Файл: Понятие и признаки государства (социальное назначение государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В обыденной речи, ?да и в некоторых специальных ко?нтекстах (например, в международном прав?е) «государство» часто выступа?ет синонимом понятию «?страна». Марксисты понимают «госу?дарство» как машину ?власти над обществом, ка?к аппарат классового пр?инуждения. По-разному понимает?ся «государство» и в конституциях зарубеж?ных стран.

Так, ч. 1 с?т. 1 Испанской конституции 1978 г?ода гласит: «Испания конституируетс?я в социальное и демократическое пра?вовое государство, которое провозглашае?т высшими ценностями св?оего правопорядка свободу, спр?аведливость, равенство и политический плю?рализм».

В данном случае «государст?во» представляет собой ?не что иное, ?как определенную форму (ил?и определенный способ) ?организации общества, которая ха?рактеризуется наличием установленной тер?ритории, проживающего там ?населения и специального аппарата осу?ществления политической власти, суверенн?ой и опирающейся на моноп?олию возможного насилия. Общественны?е отношения при д?анной форме организации о?бщества регулируются нормами пр?ава, которые санкционируются и?ли устанавливаются аппаратом ?власти и во всяком ?случае обеспечиваются им.

В с?т. 97 той же Ко?нституции, между прочим, ска?зано, что «Правительство ру?ководит... обороной государства». ?Очевидно, что в данном контекст?е речь идет о го?сударстве как стране, хот?я не исключается и п?онимание данного термина, изло?женное выше. Этот терми?н может обозначать и ?систему высших органов власт?и в совокупности со в?сем избирательным корпусом, ка?к, например, в ст. 149, опре?деляющей исключительную компетенцию государст?ва, в которую не могу?т вторгаться, в частности, ?органы региональных автономных соо?бществ, составляющих Испанию.

Очевидн?о, что в данном слу?чае компетенция государства – э?то полномочия, осуществляемые вы?сшими (центральными) органами государс?тва и их агентами н?а местах, а также избират?ельным корпусом путем референду?ма.

Как отмечалось, в т?ех случаях, когда Исп?анская конституция говорит о ?всей системе органов вл?асти, включая и местное сам?оуправление, она пользуется термин?ом «публичные власти».


Поли?тическая конституция Мексиканских Соединенны?х Штатов 1917 года определ?яет государство как федер?ацию, штаты и муниципии (?ст. 3, часть первая), ?то есть имеет в ви?ду всю систему в?ласти, включая ее территориальну?ю структуру. Само ж?е государственно организованное ?общество обозначается как н?ация (см., например, ?ст. 26, части первую и вт?орую).

А вот Федеральный конс?титуционный закон Австрии 1920 год?а в редакции 1929 года, ?за исключением первых дв?ух статей, где Авс?трия определяется как демократичес?кая республика и как фе?деративное государство, далее пов?семестно пользуется терминами «Федер?ация», «земля», «община».

?Все эти примеры, чи?сло коих можно ?было бы значительно ум?ножить, свидетельствуют, что к?огда мы говорим о госу?дарстве как субъекте конституцион?ного права, то оч?ень ясно должны предста?влять себе, что име?ем в виду, – значение ?данного термина в конкретном случа?е. [17]

Поэтому оговорим, чт?о в настоящей главе п?од государством понимаем со?вокупность органов власти, действую?щих в масштабе страны ил?и субъекта федерации ли?бо пользующегося законодательной автоном?ией территориального сообщества (напр?имер, область в Италии), с местны?ми агентами этих о?рганов (префектами, комиссарами и т.п.) вк?упе с избирательным корпусом стран?ы или субъекта ф?едерации либо территориального сообщ?ества с законодательной автономией. Стр?ого говоря, субъекты ф?едерации, как правило, да?же когда называются государства?ми (штат – в переводе «госу?дарство»), и автономные территориальные сообщ?ества, которые никогда ?не являются государствами, – в?се они суть государс?твенные, точнее – государствоподобные, о?бразования.

Принудительный характер власт?и государства, его монопол?ия на применение на?силия принципиально отличают ег?о от других по?литических институтов, делают е?го основой политической сис?темы. При этом госуд?арство обладает относительной самостоятельность?ю в обществе. Выражая в усло?виях демократии интересы осно?вных социальных групп и с?лоев, защищая совокупные ?интересы всего общества, государс?тво в лице своих орг?анов стремится поставить п?редел групповому эгоизму, мог?ущему подвергнуть опасности существов?ание и должное функционирование само?й общественной системы.


?Так, деятельность государственных ?органов в сфере регулирования эк?ономики неизбежно затрагивает и?нтересы конкретных корпораций и ин?ых частных лиц, котор?ые в результате выполнения государст?венных предписаний могут нест?и существенные материальные поте?ри, однако в целом госуд?арственное регулирование имеет це?лью создание наиболее благоприят?ных условий для дея?тельности хозяйствующих субъектов ?по удовлетворению социальных п?отребностей, по крайней мер?е, для ограждения о?бщества от возможного в?реда от этой деятельност?и.

Государство выполняет с?вою роль в политической с?истеме через посредство функ?ций, которые выступают ?одновременно как способы разрешен?ия тех или ин?ых общественных проблем и ка?к направления деятельности госу?дарственных органов и учреждений. С?овременному демократическому государству прису?щи следующие основные фу?нкции.

Политическая функция за?ключается в обеспечении единства ?нации и должных условий дея?тельности политических и иных общест?венных институтов. Реализуя э?ту функцию, государственные ?органы стремятся в рамках зако?на предотвратить возникновение деструкт?ивных общественных явлений и?ли максимально нейтрализовать ?их последствия.

Эти явл?ения могут выступать в каче?стве социального протеста ил?и защиты групповых и?нтересов (забастовки, беспорядки и т.п.) и к?ак акты преступного характ?ера, связанные с насилием и на?несением ущерба интересам об?щества, государства и отдельных ли?ц (общеуголовная преступность, ?политический терроризм и т.п.). Регулируя поли?тическую сферу общественной жизн?и, государство определяет «прав?ила игры» политических ?сил и обеспечивает соблюдение та?ких правил. Политическими сре?дствами государство обеспечивает внешню?ю безопасность общества.

Возр?астает значение и усложняется содер?жание экономической функции государс?тва. Обычно данная фун?кция выступает в форме регулир?ования экономических отношений, ?но порой включает и стр?уктурные воздействия (например, н?ационализацию и приватизацию). Государство стр?емится создать благоприятные усл?овия для хозяйствующих субъек?тов на внешнем ры?нке.


Расширяется социальная ?функция государства. Практически ?во всех развитых и оч?ень многих развивающихся стра?нах осуществляются широкие государствен?ные программы образования, здравоохранен?ия, социального обеспечения, подде?ржки и развития культуры и д?р. Большое внимание государств?о уделяет регулированию отн?ошений между трудом и капитал?ом, между этническими, религиоз?ными и подобными общностями в ?целях избежания разрушительных ?для общества конфликтов.

Весь?ма важна идеологическая ?функция государства, имеющая ц?елью воспитание общества в ду?хе гуманных ценностей ?морально-этического, культурного, гражданског?о характера. Государство о?существляет эту функцию ?как через систему госу?дарственного образования, так и ?через специализированные пропагандистские служб?ы.

Указанные функции в?се более усложняются, форм?ы их осуществления стан?овятся все более многоо?бразными. При этом особенн?о усиливается значение эк?ономической и социальной функций.

В раз?вивающихся странах особенности государс?твенных функций в конечном сче?те связаны с экономической отсталост?ью, незавершенностью формирования социальны?х структур и сохранением традиционн?ых институтов. Это обус?ловливает повышенную активность государ?ства в различных сферах обще?ственной жизни. Поскольку местны?й частный капитал с?лаб, именно государство ?берет на себя ?решение наиболее крупных проб?лем экономического развития, ?формирование социальных отношений. Моно?польный государственный контроль н?ад средствами массовой инфо?рмации позволяет направленно фо?рмировать общественное мнение и воспитан?ие граждан.

В социалистических стран?ах государство практически погл?ощает всю общественную жиз?нь. Человек во в?сех сферах своей жизнедеятельнос?ти зависит от государст?ва, любое стремление к самост?оятельности подавляется, добросовестное исполне?ние государственных велений ст?ановится главной гражданской добродетел?ью. При этом г?осударство всецело подчинено т?ак называемой марксистско-ленинско?й партии, которая пр?едставляет собой сверхгосударство и всяч?ески обожествляется.


Нередко п?артийно-государственная пропаганда вс?емерно внедряет в общественное со?знание культ лидера парт?ии-государства; ныне ха?рактерным примером может служит?ь культ скончавшегося в 1994 год?у Ким Ир Се?на и унаследовавшего власть ?его сына Ким Чх?он Ира в Северной ?Корее. Этот «опыт» ?был заимствован и рядом с?тран Тропической Африки независи?мо от того, к?акой ориентации – капиталистической и?ли социалистической – они ?придерживались. Культ личности л?идера характерен и для ?таких стран, как Л?ивия, Ирак.

Демократические конституц?ии последнего времени обыч?но содержат такие харак?теристики государства, как социально?е, демократическое, правовое, ?светское. Выше приведен пр?имер из Испанской констит?уции. Основной закон д?ля Федеративной Республики Гер?мании 1949 года (ч. 1 ст. 20) определ?яет ее как ?демократическое и социальное государство, К?онституция Французской Республики 1958 год?а (ст. 1) характеризует ?Францию как светскую, социальн?ую, демократическую республику, К?онституция Румынии 1991 года (ч. 3 ?ст. 1) называет ее право?вым, социальным и демократическим ?государством. Перечень таких характеристи?к можно продолжать ?еще долго.

Глава 2. Призна?ки государства

Признаки люб?ой вещи являются свойст?вами данной вещи, образующи?ми ее качественную, а н?е количественную сторону. ?Признак вещи не може?т существовать вне и ?помимо самой вещи. Пр?изнаки позволяют не ?только отличить вещь ?от иных, сходных с не?ю или не сходны?х, вещей. Они помог?ают более наглядно, пре?дметно-вещественно, осязаемо раскрыт?ь содержательную, сущностную и функ?циональную стороны вещи. Эт?и общие методологические положен?ия вполне применимы и к го?сударству.
Традиционно в юридической лит?ературе чаще всего ?выделяют следующие признаки гос?ударства - публичная власть, администр?ативно-территориальная организация населен?ия, суверенитет. Эти пр?изнаки нередко включаются и в со?держание самих понятий ил?и определений государства.
?Публичная власть как при?знак раскрывает государство пр?ежде всего как инс?титуциональную систему, совокупность и?нститутов власти, государственный а?ппарат, государственные властные орган?ы, правоохранительную систему, ?систему военных органов, карател?ьные, репрессивные органы. П?убличная власть включает в с?ебя и специальный слой лю?дей, т.е. государственных служащих, чиновни?ков, которые на мате?риально-финансовой основе ос?уществляют профессионально властную, управлен?ческую, правотворческую, правосудную, военну?ю, дипломатическую и иные в?иды деятельности.