Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание (Понятие и причины возникновения эмоционального выгорания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом опросник Бойко позволяет достаточно точно определить фазу и степень выгорания, а также определить необходимые профилактические меры. Так же несомненным плюсом данного способа диагностики является возможность использования одного и того же опросника для различных категорий сотрудников.

4.4 Опросник психического выгорания Рукавишникова А.А.

Опросник разработан Б.А. Фарбером и адаптирован Рукавишниковым А.А. Данная методика нацелена на интегральную диагностику психического «выгорания», включающую различные подструктуры личности.

Данная методика включает три шкалы: психоэмоционального истощения (ПИ), личностного отдаления (ЛО) и профессиональной мотивации (ПМ).

Психоэмоциональное истощение – процесс исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми. Истощение проявляется равнодушии и холодности по отношению к окружающим с признаками депрессии и раздражительности, хроническом эмоциональном и физическом утомлении.
Личностное отдаление – специфическая форма социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми. Личностное отдаление проявляется в уменьшении количества контактов с окружающими, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к другим людям. Профессиональная мотивация – уровень энтузиазма и рабочей мотивации по отношению к работе альтруистического содержания. Состояние мотивационной сферы оценивается таким показателем, как продуктивность профессиональной деятельности, оптимизм и заинтересованность в работе, самооценка профессиональной компетентности и степени успешности в работе с людьми.

Для определения психического «выгорания» в пределах указанных шкал пользуются, как и в случае с опросником В.В. Бойко, специальным ключом. Количественная оценка психического «выгорания» по каждой шкале осуществляется путем перевода ответов в трехбалльную систему («часто» – 3 балла, «обычно» – 2 балла, «редко» – 1 балл, «никогда» – 0 баллов). Затем производится суммарный подсчет баллов. После чего с помощью нормативной таблицы можно определитть уровень психического «выгорания» по каждой из шкал (Таблица 2). [Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд.- Спб – Питер. 2008.]

Таблица 2

Шкалы ПВ

Проявления психического «выгорания» на уровнях:

Межличностном

Личностном

Мотивационом

ПИ

Психическое истощение. Раздражительность. Агрессивность. Повышенная чувствительность к оценкам других.

Низкая эмоциональная толерантность, тревожность.

Нежелание идти на работу. Желание скорее окончить рабочий день. Появление прогулов.

ЛО

Нежелание контактировать с людьми. Циничное, негативное отношение к людям. 

Критичное отношение к окружающим и некритичность в оценке самого себя. Значимость своей правоты. 

Снижение включенности в работу и дела других людей. Безразличие к своей карьере.

ПМ

Неудовлетворенность работой и отношениями в коллективе.

Заниженная самооценка, неудовлетворенность собой как профессионалом. Чувство низкой профессиональной эффективности и отдачи.

Снижение потребности в достижениях.


Методика А.А. Рукавишникова так же позволяет достаточно точно оценить уровень развития профессионального выгорания сотрудников, но не настолько подробно, как опросник В.В. Бойко. При этом методика расчета и обработки результатов в данном случае будет более простой.

 Таким образом можно сделать вывод, что на данный момент существует достаточное количество методик диагностики синдрома профессионального выгорания. Это позволяет с достаточной степенью эффективности отслеживать уровень профессионального выгорания сотрудников и принимать меры для его снижения.

5.Методы борьбы с синдромом профессионального выгорания.

Прежде чем говорить о методах борьбы с синдромом эмоционального выгорания, стоит ввести несколько определений.

Психогигиена — это отрасль психологии и гигиены, изучающая факторы и условия окружающей сил образ жизни, благотворно влияющие на психическое развитиепсихическое состояние человека, и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья.

Психическое здоровье предполагает состояние полного душевного равновесия, умение владеть собой, способность быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и их преодолевать, в короткое время восстанавливать душевное равновесие.

Профессионализация - целостный непрерывный процесс становления личности специалиста, который начинается с момента выбора и принятия будущей профессии и заканчивается, когда человек прекращает активную трудовую деятельность.

Профессиональная помощь при «эмоциональном сгорании», по мнению К. Кондо, может осуществляться с помощью двух видов терапии: работе с лицами, подверженными «сгоранию», и смягчение действия организационного фактора.

Важнейшим принципом предотвращения синдрома «сгорания» является соблюдение требований психогигиены самим сотрудником. Основные задачи психогигиены профессиональной деятельности – разработка и осуществление совокупности мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление психического здоровья сотрудников.

Обязательным условием профессионального развития личности является осознание ею приемов профессионального самосохранения, которое рассматривается, как способность личности максимально актуализировать профессионально-психологический потенциал, противостоять негативно складывающейся социально-профессиональной ситуации, профессионально обусловленным кризисам, стагнации, деформациям, а также готовность к профессиональному самоизменению.


Работы исследователей по созданию программ профессионального самосохранения, которые ориентируются на гуманистический подход в психологии, опираются на теорию самореализации и самоактуализации личности А. Маслоу. В них предагаются следующие приемы профессионального самосохранения:

1) Реализация намеченного профессионального плана (сценария профессиональной жизни).

2) Преодоление дезинтегрированного сознания (то есть вытеснение так называемых "мотивов ложной самоактуализации", которые порождают несбыточные цели, мечты в ущерб стабильной целостности человека).

3) Освоение индивидуальной системы адекватных средств преодоления негативных состояний.

4) Знание собственной индивидуальности и использование ее в профессиональной жизни.

5) Готовность к постоянному самоизменению, лабильность установок.

6) Активная позиция в профессиональной жизни.

7) Противодействие профессиональному старению.

Особое внимание уделяется приему самосохранения, обозначенному как реализация намеченного профессионального плана. Личный профессиональный план является важным регулятором профессионализации личности, обобщая ее представления о целях и перспективах профессиональной деятельности, основных этапах, путях и средствах ее достижения, возможных препятствиях и способах их преодоления. Наличие четкой и осознанной жизненной перспективы (цели) дает человеку мощные стимулы к творчеству, рождает оптимистическое мироощущение, формирует интерес к будущему как полю самореализации. В работе по формированию личностно- и социально-значимых стратегий профессиональной деятельности большое значение имеет использование биографического метода, побуждающего человека к анализу своей жизни, деятельности, планов на будущее, позволяющего корректировать жизненную программу.

Главной профилактической мерой профессиональных деформаций личности должны быть расширение вариантов профессиональных задач, постоянный творческий момент в деятельности, разнообразие круга общения. Необходимо отметить, что существенные профессиональные деформации отрицательно сказываются как на других сферах жизни, так и на самой профессиональной деятельности, снижая ее эффективность. Основными способами защиты от деформации являются:

1) рост осознания;

2) переоценка собственной личности и своего профессионального статуса;

3) трансформация когнитивных компонентов коммуникативных;

4) самоосвобождение от когнитивных;


5) освоение новых навыков коммуникативного действия в роли обучающегося через коммуникативно-игровой тренинг; [А. В. Молокоедов, И. М. Слободчиков, С. В. Удовик, Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности. ООО «Левъ», 2018]

Целесообразность работ этого направления очевидна в связи с важной ролью личности в профессиональной деятельности. Особого внимания требуют молодые сотрудники, у которых еще не сформированы некоторые важные для деятельности личностные черты.

Особое внимание нужно обратить на формирование защитных механизмов у каждого сотрудника. Как правило, это удается сделать только с помощью серии тренингов, проводимых специалистом в области групповой психотерапии. Основные защитные механизмы формируются при осознании и принятии целей, методов, своей роли (и ее границ).

Следует подчеркнуть, что личность развивается не только под воздействием внешнего мира. Большую роль играют тенденции саморазвития, когда свойства личности формируются исходя из потребностей самой личности, направленных на достижение определенного уровня самореализации. В этом смысле; особенно важным является признание личностного своеобразия каждого профессионала и его права на самостоятельный поиск своего профессионального пути.

Таким образом можно сделать вывод, что на данный момент существует множество направлений борьбы с профессиональным выгоранием и стрессом. Конкретные инструменты для уменьшения уровня выгорания сотрудников должны выбираться в зависимости от вида деятельности сотрудника и его условий работы. Так же стоит учитывать, что универсальных мер и способов борьбы с профессиональным выгоранием не существует, очень многое в данной сфере индивидуально.

В качестве практических мер могут применяться индивидуальные беседы, тренинги, предоставление отгула или отпуска, изменение условий труда и многое другое, вплоть до полной смены вида деятельности. Выбор определенной методики зависит от характера сотрудника, общей ситуации в организации, ее материальных возможностей, общей рабочей ситуации и обстановки и т.д. Очень важным является информирование сотрудников: разъяснение причин возникновения синдрома выгорания, его симптомов и последствий. Важен совместный, при участии сотрудника, подбор методик борьбы со стрессом и выгоранием. Для подбора адекватных методик противодействия одним из самых важных аспектов является своевременная и точная диагностика. При выявлении синдрома профессионального выгорания на более ранних стадиях бороться с ним или предупредить его развитие намного легче.


Заключение.

В рамках данной работы были рассмотрены такие феномены как профессиональный стресс и профессиональное выгорание работников. Были выявлены факторы их вызывающие, рассмотрены существующие на данный момент модели эмоционального выгорания. На основании рассмотренного многообразия факторов, вызывающих профессиональные стрессы и динамики современного мира можно сделать вывод, что эти феномены прочно вошли в нашу жизнь. Люди субъективно реагируют на различные факторы стресса, и вместе с тем существуют определенные профессии, наиболее подверженные синдрому профессионального выгорания. К ним относятся профессии типа «человек-человек», а также профессии, в которых возникает большое количество стрессовых факторов. К таким профессиям можно отнести медицинских работников, учителей, сотрудников экстренных служб и правоохранительных органов, сотрудников служб поддержки и т.д.

Эмоциональное «выгорание» – это динамический процесс, который возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, когда налицо все три фазы стресса: нервное напряжение, резистенция и истощение. Как следствие этого возникает необходимость методик диагностики и борьбы со стрессом и «выгоранием». Такие методики на данный момент уже разработаны в достаточном количестве, что позволяет подобрать необходимые инструменты. Инструменты диагностики в данном случае следует подбирать исходя из вида профессиональной деятельности, особенностей профессии, а также условий труда. Технологии предупреждения и преодоления профессионального стресса и синдрома профессионального выгорания это: создание условий труда, способствующих снижению уровня стрессоров, освоение путей управления стрессом; обеспечение большей автоно­мии работника; построение «мостов» между работой и домом; повышение квалификации; создание в организации благоприятного со­циально-психологического климата; организация тренингов, обучение работников приемам релаксации, ауторегуляции, самопрограммирования.

Проблема контроля и предотвращения стресса (дистресса) в труде связана не столько с тем, чтобы непременно "бороться" со стрессом, сколько в грамотном и ответственном управлении стрессами и снижении вероятности перерастания стресса в дистресс. В этом смысле проблема стресса в труде близка к проблеме конфликтов в трудовой деятельности, ведь известно, что так же, как и стресс, конфликт может быть полезен и даже необходим для развития организации и конкретных сотрудников этой организации.