражением суверенитета. Пра?во взыскивать налоги всегд?а было частью суверен?ных прав, так ж?е как чеканка монет?ы и отправление правосудия". [26]
Так?им образом, можно ск?азать, что налог, с одно?й стороны являясь полит?ической категорией, с другой, в ?системе иных категорий, фор?мирует такие основополагающие ка?тегории политической науки, ка?к политическая власть, субъе?кты политики, политическая жизн?ь общества, политический п?роцесс и т.д., что является в це?лом формированием и государства.
?Заключение
Подводя итоги, можн?о сделать следующие выво?ды.
Государство - это орга?низация политической власти, сод?ействующая преимущественному осуществлению конкрет?ных классовых, общечеловеческих, рели?гиозных, национальных и других и?нтересов в пределах определенной т?ерритории.
Государство - это организац?ия политической суверенной в?ласти, осуществляющая управление соц?иальными, экономическими, политическими, ду?ховными процессами жизни общес?тва.
Любое определение гос?ударства, кто бы ег?о ни давал, всег?да будет неполным, бе?дным, односторонним и в этом с?мысле абстрактным. Оно н?е способно вобрать в с?ебя, научно выразить, тео?ретически реконструировать многочисленные сущност?ные, формальные, функциональные, с?труктурные характеристики и свойства государст?ва. При этом абс?трактный характер понятий и определ?ений государства не я?вляется их недостатком. ?Он - их неотъемлемое св?ойство, поскольку связан л?ишь с самим началом проце?сса познания и понимания государ?ства.
Проблема формулировки и выбо?ра понятия государства связ?ана с еще одним познав?ательным моментом. Помимо пред?ельно общего понятия госуд?арства вообще (без е?го "привязки" к определенней ист?орической эпохе, общественной фор?мации, цивилизации, партийно-идеологи?ческой системе, географическим координа?там, религии и др.) можн?о и нужно давать, н?апример, понятие национально-конкр?етного государства (русского, фр?анцузского, китайского) или рабов?ладельческого, фашистского, теократического. ?Таким образом, складывается широ?кая система понятий го?сударства различного уровня обо?бщенности, которые позволяют увиде?ть особенности и специфику по?знания чрезвычайно разнообразного ?мира государств.
Общее понят?ие государства важно ?при решении еще од?ной методологической проблемы. Мир?овой опыт развития государст?в, государственного строительства ?нередко давал такие в э?той области результаты, кото?рые невозможно "подогнать" по?д понятие государства. Э?то имело место и в истор?ически давние времена (напри?мер, при переходе ?от первобытного к государственно-?организованному обществу), и в средние век?а, и во времена ?новой и новейшей истории. О?собенно это заметно ?на фоне наблюдаемых нам?и мировых интеграционных и глобализа?ционных процессов. Поэтому н?е случайно в наши д?ни теория государства стремит?ся более основательно ?разрабатывать такие понятия, ?как "протогосударство", "государствоподобное о?бразование", "государственное образование", "госуд?арственность". В связи с этим ?необходимо отметить, что понят?ие государства не ?только позволяет верно сор?иентироваться в современных процессах распад?а и образования государств, ?но и критически (в лучшем смы?сле этого слова) оценит?ь и осмыслить проекты иде?ального государства (например, у Платон?а или Т. Мора) ил?и идеи о "полугосударстве", "отми?рающем государстве" (К. Маркс, В.И. ?Ленин).
Что касается п?ризнаков государства, то обобща?я вышеизложенное, можно сказат?ь, что государство характе?ризуется следующими признаками:
*налич?ием публичной власти, выделенн?ой из общества и н?е совпадающей с населением с?траны (государство обязательно о?бладает аппаратом управления и прин?уждения, ибо публичная ?власть -- это чиновники, а?рмия, полиция, а также тюрь?мы и другие учреждения);