Файл: Оценка готовности детей к школе (теоретические основы готовности ребенка к обучению к школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Цель: определить уровень развития мышления.

Методика: общая осведомленность. Тест представлен в Приложении 4.

Анализируя результаты данной методики, можно прийти к выводу: не у всех детей хорошо развито мышление. Все допустили ошибки. Затруднения вызвали вопросы 9, 10, 11 и 14. Таким образом, 2 девочки и 1 мальчик получили высший бал. Девочки были собраны, хорошо и быстро отвечали на легкие вопросы. 3 девочки и 3 мальчика отвечали неуверенно, на многие вопросы затруднялись отвечать, но все же получили средний балл.

  1. Цель: определить уровень развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки.

Методика: тест Керна-Йирасека[6]. Тест представлен в Приложении 5.

1 учащийся получил высокий уровень. Он был сосредоточен, ответственно подошел к данным задачам, не отвлекался. Изобразил человека, у которого присутствуют все конечности.

7 детей - средний уровень. Они иногда отвлекались, работали несосредоточенно. В задании скопировать образец букв 3 ребенка написали фразу не очень разборчиво. В 1 задании отсутствовали волосы, уши, одежда, человека.

У одного ребенка наблюдался низкий уровень среднего развития: ошибки в переписывании предложения, при срисовывании точек, примитивный рисунок человека.

Подводя итог всего тестирования, можно заметить, что большая половина имеет высокий и средний уровень развития. Дети допускали ошибки и это нормально. В основном дети приступали к тестам ответственно и доброкачественно. А это значит, что все дети из данной группы готовы идти в школу, так как тесты по общей готовности, уровням развития памяти, моторики рук, мышления и координации зрения показали хорошие результаты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основы взаимоотношения ребенка с окружающим миром закладываются в семье и развиваются в процессе посещения дошкольного учреждения. Возрастной период от 6 до 7 лет характеризуется подражательностью, эмоциональностью, чувствительностью к воздействию со стороны взрослых и сверстников. В этот период психика детей старшего дошкольного возраста проходит различные «расстояния», претерпевает качественные преобразования в зависимости от того, развивается ребенок в условиях игры или учения, в зависимости от индивидуальных особенностей и социальных условий воспитания.

В воспитании личности необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, формирование способностей в разных видах деятельности, воспитание способностей к сопереживанию и ответственности. Важно знать общие закономерности психического развития ребенка, а также причины, обуславливающие многообразные индивидуальные различия детей. Поступление ребенка в школу является переломным моментом. Но не все дети, поступающие в школу готовы к обучению, готовы принять новую роль – роль ученика, – которую предлагает ему новый социум – школьная среда.


В теоретической части можно наблюдать мнения отечественных и зарубежных ученых. У всех различные подходы к готовности ребенка, но во всех исследованиях признаётся, что эффективным школьное обучение будет, если первоклассник обладает необходимыми и достаточным для начального этапа обучения качествами. Важным является, что ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Он начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности.

Кроме этого, в процессе практической работы были проведены диагностические методики с группой детей на предмет их готовности к обучению в школе. В результате было выявлено, что 80% детей имеют интеллектуальную, эмоциональную и социальную зрелость, которая проявляется в психологической готовности к школе.

Данная работа с дошкольниками показала, что однозначного мнения о психологической готовности детей к школе пока нет. Исследовать готовность ребёнка к школьному обучению во всем объёме означает диагностировать различные её компоненты: мотивационную, физическую, волевую готовность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Книги:

  1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика – Москва: Издательский центр «Академия», 2015.
  2. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.
  3. Филиппова С.О. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста - Москва: Издательский центр «Академия», 2015.
  4. Черданцева А. П. Интегрированное обучения дошкольников: философский и психолого-педагогический аспект / А. П. Черданцева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I.  — Пермь: Меркурий, 2011.

Источники на электронных носителях удаленного доступа:

  1. https://studopedia.ru/13_151757_problema-psihologicheskoy-gotovnosti-rebenka-k-shkole-v-trudah-otechestvennih-i-zarubezhnih-psihologov.html
  2. http://pedsovet.su/metodika/6520_vidy_gotovnosti_k_shkole
  3. http://pedsovet.su/publ/231-1-0-4534
  4. http://vestnik.yspu.org/releases/novye_Issledovaniy/6_12/
  5. http://human.snauka.ru/2017/03/23058
  6. http://pedsovet.su/publ/231-1-0-4534
  7. https://docplayer.ru/52727138-Metody-opredeleniya-gotovnosti-rebenka-k-obucheniyu-v-shkole-1-obshchaya-orientaciya-detey-v-okruzhayushchem-mire-i-zapas-bytovyh-znaniy.html
  8. https://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36728.php?ELEMENT_ID=36728

Приложения

Приложение 1

  1. Как тебя зовут?
  2. Сколько тебе лет?
  3. Как зовут твоих родителей? По отчеству?
  4. Как называется город, в котором ты живешь?
  5. Как называется улица, на которой ты проживаешь?
  6. Какой у тебя номер дома и квартиры?
  7. Как называются птицы, которых можно увидеть возле твоего дома, на улице?
  8. В какое время года появляются и, в какое время года падают листья с деревьев?
  9. В каком месяце появляется снег и, когда начинает таять?
  10. Назови предметы одежды и столовые приборы, которыми ты пользуешься (по 3 предмета)?

Оценка результатов:

8-10 ответов - высокий уровень;

6-7 ответов - средний уровень;

5 и меньше - низкий уровень.

Приложение 2

Инструкция: педагог показывает 10 картинок (зонт, морковь, аист, шарики, утенок, петух, собака, роза, груша, воробей), а ребенок должен постараться их запомнить.

Процедура обследования: картинки предъявляются по одной. Далее ребенку дается время - 20 сек. на запоминание. После педагог переворачивает картинки и обследуемый должен воспроизвести весь набор картинок на вербальном уровне. Порядок значение не имеет.

Оценка результатов:

8-10 картинок - высокий уровень;

5-7 картинок - средний уровень;

3 и менее - низкий уровень.

Приложение 3

Оборудование: белый лист А4 с рамкой 13 см. ширины. Справа нарисованы геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат; простой карандаш; стерка.

Инструкция: украсить рамку такими фигурами.

Процедура обследования: ребенок берет карандаш по просьбе психолога и продолжает украшать рамку.

Оценка результатов:

Высокий уровень – не нарушена последовательность геометрических фигур, величина фигур соответствует образцу. Украшение - завершено.

Средний уровень - допустимо 1-2 ошибки в последовательности геометрических фигур увеличена или уменьшена в 0,5 раз. Украшение рамки частично завершено.

Низкий уровень - нарушена последовательность геометрических фигур, многократно, сильное увеличение фигур в размере более чем 0,5 раз. Украшение рамки далеко от завершения, либо завершены, но с указанными ошибками.

Приложение 4

Инструкция: ответить на вопросы.

Вопросы

Ответы (оценка в баллах) правильные

Ответы неправильные

Другие

1

Какое животное больше, лошадь или собака?

0

-5

нет

2

Утром мы завтракаем, а днем?

0

-3

нет

3

Днем светло, а ночью?

0

-4

нет

4

Небо голубое, а трава?

0

-4

нет

5

Яблоки, груши, сливы, персики - что это?

+1

-1

нет

6

Что такое: Минск, Витебск, Могилев?

+1

-1

0

7

Футбол, плавание, хоккей, волейбол-это?

+3(спорт, физкультура)

0

+2(игры,

упражнения,

гимнастика)

8

Маленькая корова-это теленок. Маленькая собака-? Лошадь-?

+4(щенок, жеребенок)

-1

0

9

Почему у автомобилей тормоза?

+1(две причины)

-1

0(1 причина)

10

Чем похожи друг на друга молоток и топор?

+3 (2 общих признака)

0

2(1 признак)

11

Чем отличаются гвоздь от винта?

+3

0

+2(так надо, положено)

12

Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем? Что у них одинаковое?

0(на кошку с подобием)

-3(на курицу)

-1 (на кошку без подобия)

13

Чем похожа друг на друга белка и лиса?

+3(2признака)

0

+2

14

Какие ты знаешь виды транспорта?

+4 (3 средства)

0

+2(3 наземных)

15

Чем отличается старый человек от молодого? Какая разница между ними?

+4(3 отличия)

0

+2


Оценка результатов:

Высокий уровень – от 24 и более баллов.

Средний уровень – от 23 до 0 баллов.

Низкий уровень – от 1 и менее баллов.

Приложение 5

Инструкция: ребёнку предлагают бланк теста. На первой стороне бланка должны содержаться данные о ребёнке и оставлено свободное место для рисования мужской фигуры, на обороте в верхней левой части помещён образец письменных букв, а в нижней части - образец группы точек. Правая часть этой стороны листа оставлена свободной для воспроизведения образцов ребёнком. Карандаш перед испытуемым кладут так, чтобы он был на одинаковом расстоянии от обеих рук (в случае, если ребёнок окажется левшой, экспериментатор должен сделать соответствующую запись в протоколе).

Задание 1. Нарисовать дядю (мужчину).

Нарисовать мужчину просят детей, для того, чтобы можно было увидеть ноги человеческой фигуры, оценить, как ребенок соблюдает пропорции при рисовании человека. Важно обратить внимание на то, как ребенок рисует детали, лицо, элементы одежды.

Оценка результатов:

1 балл: нарисована мужская фигура (элементы мужской одежды), есть голова, туловище, конечности; голова с туловищем соединяется шеей, она не должна быть больше туловища; голова меньше туловища; на голове – волосы, возможен головной убор, уши; на лице – глаза, нос, рот; руки имеют кисти с пятью пальцами; ноги отогнуты (есть ступня или ботинок); фигура нарисована синтетическим способом (контур цельный, ноги и руки как бы растут из туловища, а не прикреплены к нему.

2 балла: выполнение всех требований, кроме синтетического способа рисования, либо если присутствует синтетический способ, но не нарисованы 3 детали: шея, волосы, пальцы; лицо полностью прорисовано.

3 балла: фигура имеет голову, туловище, конечности (руки и ноги нарисованы двумя линиями); могут отсутствовать: шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

4 балла: примитивный рисунок с головой и туловищем, руки и ноги не прорисованы, могут быть в виде одной линии.

5 баллов: отсутствие четкого изображения туловища, нет конечностей; каракули.

Задание 2. Скопировать образец.

Предлагается скопировать фразу ("Я ем суп", "Ей дан чай" и т.п.) написанную письменными буквами. Следует иметь в виду, что встречаются дети, которые уже умеют читать письменный текст, и тогда они, прочитав, предложенную им фразу, пишут её печатными буквами. В этом случае необходимо иметь образец иностранных слов, также написанных письменными буквами. Тест показывает, насколько ребенок готов к обучению письму, видит ли он строку, отдельные слова.


Оценка результатов:

1 балл: хорошо и полностью скопирован образец; буквы могут быть несколько больше образца, но не в 2 раза; первая буква – заглавная; фраза состоит из трех слов, их расположение на листе горизонтально (возможно небольшое отклонение от горизонтали).

2 балла: образец скопирован разборчиво; размер букв и горизонтальное положение не учитывается (буква может быть больше, строчка может уходить вверх или вниз).

3 балла: надпись разбита на три части, можно понять хотя бы 4 буквы.

4 балла: с образцом совпадают хотя бы 2 буквы, видна строка.

5 баллов: неразборчивые каракули, чирканье.

Задание 3. Срисовать точки с образца.

В образце 10 точек находятся на ровном расстоянии друг от друга по вертикали и по горизонтали:

Оценка результатов:

1 балл: точное копирование образца, допускаются небольшие отклонения от строчки или столбца, уменьшение рисунка, недопустимо увеличение.

2 балла: количество и расположение точек соответствуют образцу, допускается отклонение до трех точек на половину расстояния между ними; точки могут быть заменены кружками.

3 балла: рисунок в целом соответствует образцу, по высоте или ширине не превосходит его больше, чем в 2 раза; число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7; допустим разворот рисунка даже на 180 градусов.

4 балла: рисунок состоит из точек, но не соответствует образцу.

5 баллов: каракули, чирканье.

Подведение итогов.

После оценки каждого задания все баллы суммируются. Если ребенок набрал в сумме по всем трем заданиям:

3-6 баллов – у него высокий уровень готовности к школе;

7-12 баллов – средний уровень;

13-15 баллов – низкий уровень готовности, ребенок нуждается в дополнительном обследовании интеллекта и психического развития. 

  1. Черданцева А. П. Интегрированное обучения дошкольников: философский и психолого-педагогический аспект / А. П. Черданцева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I.  — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 90-92.

  2. Филиппова С.О. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста - Москва: Издательский центр «Академия», 2015. – 320 с.

  3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика – Москва: Издательский центр «Академия», 2015. – 432 с.

  4. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005. -с. 72

  5. Основы психологии: Практикум – с. 83

  6. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной - М.: Просвещение, 1991. - с. 102