Файл: Оценка готовности детей к школе (теоретические основы готовности ребенка к обучению к школе).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические основы готовности ребенка к обучению к школе
Проблема психологической готовности ребенка к школе в трудах отечественных и зарубежных психологов
Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста
Основные компоненты комплексной готовности ребенка к обучению в школе
Детям с заниженной самооценкой свойственно стремление избегать неудач, поэтому они малоинициативны, выбирают заведомо простые задачи. Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее.
Эти дети, как правило, имеют низкий социальный статус в группе сверстников, попадают в категорию отверженных, с ними никто не хочет дружить. Внешне это чаще всего малопривлекательные дети.
Причины индивидуальных особенностей самооценки в старшем дошкольном возрасте обусловлены своеобразным для каждого ребенка сочетанием условий развития.
В одних случаях неадекватно завышенная самооценка в старшем дошкольном возрасте обусловлена некритичным отношением к детям со стороны взрослых, бедностью индивидуального опыта и опыта общения со сверстниками, недостаточным развитием способности осознания себя и результатов своей деятельности, низким уровнем аффективного обобщения и рефлексии. В других — формируется в результате чрезмерно завышенных требований со стороны взрослых, когда ребенок получает только отрицательные оценки своих действий. Здесь самооценка выполняет защитную функцию. Сознание ребенка как бы "выключается": он не слышит травмирующих его критических замечаний в свой адрес, не замечает неприятных для него неудач, не склонен анализировать их причины.
Несколько завышенная самооценка наиболее свойственна детям, стоящим на пороге 6-7 лет. Они уже склонны анализировать свой опыт, прислушиваются к оценкам взрослых. В условиях привычной деятельности — в игре, на спортивных занятиях и т.д. — они уже могут реально оценивать свои возможности, их самооценка становится адекватной. В незнакомой ситуации, в частности, в учебной деятельности дети еще не могут правильно оценить себя, самооценка в этом случае завышена. Считается, что завышенная самооценка дошкольника (при наличии попыток анализа себя и своей деятельности) несет в себе позитивный момент: ребенок стремится к успеху, активно действует и, следовательно, имеет возможность уточнить представления о себе в процессе деятельности.
Заниженная самооценка в этом возрасте встречается значительно реже, она основана не на критичном отношении к себе, а на неуверенности в своих силах. Родители таких детей, как правило, предъявляют к ним завышенные требования, используют только отрицательные оценки, не учитывают их индивидуальных особенностей и возможностей. По мнению ряда авторов, проявление в деятельности и поведении детей седьмого года жизни заниженной самооценки является тревожным симптомом и может свидетельствовать об отклонениях в личностном развитии.
Самооценка играет важную роль в регуляции деятельности и поведения человека. В зависимости от того, как оцениваются индивидом собственные качества и возможности, он принимает для себя те или иные цели деятельности, формируется то или иное отношение к успехам и неудачам, тот или иной уровень притязаний[5].
Основные компоненты комплексной готовности ребенка к обучению в школе
Очень важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным. Однако готовность к школе не сводится только к физической готовности. Необходима особая психологическая готовность к новым условиям жизнедеятельности. Составными компонентами психологической готовности являются личностная, социальная, волевая и интеллектуальная готовность.
Основные виды готовности к обучению в школе и их характеристики в Таблице 1.3.
Таблица 1.3
Виды готовности |
Характеристики |
|
физическая |
уровень физического и биологического развития, состояние здоровья |
|
психологическая |
интеллектуальная |
наличие необходимой базы знаний, готовность воспринимать и усваивать новую информацию |
социальная |
готовность взаимодействовать с окружающим социумом |
|
личностная |
сформированная внутренняя позиция, являющаяся основой для сознательного вступления в роль школьника |
Продолжение таблицы
эмоционально- волевая |
умение управлять своими мотивами, желаниями, настроением. Наличие нравственных установок |
|
специальная |
основные учебные умения |
- Физическая готовность.
Такой вид готовности к обучению в школе, как физическая готовность определяется на основе соответствия уровня развития организма ребенка основным возрастным нормам. Необходимо учитывать целый ряд критериев.
Уровень биологического развития:
- рост;
- масса;
- работоспособность;
- утомляемость;
- система условных словесных реакций;
- зрелость пищеварительной и мочевыделительной системы.
Общее физическое развитие. Определяется по наличию основных физических качеств:
- ловкость;
- скорость;
- сила;
- скоординированность движений.
Уровень развития основных видов движений:
- бег;
- прыжки;
- наклоны;
- приседания;
- ползание.
Развитие мелкой моторики рук:
- держать ручку или карандаш;
- проводить четкие линии;
- перекладывать мелкие предметы;
- складывать лист бумаги.
Гигиенические умения, навыки самообслуживания. Ребенок должен самостоятельно:
- умываться;
- чистить зубы;
- мыть руки;
- пользоваться туалетом;
- одеваться;
- застегиваться и завязывать шнурки;
- следить за своим внешним видом;
- пользоваться столовыми приборами;
- убирать за собой посуду;
- организовывать рабочее место;
- собирать, складывать и убирать свои вещи.
Знания по основам здоровья. Ребенок должен обладать знаниями о:
- важности быть здоровым;
- необходимости беречь здоровье;
- режиме дня;
- значимости занятий спортом.
Физически здоровый и подготовленный ребенок быстрее адаптируется к условиям школьной жизни, изменившемуся режиму дня и уровню нагрузок.
- Психологическая готовность.
Рассмотрим виды психологической готовности к школе, которая охватывает несколько аспектов.
Умственная готовность включает:
- достаточный багаж знаний об окружающем мире;
- умение оперировать имеющимися знаниями для решения различных задач;
- любознательность, потребность в получении новых знаний;
- уровень мыслительной деятельности, который обеспечит усвоение новых знаний;
- наличие словесно-логического и образного мышления;
- развитую речь, достаточный словарный запас;
- сформированные сенсорные навыки;
- устойчивое внимание;
- крепкую память.
Интеллектуальная подготовка к поступлению в школу является необходимым условием для успешного овладения учебной программой.
Социальная готовность базируется на таких компонентах:
- коммуникативность;
- стремление общаться со сверстниками, устанавливать с ними дружеские отношения;
- умение уступать в споре и делиться, быть толерантным;
- умение выслушивать собеседника;
- готовность соблюдать очередь;
- готовность идти за лидером или самому проявлять лидерские качества;
- понимание социальной иерархии, готовность подчиняться требованиям старших.
Эмоционально-волевая готовность подразумевает наличие таких аспектов:
- радостное ожидание поступления в школу;
- принятие целей образовательной деятельности и положительное отношение к ним;
- способность подчинять свои мотивы коллективным;
- умение сознательно управлять своим поведением в соответствии с нравственными установками;
- стремление преодолевать трудности;
- стремление достигать высоких результатов в своей деятельности;
- сознательное определение некоторых положительных и отрицательных качеств своего характера и готовность меняться;
- присутствие сдержанности, усидчивости, самостоятельности, настойчивости, дисциплинированности и организованности.
Высокий уровень эмоционально-волевой готовности к школе является ключом к успешному обучению. Ведь в таком случае, даже имея проблемы на начальном этапе школьной адаптации, ребенок сможет их преодолеть и не будет испытывать трудности в дальнейшем.
- Специальная готовность.
Специальная готовность к школьному обучению заключается в том, что ребенок обладает некоторыми универсальными учебными умениями:
- называть буквы;
- читать слоги или слова;
- считать, прибавлять и отнимать в пределах 10;
- писать отдельные элементы;
- рисовать простые предметы;
- выполнять несложные физические упражнения.
Важно, чтобы все основные виды готовности ребенка к школе были сформированы на достаточном уровне. Только в таком случае в условиях систематического обучения у ребенка не наступит ухудшение здоровья, он будет справляться с предъявляемыми требованиями, успешно усвоит школьную программу и социально-психологически адаптируется к школьной жизни.
В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:
- нормальное физическое развитие и координация движений - достаточно развитая мускулатура, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой;
- желание учиться - наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям;
- управление своим поведением - произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке;
- владение приемами умственной деятельности - предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала;
- проявление самостоятельности - стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи;
- отношение к товарищам и взрослым - умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми;
- отношение к труду - предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения;
- умение ориентироваться в пространстве и тетради - связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.
На основании изложенного выше, можно выделить, что в работах отечественных авторов нет единой точки зрения на структуру психологической готовности. Так же в возрасте 6-7 лет формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения. Старший дошкольник умеет согласовывать свои действия с общественными нормами поведения. Его собственное поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью к достаточно адекватной оценке результатов собственной деятельности и своих возможностей.
Практическая часть
Анализ результатов исследования психологической готовности детей, посещающих детский сад
Данное тестирование проходило под наблюдением воспитателя детского сада № 116 "Солнечный" в городе Тольятти. В беседе приняли участие 9 старших дошкольников, среди них - 4 мальчика и 5 девочек.
- Цель: выявить базовую готовность ребенка к школе.
Методика: общая ориентация детей в окружающем мире и запас
бытовых знаний. Тест представлен в Приложении 1.
Результаты проведения теста:
8 учащихся ответили правильно на первый и второй вопрос. На третий вопрос 6 детей ответили верно.
4, 5, 6 вопрос вызвали затруднения у детей. 3 ребенка назвали улицу, номер дома и квартиру, 4 только улицу и 2 не ответили.
На 7, 8, 9, 10 – 8 ответили на вопрос.
Делая вывод этого теста, можно отметить, что большинство учащихся без затруднений ответили на предложенные вопросы, и можно предположить, что у них сформирована система знаний и представлений об окружающем.
- Цель: определить уровень развития памяти.
Методика: исследование произвольной зрительной памяти. Тест представлен в Приложении 2.
Результаты проведения теста:
6 детей запомнили все слова, а остальные- половину или больше половины.
Делая вывод этого теста, можно отметить, что большинство детей в первую очередь вспоминали часто используемые слова. но затем вспоминали остальные по зрительной памяти. Из этого следует, что у дошкольников хорошо развито произвольное зрительное запоминание.
- Цель: определить уровень развития моторики руки, произвольного внимания.
Методика: украшение рамки. Тест представлен в Приложении 3.
Анализируя результаты данной методики, можно заметить, что практически все дошкольники справились на «отлично». Две девочки немного увеличили фигуры. Следовательно, уровень моторики рук и произвольность внимания развиты довольно хорошо.