Файл: Понятие и признаки государства (социальное назначение государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Публичная ?власть особенно ярко пока?зывает несовпадение, нетождественность госуд?арства и общества. При ?этом нисколько не снижает?ся научная значимость поняти?я государства как по?литической формы, способа организа?ции общества в целом. Имен?но данный признак фиксир?ует деление общества ?на властвующих и подвластных, ?управляющих и управляемых. Одновременно сохраняе?т свою научную и прак?тическую значимость деление элемен?тов структуры общества п?о имущественным, идеологическим, религиозны?м, половозрастным, национальным, классов?ым, сословным, групповым основан?иям.

Деление общества в связ?и с публичной властью н?а властвующих и властных, управл?яющих и управляемых не следу?ет рассматривать как не?достаток, дефект, болезнь о?бщества, от которых н?еобходимо поскорее избавиться. ?Этот признак не под?водит к тому, чтобы пон?имать государство только и исключитель?но как добро ил?и зло. И теоретически, и практич?ески он раскрывает, наскол?ько сложным, неоднозначным, противо?речивым и даже трагическим м?ожет быть соотношение государст?ва и общества. Общество мо?жет испытывать доверие ил?и недоверие к институтам публич?ной власти. Более т?ого, отношение общества к ?власти может принять с?амые радикальные революционные фо?рмы. И этому история ?дает немало примеров. Друг?ими словами, государство, публич?ная власть могут ?отделить себя, например, ?от церкви, но нико?гда не сумеют отдели?ть себя от общ?ества, человека даже в сос?тоянии крайнего отчуждения о?т своей социальной основ?ы.
Публичная власть ка?к признак государства наз?ывается публичной по следу?ющим основаниям. Во-п?ервых, она является предметн?о-институциональным воплощением, реализ?ацией объективных общественных потребно?стей в государстве. Во-вторы?х, она выступает и де?йствует всегда (даже н?а официальном уровне - мона?рх, президент, парламент, правительс?тво, суд, армия, д?аже в случаях ошибки) ?от имени общества, ?народа, нации. В-третьих, п?о своему назначению, це?лям, задачам, функциям ?она действует, призвана ?действовать в интересах общества. В-че?твертых, она открыта и доступн?а обществу в той ?или иной форме (п?олитические партии, избирательные сис?темы, общественные организации, обществе?нные движения вплоть д?о революционных выступлений, ?восстаний и др.).


В своем ?содержании, институциональном составе, структ?уре и системе государственного аппа?рата, соотношении государственных ор?ганов, принципах и организации и?х деятельности публичная влас?ть зависит от степе?ни развитости государства и общест?ва в целом, их историческо?го типа, цивилизационной пр?инадлежности, конкретной стадии ?их исторического движения.

Административн?о-территориальная организация н?аселения как признак государ?ства, прежде всего, р?аскрывает взаимосвязь таких ?понятий и реальностей, как вла?сть, население (общество), терр?итория. Данный признак показыва?ет, что государство, ка?ким бы оно н?и было (большим ?или малым, сильным ил?и слабым, развитым и?ли слаборазвитым), всегда суще?ствует и функционирует в определенных терр?иториально-пространственных и социальных (насел?ение, общество, нация, ?народ) границах. Поэтому н?ет мирового государства, м?ировой публичной власти (?мирового правительства).

Для обще?ства свойственны разнообразные, разносод?ержательные, равнозначимые отношения и св?язи - экономические, имущественные, религио?зные, нравственные, психо-э?моциональные, ценностные, кровнородственные и д?р. Собственно, эти св?язи и отношения и делают об?щество обществом. Если ж?е в обществе есть госуд?арство, то к данным отнош?ениям с необходимостью добавляются вл?астеотношения, государственные управленческие отноше?ния, административно-территориальные с?вязи. Данный признак (?конечно, не только о?н) естественно и не случ?айно порождает такие инстит?уты и явления, как "гр?ажданство", "гражданин", юрисдикция", "дейс?твие государства и его ?законов в пространстве и по круг?у лиц". Государство ?наряду с иными видами соц?иальных связей выполняет ?функцию своего рода политик?о-правовой скрепы о?бщества, его формы, способ?а организации жизнедеятельности и су?ществования общества.

Суверенитет ?как признак государства означ?ает верховенство и независимость госуд?арства, государственной власти вну?три и вне общества, ?на территории, на кото?рой возникло, существует и дейс?твует данное государство, и п?о отношению к другим ?иностранным государствам. Как ?политико-правовое явление сув?еренитет свойствен государству в ?целом, но не ?отдельным его институтам, должностн?ым лицам, представителям, - наприм?ер, монарху, президенту, п?равительству, главе правительства, парламен?ту, депутату парламента, ?судье.


За последние ?несколько сот лет слож?ились различные теории сувер?енитета - доктрины "государственного суверенитет?а", "суверенитета народа", "сув?еренитета нации", "ограниченного су?веренитета", "абсолютного суверенитета" впло?ть до современных авангардистски?х теоретических версий о?б утрате суверенитетом в ус?ловиях глобализационных процессов ?своего научного и политико-практиче?ского значения.

Как п?ризнак государства суверенитет фикс?ирует уникальное и единственно возмо?жное место, которое з?анимает государство в обществе. О?н есть непосредственное выражен?ие самостоятельности (пусть и о?тносительной) государства по отно?шению к обществу в целом, составл?яющим его социальным клас?сам, группам, сословиям, на?циям, этносам, политическим па?ртиям, общественным организациям, отдел?ьной личности. Без самостоятель?ности, без суверенитета государст?во не смогло ?бы сколько-нибудь ?эффективно и даже просто ?реально реализовать свое на?значение, свои функции. П?равда, такие теоретические и п?олитико-правовые конструкции, ка?к "суверенитет народа", "?народ - единственный источник вл?асти", "право нации н?а самоопределение", "государственное об?разование" показывают сложную и прот?иворечивую природу государственного сув?еренитета, которая реально зависи?т от формы ?правления государства, формы государственно?го устройства, социально-эко?номических, политических, национальных про?цессов и движений в обществе, ?от конкретно-исторического тип?а общества.

Суверенитет государст?ва стремится быть абсол?ютным, т.е. неограниченным. Однако в реально?й жизни он о?граничивается факторами различного свойств?а - внешними, внутренними, объективным?и, субъективными. Среди н?их можно назвать мир?овую систему государств, во?енный захват всей территори?и или части ?территории государства другими госуд?арствами, объективные экономические зак?оны, нравственный и духовный м?ир человека.

В качестве при?знаков государства в юридической литератур?е называются также нало?ги, займы, иногда - ?даже право и государственный язы?к. Несомненно, именно госуд?арство устанавливает, взимает н?алоги, формирует или из?меняет налоговую систему. ?Однако налоги по св?оей природе, прежде вс?его, экономический, а точнее, соци?ально-экономический институт, котор?ый возникает в результате дейс?твий сложнейших социально-эконом?ических механизмов и процессов. Зде?сь же наряду с н?алогами возникают и такие институт?ы, как "деньги", "п?рибыль", "проценты", "заработная плат?а" и т.п. С такого рода оговоркам?и налоги можно счита?ть одним из ?признаков государства.


Право возникае?т в силу одних и ?тех же объективных п?ричин и потребностей одновременно с государст?вом. В своем взаимодействии о?ни образуют своеобразное един?ое целое - "государство-пр?аво", существуя и функционируя в эт?ом взаимодействии неразрывно дру?г от друга. Одна?ко это еще н?е означает, что госуда?рство и право являются ?друг для друга п?ризнаком, причиной своего во?зникновения. Теоретические конструкции "госуда?рство ничто без прав?а" или "праве ни?что без государства" кр?айне упрощенно толкуют про?блему. Все-таки госуд?арство и право - не отри?цая их теснейшего и необхо?димейшего взаимодействия - в своем с?одержании, организации, историческом движе?нии, формах - достаточно самостоятельны?е явления. Тот ж?е факт, что быт?ие одного явления н?евозможно без другого я?вления, еще не означ?ает, что они пред?ставляют собою признак др?уг для друга. Наприме?р, государство невозможно в?о всех смыслах бе?з общества, экономики, прир?одной окружающей среды. Н?о при этом н?и общество, ни экономи?ческую систему, ни воз?дух, ни солнце нель?зя считать признаками госуда?рства.

Примерно то ж?е самое можно сказа?ть и о понимании государственного ?языка как признака госу?дарства. Язык как сред?ство коммуникации, знаковая систем?а, инструмент мышления и пе?редачи информации рождается д?олгим историческим опытом (в ?том числе и государственно-прав?овым) данного общества, н?арода. Он развивается п?о свойственным ему л?огике и закономерностям, испытывая пр?и этом на ?себе воздействие и со ?стороны общества, государства. Госу?дарство "разговаривает" с обществом, л?ичностью, общественными институтами н?а том языке, кот?орый объективно сложился и функцио?нирует в данном обществе, ?народе. Государственный язык - теоре?тико-практически, политико-?юридически важное, значительное, ?но самостоятельное понятие.

В св?оем предметно-вещественном, организ?ационном содержании признаки ?существовавших и существующих государств, ес?тественно, неодинаковы. Известны различ?ные варианты института монарх?ии, парламента, правительства, судебно?й системы, полицейской систе?мы, армии (истории известн?ы примеры отсутствия арм?ии), административно-территориальной орга?низации (области, края, райо?ны, провинции, губернии, зем?ли, штаты и др.), ?налоговой системы (история зна?ет случаи отсутствия налого?в вообще).


Государство ?существует в обществе всегда в един?ственном числе. Его труд?но и даже невозможно с?путать с другими политическими и непол?итическими институтами (партии, проф?союзы, церковь и др.) данног?о общества. Это ве?рно и в той ситуации, ког?да какой-либо госуда?рственный орган образно наз?ывают "государством в государстве". Поэто?му еще раз под?черкнем мысль о том, ?что признаки, прежде все?го, показывают, раскрывают со?держательные, сущностные, институциональные сторон?ы государства.

Кроме н?азванных признаков в теории ?выделяют формальные атрибуты, симв?олику государства. К последним о?тносят герб, флаг, гим?н, столицу. Как показы?вает историческая практика мно?гих государств, в том чи?сле и российского государства, атрибут?ика подвижна, изменчива. Э?то происходит в силу р?азличных причин и обстоятельств - мировоззренч?еских, идеологических, политических, рел?игиозных, национальных, военных и д?р. Атрибуты, символика, ?конечно же, помогают полне?е, тоньше осмыслить госуда?рство, его намерения, предпоч?тения; помогают выстроить разверн?утый образ государства в цел?ом.

2.1 Территориальная организация населения и публичная

(государственная) власть

В догосударственном обществе принадлежност?ь индивида к тому и?ли иному роду обусловлив?алась кровным или предпола?гаемым родством. Причем ?род часто не и?мел строго определенной ?территории, перемещался с одного ме?ста на другое. В государственн?о-организованном обществе кровнородственн?ый принцип организации н?аселения потерял свое значен?ие. На смену е?му пришел принцип ег?о территориальной организации. Го?сударство имеет строго локализов?анную территорию, на ?которую распространяется его суверен?ная власть, а население, ?на ней проживающее, превращае?тся в подданных или граж?дан государства. Возникают, ?таким образом, пространственные преде?лы государства, в которых появля?ется новый правовой ин?ститут — подданство или граждан?ство.