Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание (Понятие и причины возникновения эмоционального выгорания).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
2. Понятие и причины возникновения эмоционального выгорания.
2.1 Термин синдром эмоционального выгорания.
2.2 Факторы и причины синдрома эмоционального выгорания
2.3 Теоретические основы и модели
3. Симптомы и стадии синдрома эмоционального выгорания.
4. Методы выявления синдрома профессионального выгорания.
4.1 Опросник «Профессиональное выгорание» (ПВ)
В модели немецких исследователей Н. Энзмана и К. Клейбера выделяются три вида истощения:
- деморализация,
- истощение,
- потеря мотивации.
Синдром эмоционального выгорания может проявляться в следующих факторах:
- дегуманизации (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам);
- чувстве безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде);
- негативном самовосприятии в профессиональном аспекте. [Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд.- Спб – Питер. 2008]
2.2 Факторы и причины синдрома эмоционального выгорания
Установлена связь выявленных изменений с характером профессиональной деятельности, сопряженной с ответственностью за судьбу, здоровье, жизнь людей. Эти изменения - результат воздействия продолжительного профессионального стресса. Среди профессиональных стрессоров, способствующих развитию синдрома эмоционального выгорания, отмечается большая эмоциональная насыщенность актов взаимодействия, обязательность работы в строго установленном режиме дня. У ряда специалистов стрессогенность взаимодействия обусловлена тем, что общение длится часами, повторяется в течение многих лет, а реципиентами выступают больные с тяжелой судьбой, неблагополучные дети и подростки, преступники и пострадавшие в катастрофах, рассказывающие о своем сокровенном, страданиях, страхах, ненависти.
Стресс на рабочем месте, а именно несоответствие между личностью и предъявляемыми к ней требованиями, является ключевым компонентом синдрома эмоционального выгорания. К основным организационным факторам, способствующим выгоранию, относятся:
- высокая рабочая нагрузка;
- однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность;
- высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы; невозможность влиять на принятие решений;
- двусмысленные, неоднозначные требования к работе;
- постоянный риск штрафных санкций;
- недостаточное вознаграждение за работу;
- отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства;
- необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям;
- отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы.
К профессиональным факторам риска относят "помогающие", альтруистические профессии. В последнее время синдром выгорания выявляется и у специалистов, для которых контакт с людьми вообще не характерен.
Развитию синдрома эмоционального выгорания способствуют личностные особенности:
- высокий уровень эмоциональной лабильности;
- склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью "внутреннего стандарта" и блокированием в себе негативных переживаний;
- рационализация мотивов своего поведения;
- высокий самоконтроль, особенно при волевом подавлении отрицательных эмоций;
- ригидная личностная структура.
В целом, синдром эмоционального выгорания проявляется в:
а) чувстве безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде);
б) дегуманизации (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам);
в) негативном самовосприятии в профессиональном плане - недостаток чувства профессионального мастерства.
Выделяют три основных фактора, играющие существенную роль в синдроме эмоционального выгорания - личностный, ролевой и организационный.
- Личностный фактор. Результаты исследований показали, что такие переменные, как возраст, семейное положение, стаж данной работы, никак не влияют на эмоциональное выгорание. Но у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение, чем у мужчин, у них отсутствует связь мотивации (удовлетворенность оплатой труда) и развития синдрома при наличии связи со значимостью работы как мотивом деятельности, удовлетворенностью профессиональным ростом. Испытывающие недостаток автономности более подвержены «выгоранию».
- Ролевой фактор. Установлена связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и эмоциональным выгоранием. Работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие синдрома эмоционального выгорания. При нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия этот фактор резко возрастает даже при существенно низкой рабочей нагрузке. Те ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время как успешный результат зависит от слаженных действий, способствуют развитию выгорания.
- Организационный фактор. Развитие синдрома эмоционального выгорания связано с наличием напряженной психоэмоциональной деятельности: интенсивное общение, подкрепление его эмоциями, интенсивное восприятие, переработка и интерпретация получаемой информации и принятие решений. Дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера так же являются фактором развития эмоционального выгорания. Это нечеткая организация и планирование труда, многочасовая работа, имеющая трудноизмеримое содержание, недостаточность необходимых средств, наличие бюрократических моментов, наличие конфликтов как в системе «руководитель — подчиненный», так и между коллегами.
Выделяют еще один фактор, обусловливающий синдром эмоционального выгорания - наличие психологически трудного контингента, с которым приходиться иметь дело профессионалу в сфере общения (тяжелые больные, конфликтные покупатели, «трудные» подростки и т.д.) [Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд.- Спб – Питер. 2008.]
На основании приведенных факторов можно определить насколько та или иная профессиональная деятельность способствует развитию синдрома эмоционального выгорания у сотрудников. Чем больше факторов, способствующих выгоранию, присутствует в деятельности сотрудников и чем чаще сотрудник с ними сталкивается, чем более продолжительное их действие испытывает, тем быстрее повышается степень его «выгорания».
2.3 Теоретические основы и модели
В настоящее время нет единого взгляда на структуру синдрома эмоционального выгорания, но, несмотря на это, можно сказать, что он представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных и напряженных отношений в системе человек-человек. Последствия выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационно-установочных) изменениях личности. То и другое имеет непосредственное значение для социального и психосоматического здоровья личности.
При рассмотрении синдрома «выгорания» как одномерной конструкции, это явление рассматривается как состояние физического и психологического истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях. Данный подход является самым простым, но для глубокого анализа и диагностики чаще всего этого будет недостаточно.
Существует также двухфакторный подход, согласно которому в синдром «выгорания» входят:
-
- эмоциональное истощение — «аффективный» фактор, относится к сфере жалоб на плохое физическое самочувствие, нервное напряжение;
- деперсонализация — «установочный» фактор, проявляется в изменении отношений к пациентам или к себе.
В опроснике К. Маслач, адаптированном Н. Водопьяновой для России, выгорание описывается как трехмерная конструкция, включающая в себя:
-
- эмоциональное истощение как основную составляющую «профессионального выгорания»; оно проявляется в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, утрате интереса к окружающему или эмоциональном перенасыщении, в агрессивных реакциях, вспышках гнева, появлении симптомов депрессии;
- деперсонализацию, проявляющуюся в деформации (обезличивании) отношений с другими людьми: повышении зависимости от других или, напротив, негативизма, циничности установок и чувств по отношению к пациентам, подчиненным, ученикам;
- редуцирование личных достижений, которое проявляется в тенденции к негативному оцениванию себя, снижении значимости собственных достижений, в ограничении своих возможностей, негативизме относительно служебных обязанностей, в снижении самооценки и профессиональной мотивации, в снятии с себя
По В. В. Бойко, синдром эмоционального выгорания включает в себя 3 стадии, каждая из которых состоит из 4-х симптомов:
-
- стадия «Напряжение»; ее симптомы таковы:
- неудовлетворенность собой,
- «загнанность в клетку»,
- переживание психотравмирующих ситуаций,
- тревожность и депрессия.
- стадия «Резистенция», ее симптомы таковы:
- неадекватное, избирательное эмоциональное реагирование,
- эмоционально-нравственная дезориентация,
- расширение сферы экономии эмоций,
- редукция профессиональных обязанностей.
- стадия «Истощение» имеет следующие симптомы:
- эмоциональный дефицит,
- эмоциональная отстраненность,
- личностная отстраненность,
- психосоматические и психовегетативные нарушения. [Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб. 2000]
При исследовании синдрома эмоционального выгорания может использоваться любая модель, но трехфакторная модель выгорания и модель, предложенная В.В. Бойко позволяют рассматривать синдром эмоционального выгорания более детально. Однофакторная и двухфакторная модели дают более общие представления.
3. Симптомы и стадии синдрома эмоционального выгорания.
Выделяют три ключевых признака синдрома эмоционального «выгорания»:
1) предельное истощение,
2) отстраненность от клиентов (пациентов, учеников) и от работы,
3) ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений.
Развитию синдрома эмоционального выгорания, предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, после чего закономерно проявляется первый признак - истощение. Истощение определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После периода отдыха данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию возобновляются.
Вторым признаком синдрома эмоционального выгорания является личностная отстраненность. В крайних проявлениях человека почти ничего не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика. Утрачивается интерес к клиенту, он воспринимается как неодушевленный предмет, само присутствие которого порой неприятно. Профессионалы, испытывающие выгорание, используют отстраненность, как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе.
Третьим признаком синдрома выгорания является - падение самооценки в рамках выгорания или ощущение утраты собственной эффективности. Снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности, люди не видят перспектив для своей профессиональной деятельности.
В настоящее время исследователи выделяют около 100 симптомов, так или иначе связанных с эмоциональным выгоранием. В большинстве случаев они не подтверждены эмпирическими исследованиями и носят описательный характер. Выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для синдрома выгорания:
1) физические симптомы;
2) эмоциональные симптомы;
3) поведенческие симптомы;
4) интеллектуальное состояние
5) социальные симптомы. [Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб. 2000]
Выгорание может быстро распространяться среди сотрудников, подобно инфекции. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, пессимистами, негативистами. Взаимодействуя с коллегами, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание «выгорающих». Наибольшая вероятность такого развития событий существует в организациях с высоким уровнем стресса. Профессор К. Чернисс в своей статье «Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет» говорит о том, что большая ответственность лежит на руководителе, потому что существуют такие рабочие места и ситуации, которые, в некотором смысле, просто созданы для выгорания. Сотрудники находятся в высоко - стрессовых ситуациях, где от них ожидается высокий уровень выполнения работы, и где они имеют небольшой контроль над тем, что или как они делают. Большинство людей, работающих в этих местах, очень уязвимы.
Дополнительно К. Чернисс отмечает, что выгоранием страдают не только люди, но и организации. Также, как и у индивидуума, страдающего от выгорания, в организациях проявляются различные симптомы этого явления, они следующие:
-
- высокая текучесть кадров;
- недостаток сотрудничества среди персонала;
- прогрессирующее падение инициативы;
- снижение вовлеченности сотрудников в работу;
- антагонистический групповой процесс и наличие парных группировок;
- поиск «козла отпущения»;
- развитие критического отношения к сотрудникам;
- режим зависимости, проявляющийся в виде гнева на руководство и проявлении беспомощности и безнадежности;
- рост чувства неудовлетворенности от работы;
- проявления негативизма относительно роли или функции отделения.