Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание (Понятие и причины возникновения эмоционального выгорания).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
2. Понятие и причины возникновения эмоционального выгорания.
2.1 Термин синдром эмоционального выгорания.
2.2 Факторы и причины синдрома эмоционального выгорания
2.3 Теоретические основы и модели
3. Симптомы и стадии синдрома эмоционального выгорания.
4. Методы выявления синдрома профессионального выгорания.
4.1 Опросник «Профессиональное выгорание» (ПВ)
Введение
Профессиональная деятельность человека - одно из ведущих проявлений активной личности. В век развития информационных технологий человеку приходится адаптироваться к прогрессу: постоянно осваивать новые технологии и методы профессиональной деятельности, существовать в условиях переизбытка информации и недостатка времени, участвовать в конкурентной борьбе за лучшие условия труда и т.д. По мнению исследователей, негативные психические переживания и состояния могут затрагивать разные грани трудового процесса - профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение, а также в целом отрицательно сказывается на профессиональном развитии личности.
Профессиональная деструкция (деформация) личности - это изменения качеств личности, которые появляются под влиянием выполнения профессиональной роли. Крайняя форма профессиональной деформации личности выражается в формальном, сугубо функциональном отношении к людям. Она ухудшает социально-психологический климат в коллективе, развитие самой личности, служит основой возникновения психологических барьеров. Причиной профессиональной деструкции является профессиональный стресс, а также эмоциональное выгорание сотрудников.
Изучение профессионального стресса и степени выраженности феномена «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности в зависимости от влияния различных факторов очень важно в наши дни, причем как для сотрудников организаций, так и для работодателей. Для сотрудника эффективная борьба со стрессом и выгоранием исключает негативные последствия данных процессов для его личности и карьеры. Для работодателя – уменьшает «текучку кадров», помогает поддерживать уровень профессионализма сотрудников, высокое качество работы, снижает затраты на набор и обучение новых сотрудников и т.д. В связи с этим исследование проблемы профессионального стресса и его следствия - синдрома профессионального выгорания – является чрезвычайно актуальным в наши дни. Тем более что количество факторов, вызывающих стресс растет.
Объектом исследования в данном случае будут являться феномены профессионального стресса и эмоционального выгорания. Предметом исследования – факторы, вызывающие стресс и выгорание, степени выгорания сотрудников. В рамках курсовой работы планируется рассмотреть понятия профессионального стресса и эмоционального выгорания сотрудников, факторы их вызывающие, а также методы диагностики синдрома эмоционального выгорания и методы борьбы с ним.
1. Профессиональный стресс.
Проблема стресса остро заявила о себе в ХХ столетии. Это было вызвано тем, что часто в современном мире возникают ситуации, когда человек, встречаясь с какой-то сложностью, не может полноценно реализовать накопившуюся энергию, вызванную стрессом, и тогда эта энергия начинает разрушать самого человека. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает его поведенческие реакции. Стрессы оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека, особенно если они часты и длительны. Стресс - один из наиболее распространенных в наши дни аффектов. В связи с этим все более важным фактором качественной жизнедеятельности становится стрессоустойчивость.
Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья. Стрессоустойчивость человека - умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, проявляя выдержку и такт.
Профессиональный стресс – это стресс работника, возникающий под влиянием факторов, так или иначе связанных с работой: условиями труда, оплатой труда, проблемой самореализации, отношениями между сотрудниками и пр. Существует классификация факторов, которые могут вызвать профессиональный стресс. К.Л. Купер и Дж. Маршалл исследовали источники стресса «белых воротничков» и выявили следующие группы факторов, вызывающих стресс:
- Факторы профессионального стресса, связанные с трудовой деятельностью:
- перегрузки или недогрузки работой;
- дефицит времени;
- плохие физические условия труда;
- необходимость самостоятельного принятия решений.
2) Факторы стресса, связанные с ролью работника в организации:
- ролевой конфликт;
- ролевая неопределенность;
- ответственность за других людей или какие-либо материальная ответственность (ответственность за людей более стрессогенна);
- слишком низкая ответственность;
- малая степень участия в принятии решений в организации.
- Факторы стресса, связанные с взаимоотношениями на работе:
- трудности в делегировании полномочий
- взаимоотношения с руководством, подчиненными, коллегами;
- Факторы, связанные с деловой карьерой:
- отсутствие гарантированной работы;
- профессиональная «неуспешность»;
- статус несоответствия;
- боязнь ранней отставки;
- несоответствие уровня притязаний данному профессиональному статусу;
- Факторы, связанные с организационной структурой и психологическим климатом:
- неэффективное консультирование;
- ограничение свободы поведения, интриги и т. п.
- Внеорганизационные источники стрессов:
- проблемы, возникающие в семейной жизни;
- мобильность работника ведет к обострению конфликтов в семье;
- различия по психометрическим данным; [Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития / Под ред. А.Б. Леоновой, О.Н. Чернышевой. - М.: Радикс, 1995. - С. 179-205.]
Н. В. Самоукина выделяет основные виды профессионального стресса:
- информационный стресс;
- эмоциональный стресс;
- коммуникативный стресс;
- профессиональный стресс достижения;
- стресс, вызванный страхом сделать ошибку;
- профессиональный стресс конкуренции;
- профессиональный стресс успеха;
- проблема зарабатывания денег и сопутствующий этому профессиональный стресс. [Самоукина, Н.В. Психология профессиональной деятельности: Учеб. Пособие /Н.В. Самоукина. – Спб.:Питер, 2003. – 224с.]
К.Л. Купер и Дж. Маршалл выделяют основные подходы по управлению производственным стрессом:
- изменение социального, психологического и организационного окружения на рабочем месте;
- построение «мостов» между работой и домом (семьей);
- повышение квалификации (в плане осознания своих ролевых позиций и улучшения межличностных отношений);
- обеспечение большей автономии работника;
- создание в организации благоприятного социально-психологического климата. [Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития / Под ред. А.Б. Леоновой, О.Н. Чернышевой. - М.: Радикс, 1995. - С. 179-205.]
С. Касл обозначил желательные условия труда:
- «условия труда должны быть совместимы с физическими потребностями и содействовать достижению трудовых целей;
- работа должна соответствовать «интеллектуальному запросу» работника, это повышает его личную заинтересованность;
- вознаграждение за труд должно быть справедливым, информативным и соответствовать устремлениям (установкам) работника;
- работа должна способствовать росту самооценки работника;
- работа должна быть не слишком утомительной;
- факторы, действующие на рабочем месте, должны помогать повышению значимости труда. [Касл С. В. Эпидемиологический подход к изучению стресса в труде // Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия / Сост. А.Б. Леонова, О.Н. Чернышева. М.: Радикс, 1995]
Таким образом можно сделать вывод, что профессиональный стресс может быть вызван множеством факторов. В связи с этим его крайне сложно предотвратить, тем более в нарастающей динамике жизни современности. Так же влияние факторов и обеспечение условий труда субъективно оцениваются сотрудниками. Чтобы уберечь сотрудника от стресса, необходим индивидуальный подход к каждому. Это трудно достижимо, особенно в больших организациях. Но методы борьбы все же существуют и необходимо правильно оценивать уровень стресса сотрудников для поддержания необходимого уровня эффективности работы организации. В современном мире при упоминании профессионального стресса все чаще упоминают термин синдром эмоционального выгорания, который возникает если сотрудник испытывает профессиональный стресс достаточно долго. Оценка уровня эмоционального выгорания может помочь вовремя предотвратить последствия длительного стресса. Рассмотрим данный феномен более подробно.
2. Понятие и причины возникновения эмоционального выгорания.
2.1 Термин синдром эмоционального выгорания.
Понятие синдрома эмоционального выгорания введено в 1974 году Гербертом Фрейденбергом. Под «выгоранием» (в иностранной литературе - "burnout") Фрейденбер, подразумевал состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности. Позже были описаны также и другие эмоциональные состояния, характеризующие феномен выгорания. На данный момент существует несколько определений синдрома эмоционального выгорания.
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности.
Синдром эмоционального выгорания - это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. В литературе в качестве синонима синдрома эмоционального выгорания, используется термин "синдром психического выгорания".
Синдром эмоционального выгорания - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Это приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения.
Социальный психолог К. Маслач (1976 г.) определила это состояние как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам. [Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд.- Спб – Питер. 2008]
Первоначально под синдромом эмоционального выгорания подразумевалось состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности. Позже симптоматика данного синдрома существенно расширилась за счет психосоматического компонента. Исследователи все больше связывали синдром с психосоматическим самочувствием, относя его к состояниям предболезни. В Международной классификации болезней (МКБ-Х) синдром эмоционального выгорания отнесен к рубрике Z73 - "Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни".
В соответствии с моделью К. Маслач и С. Джексон, «выгорание» - включает в себя три компонента: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию персональных достижений, и рассматривается как ответная реакция на длительные профессиональные стрессы межличностных коммуникаций.
Японские исследователи считают, что для определения выгорания к трехфакторной модели Маслач следует добавить четвертый фактор «Involvement» (зависимость, вовлеченность), который характеризуется головными болями, нарушением сна, раздражительностью и др., а также наличием химических зависимостей (алкоголизм, табакокурение). Проявления данного фактора могут оказать значительное влияние как на трудовую деятельность человека, так и на его жизнь в целом.
Синдром «выгорания» рассматривается рядом авторов как «профессиональное выгорание», что позволяет изучать данный феномен в аспекте профессиональной деятельности. В связи с этим часто термины «синдром эмоционального выгорания» и «синдром профессионального выгорания считают синонимами, хотя термин «эмоциональное выгорание» охватывает более широкую сферу чем только профессиональная деятельность. Для упрощения в дальнейшем мы будем иметь ввиду под синдромом эмоционального выгорания его аспект, связанный с трудовой деятельностью. Установлено, что данный синдром наиболее характерен для представителей социальных или коммуникативных профессий — системы «человек-человек». Это учителя, менеджеры всех уровней, медицинские работники, консультирующие психологи, психиатры, психотерапевты, представители различных сервисных профессий, например, сотрудники call- центров. Психическое выгорание в этом случае понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе деятельности. Такое понимание несколько видоизменило и его основные компоненты: эмоциональное истощение, профессиональная эффективность, цинизм. С этих позиций понятие деперсонализации имеет более широкое значение и означает отрицательное отношение не только к клиентам, но и к труду и его предмету в целом.