Файл: Оценка готовности детей к школе (теоретические основы готовности ребенка к обучению к школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Школа - социальный институт, сформировавшийся исторически относительно недавно, и поступление ребенка в школу играет ведущую роль в процессе адаптации к жизни в обществе. Он как бы пытается выйти из своего детства и занять новое место в системе отношений, опосредованных нормами поведения, появляется желание «стать настоящим школьником» и осуществлять реальную, серьезную, общественно - значимую деятельность.

Проблема диагностики готовности ребенка к школе была и остается актуальной, так как в современном мире требования к детям, поступающим в первый класс, растут с каждым годом. Согласно современному Федеральному государственного образовательному стандарту дошкольного образования, обеспечивающему преемственность дошкольного и начального общего образования, у детей к концу дошкольного возраста должна сформироваться самостоятельность в различных видах деятельности; положительное отношение к миру, труду, другим людям и самому себе; умение договариваться и разрешать конфликты; умение подчиняться правилам и социальным нормам; должно быть развито воображение, реализуемое, прежде всего, в игре; устная речь; крупная и мелкая моторика; любознательность; ребенок должен овладеть начальным сведениями о себе, о окружающем мире.

Успешное формирование всех этих и многих других личностных качеств и развитие психических процессов дошкольника ведет к формированию предпосылок к учебной деятельности.

В настоящее время существует достаточно большой выбор методов диагностики, позволяющих объективно оценить готовность ребенка к школьному обучению. Однако, большинство методик не учитывает индивидуальные особенности детей

Не все дети, начинающие обучение в школе, готовы к новому этапу своей жизни. Например, современные исследования показывают, что 30-40 % детей приходят в первый класс массовой школы не готовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности: социальный, психологический, эмоционально – волевой. Отсутствие своевременной диагностики готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению и несвоевременная или недостаточная коррекционная работа с такими детьми могут привести к проблеме школьной дезадаптации.

Целью данной работы является выявить и изучить особенности готовности ребенка к школе.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

  1. Рассмотреть проблему психологической готовности ребенка к школе в трудах отечественных и зарубежных психологов.
  2. Разобрать характеристики развития детей старшего дошкольного возраста и проанализировать комплексную оценку готовности детей к обучению.
  3. Провести исследования психологической готовности детей, посещающих детский сад.

Объект исследования: ребенок в младшем школьном возрасте.

Предмет исследования: подготовленность ребенка к школе.

Теоретические основы готовности ребенка к обучению к школе

Проблема психологической готовности ребенка к школе в трудах отечественных и зарубежных психологов

Первые исследования психологических особенностей детей поступающих в школу были опубликованы во второй половине XIX века (А. Нейфельд, А. Нечаев, Э. Мейман, А. Павлов, Ст. Холл и др.). Уже в это время определяется сущность проблемы, связанная с началом систематического обучения и возможностью детей усваивать знания (Е.Н. Водовозова, П.Ф. Каптерев, А.П. Нечаев, Дж. Селли, К.Д. Ушинский, В. Штерн и др.)[1].

В исследованиях второй половины XIX века готовность детей к обучению в школе не выделяется как самостоятельная научная проблема и рассматривается в контексте общих проблем возрастной и педагогической психологии. Само понятие «готовность к обучению школе» еще не используется, однако вопросы, составляющие современное содержание проблемы, уже в то время ставятся и активно исследуются, формируются теоретические предпосылки для современных подходов к изучению школьной готовности.

Отечественные и зарубежные психологи и педагоги этого периода Дж. Селли, Э. Меймана, А. Бине, Ст. Холла, К.Д. Ушинского, А.П. Нечаева, П.Ф. Каптерева, Е.И. Кондрата, Е.Н. Водовозовой и др., отмечают необходимость подготовки детей к систематическому школьному обучению, необходимость учитывать особенности и значение дошкольного возраста, роль семейного воспитания в подготовке ребенка к школе, непрерывность в обучении и воспитании детей дошкольного и школьного возраста, задачи дошкольных учреждений в подготовке детей к школе, содержание и методы работы с маленькими детьми в семье и в дошкольных учреждениях по обеспечению всестороннего развития и подготовки к школьному обучению. Отмечается необходимость детального психологического обследования детей, поступающих в школу и в процессе их обучения, рассматриваются различные методы исследования индивидуальных особенностей, начинающих школьное обучение.


В современной психолого-педагогической литературе понятие готовности определяется как многогранное развитие личности ребенка и рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах - общее психологическое развитие и формирование навыков учебной деятельности. Готовность к школе есть результат общего психического развития ребенка на протяжении всей его дошкольной жизни. Это важнейший итог психического развития ребенка в период дошкольного детства.

В решении проблемы определения детей к школьному обучению существует два направления: педагогический подход, основанный на определении готовности к школе по сформированности у дошкольников учебных навыков и психологический подход к проблеме готовности к школе, который нельзя назвать универсальным. Рассмотрим их более подробно.

Педагоги разрабатывали проблему формирования готовности детей к обучению в школе, с тех пор как появились общественные учебные заведения.

А. С. Симонович считала обязательным условием готовности детей к обучению систематическую подготовку дошкольников. Этой же точки зрения придерживались П. П. Блонский, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. По их мнению, признаком готовности детей к обучению в школе является интеллектуальная готовность. В. Н. Водовозова рассматривала подготовку детей к школе на основе возрастных особенностей, предлагая побуждать интерес к учению. Одни исследователи (Л. О. Каганер, В. Радина и др.) считали обязательным показателем готовности определенный уровень физического и умственного развития детей, их ориентацию в социуме. Другие исследователи (П. П. Блонский, В. Гилевич, Н. К. Крупская и др.) считали показателем «школьной зрелости» наличие внимания и интереса у ребенка к чтению.

Я. А. Коменский сформулировал показатели готовности такие как знания в области окружающего мира, способность к логическому рассуждению, познавательную направленность и стремление к учебной деятельности. И. Г. Песталоцци, предлагал организовать при школах специальные классы, которые могли бы осуществить преемственность между дошкольным и школьным воспитанием.

С точки зрения отечественных педагогов готовность к обучению в школе подразумевает систематическую подготовку в умственном, физическом, нравственном развитии, наличие интереса ребенка к учебной деятельности. Изучение опыта отечественной педагогики по проблеме готовности детей к обучению в школе обнаруживает отсутствие единого взгляда на то, что можно считать критериями готовности. Таким образом, педагогический подход, основанный на определение готовности к школьному обучению, подразумевает систематическую подготовку по сформированности навыков учебной деятельности.


В отечественной психологии теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школьному обучению основана на трудах Л.С. Выготского. Он отмечал что, сложность переходного периода от дошкольного к школьному детству заключается в том, что у ребенка уже есть основные предпосылки учения – произвольность, способы познавательной деятельности, мотивация, коммуникативные умения и т.д. Однако он, по существу, "еще дошкольник, который, переступая порог школы, "несет с собой представления о ярком, интересном мире"[2].

Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др., выделяют наряду со специальной готовностью к предметному обучению, общую готовность. Содержанием общей готовности должны стать простейшие навыки умственной работы, определенный уровень развития мышления и речи, познавательного интереса и нравственно-волевых качеств, необходимых для успешных занятий учебной деятельностью.

А. Н. Леонтьев ввел новый термин «общая и психологическая готовность к обучению», выделив такой существенный компонент, как умение дошкольника управлять своим поведением.

А. А. Люблинская и А. П. Усова расширили структуру компонентов готовности, выделив сформированность у детей познавательного отношения к окружающему миру, желание заниматься, интерес к учению.

К.В. Бардин, А.Л. Венгер, Л.А. Венгер, Ю.Ф. Змановский, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова и др., рассматривали проблему психологической готовности детей к обучению в школе, с точки зрения развития личностных качеств.

Л.И. Божович включает в это понятие развитие особенностей личности ребенка, выражающееся в отношении ребенка к школе, учителю, учению в школе. Ученый считает, что под психологической готовностью к школе понимается, прежде всего, существование у ребенка мотивации учения, позволяющий выполнять учебные задания. Сформированность учебной мотивации, складывающаяся из познавательных, социальных мотивов и мотивов достижения, обеспечивает необходимый уровень произвольности поведения и учебной деятельности.

Я.Л. Коломинский ввел понятие социально-психологическая готовность связанную с изменением социально-психологического статуса.

Л.А. Венгер и А.Л. Венгер пишут о том, что развитие умственной готовности выражается в умении слушать и выполнять указания взрослого, определенного уровня механической и логической памяти, владение понятиями и умения планировать свои действия, умение отличать слово от обозначаемого предмета, владение арифметическими операциями, готовность руки к письму.


Н.И. Гуткина считает, что психологическая готовность к школе является необходимым и достаточным уровнем психического развития для овладения школьной программой обучения в группе сверстников.

Н.И. Нижегородцева и В.Д. Щадриков отмечают, что психологическая готовность сложное структурное образование, которое включает в себя личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные знания, некоторые учебные навыки.

При всех различиях в формулировках авторов понимание готовности к обучению в школе выделяется как комплекс определенных психических качеств, являющихся предпосылками для успешного включения в школьную жизнь. Психологическая готовность к школе является итогом всего предшествующего развития ребенка в результате всей системы воспитания и обучения в семье и детском саду.

Важным аспектом является рассмотрение готовности с позиции возрастной периодизации. По мнению ряда исследователей (В.В. Давыдова, Е.Е. Кравцова, Е.Е. Сапогова, Д.Б. Эльконина, и др.), только тот ребенок готов к школьному обучению, который прошел кризис 7 лет.

Опираясь на разработанную теорию возрастного развития отечественными психологами (Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейном и др.) психологическая характеристика предполагает анализ возрастных задач развития, таких как физическое и физиологическое развитие ребенка, социальная ситуации развития, противоречие возраста, возрастные новообразования. Учет возрастных задач означает переход к новому этапу психического развития, когда полноценно прожит, предшествующий и сформированы соответствующие новообразования.

Известный психолог Д. Б. Эльконин указывал, что дошкольники и младшие школьники мало чем различаются между собой. Самое интересное заключается в том, что ученики начальных классов еще не могут окончательно отойти от игровой деятельности: они овладевают учебной деятельностью как основной только к десяти годам, т.е. к концу начального обучения, поэтому считается, что дети дошкольного и младшего школьного возраста принадлежат к своеобразному единому периоду – детству[3].

Основным возрастным новообразованием является формирование у ребенка произвольности. В плане психического развития оно выражается в произвольности психических процессов, умение сознательно ставить цели познавательных действий и находить средства их достижения. В плане личностного развития произвольность заключается в соподчинении мотивов, заключающееся в выстраивании их в иерархическую систему, в которой большее значение приобретают социальные мотивы.