Файл: : Организация и полномочия судебной власти государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Развитый идеологический компонент, дает судье возможность грамотно использовать свое право на свободу слова и свободу выражения мнения. Но в связи со спецификой деятельности, публичности статуса, взаимодействием с гражданским обществом и СМИ, судья должен учитывать, что в любых своих выступлениях он является публичным лицом, представителем власти, от которого зависит формирование мнения граждан о работе государственных органов. «Также следует подчеркнуть, что судья не политик, который может себе позволить различные экспрессивные поступки, поэтому при выходе на публичную площадку дискуссий он должен отдавать себе отчет в последствиях своих высказываний».[38]

Поведенческий элемент профессионального статуса судьи обусловлен его психологическими и профессиональными качествами.

Должность судьи требует особого уровня образования, психологических качеств, способность разумно действовать в сложных ситуациях. В.М. Лебедев и Т.Я. Хабриева предлагают следующий вариант качеств, которыми должен обладать и руководствоваться судья при рассмотрении дела: «Гласность, устность и непосредственность судопроизводства предполагают способность судьи устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками процесса, поддерживать с ними в необходимых пределах доверительные отношения, понимать внутренний мир собеседника, его психологические особенности, потребности. Судья должен быть доброжелательным, вежливым, уметь слушать, свободно и гибко владеть вербальными и невербальными средствами общения, уметь в конфликтных ситуациях проводить адекватную ситуацию стратегию коммуникативного поведения, менять в зависимости от ситуации стиль общения, быть способным к сотрудничеству, достижению компромиссов, соглашений, должен обладать развитым самоконтролем над эмоциями, настроениями».[39]

«Судья должен быть сдержан, осторожен в своих поступках, осознавать, что любой неблаговидный шаг может лечь тенью на всю судебную власть. Этические требования распространяются не только на действия судьи в его профессиональной деятельности, но и на его поступки во внеслужебное время. Судья должен быть беспристрастен. Именно поэтому он не может давать комментарии по делам, находящимся у него на рассмотрении».


2.3.Основные проблемы совершенствования правосудия в современной России

Правосудие - комплексное понятие, поэтому связанные с его осуществлением проблемы имеют актуальный, дискуссионный и многогранный характер, охватывающие не только всю область действия судебной власти, но и правовые отношения государства, общества и человека.

В распоряжении Правительства РФ от 20.09.2012 N 1735-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы"» были сформулированы задачи по ее реализации. В числе мероприятий по их решению: объединение двух высших судов Верховного и Арбитражного, с целью действия единой практики; принятие Кодекса административного судопроизводства, закрепляющего положения о ходе процесса по административным делам, затрагивающие наиболее сложные отношения между гражданином и государством; создание института следственных судей, направленного на более эффективное установление истины, проверке доказательств, принадлежность их к основным свойствам; создание системы электронного правосудия, обеспечивающее облегченный доступ граждан к судопроизводству и получении информации о судебной деятельности и т.д. Многие из указанных выше задач уже решены. Но остаются и другие нерешенные проблемы.

Представляется, совершенствование правосудия на сегодняшний момент должно идти по четырем направлениям: 1) научном; 2) законодательном; 3) правоприменительном; 4) образовательном.

Научное направление. Совершенствование правосудия невозможно без проведения общетеоретических исследований данного феномена. Это требует конституционное правопонимание. Назрела необходимость выработки общего понятия «правосудия», четкое выделение и раскрытия его содержательных и формальных признаков. Теоретически важно раскрыть общее понятие «судопроизводство», дать его соотношение с понятием «правосудие».

Много теоретических вопросов ставят практические органы. В представленной Конституционным судом информации «О развитии судебной системы Российской Федерации: конституционно-правовые аспекты» от 22.04.2014, на основе решений Конституционного суда РФ 2012-2013 г. довольно часто упоминается такое понятие, как «конституционное правосудие». Однако его значение в этом документе не раскрыто. Само правосудие в названном акте признается таковым лишь при условии, что «оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах. В связи с этим федеральный законодатель, устанавливая порядок отправления правосудия, обязан предусмотреть механизм (процедуру) вынесения правосудных, т.е. законных, обоснованных и справедливых судебных решений».[40] Это также указано в постановлении Конституционного права от 2 июля 2013 года N 16-П.


Понятие «конституционное правосудие» достаточно распространено и в юридической литературе, как правило, раскрываемое в отрасли конституционного права.

Н.В. Витрук в своей работе о «Конституционном правосудии» утверждает, что конституционное правосудие «есть высшая форма конституционного контроля, синтез, сплав двух начал - сущности конституционного контроля и формы правосудия, в результате чего мы имеем дело с самостоятельным видом государственно-властной контрольной деятельности в специализированной форме конституционного правосудия». [41]

В работе Н.В. Джагарян «Конституционное правосудие как фактор формирование и развития конституционно-правовой концепции представительной демократии» обозначил основную цель такого конституционного правосудия, которое связано «с приданием Конституции характера "живого" инструмента, способного при сохранении существа основных общественно-государственных институтов и магистральной правовой идеологии адекватно реагировать на изменяющиеся социальные условия, служить основанием и пределом для государственных преобразований, обеспечивать достаточную гибкость публично-политической системы».[42]

Возникает вопрос, являются ли определения «правосудие» и «конституционное правосудие» отличным или тождественным? Представляется здесь соотношение понятий как часть и целое, где «правосудие» выступает понятием более широким, чем «конституционное правосудие». Первое означает деятельность суда по рассмотрению и разрешению дел в порядке уголовного, гражданского, административного и конституционного судопроизводства, а конституционное правосудие - лишь осуществление своей деятельности Конституционным Судом РФ (или конституционными судами субъектов РФ) в рамках конституционного судопроизводства. Однако такая позиция тоже подвергается сомнению, поскольку, можно предположить и принятие определений «уголовного правосудия», «гражданского правосудия» и «административного правосудия», что практически редко встречается в научной литературе, а на практике, так и вовсе не обозначается. Тем не менее, понятие «конституционное правосудие» встречается в нормативных актах, хотя и не раскрывается, аналогично, как и определение «правосудие», оставляя за собой большинство вопросов, попытка разрешить которых имеет место в научной литературе. На обозначенные вопросы должны быть даны ответы в Теории государства и права и отраслевых юридических науках.


Законодательное направление. Представляется, что должны быть законодательно закреплены легальные дефиниции правосудия и судопроизводства, в процессуальных кодексах должно появиться больше статей, содержательно характеризующих правосудие, показывающих его отличие от судопроизводства. Однако проблемы правосудия в законодательстве Российской Федерации не ограничиваются только отсутствием его закрепления в нормативно-правовых актах. Осуществлению должного и справедливого правосудия препятствуют и коллизии в нормативных актах. Нередко возникают случаи, когда одна норма федерального закона противоречит другой, или когда действующие нормы права не соответствуют действительности. И хотя, в подобных случаях, закон ссылается на использование основных принципов права, подобное не всегда удается применить ко всем возникшим спорам. К тому же, такие пробелы могут специально игнорироваться, несправедливо давая преимущество одному лицу, и ущемляя право другого лица.

Думается, что законодательно должны быть закреплены содержательные, а не только формальные требования к кандидату на должность судьи. Определенным ориентиром здесь служат требования, предъявляемые к судьям Высших судов РФ.

Нуждается в чётком нормативном разграничении дисциплинарная и моральная ответственность. Нет сегодня механизма привлечения к ответственности за этическое правонарушение. [43]

Совершенствование правоприменительной практики судов предполагает создание условий для:

  • единообразного применения судами конституционных принципов и норм при осуществлении правосудия;
  • надлежащей защиты прав и свобод человека и гражданина путем своевременного и правильного рассмотрения дел;
  • принятия не формального, а справедливого и разумного решения по делу в качестве приоритета судебного процесса;
  • эффективного использования института аналогии при отсутствии норм в законодательстве;

-применения различных источников(форм) права: Конституции РФ, международных договоров, нормативных актов, нормативных договоров, правовых обычаев.

Предложенный перечень мероприятий не является исчерпывающим.

Образовательное направление. Здесь совершенствование правосудия вытекает из проблем, связанных с субъектом его осуществляющим - судьей. Среди них: уровень правового образования судьи, наличие профессиональных знаний, навыков, в том числе, психологических качеств, соблюдение общепринятых к его правовому статусу требований: независимость, разумность, беспристрастность и др.


Одним из важнейших элементов правосознания судьи является высокий уровень теоретических и практических знаний и навыков в области юриспруденции. Зачастую, именно проблема недостаточного профессионального образования препятствует справедливому рассмотрению и разрешению дела. Судья, в силу своей некомпетентности, выносит неверное или незаконное решение, в результате которого, в первую очередь, страдают участники процесса и лица, обратившиеся в суд за защитой своих прав, свобод и законных интересов.

Корень такой возникшей проблемы следует искать не только в лицах, уже осуществляющих правосудие, но и в тех, кому только предстоит вступить в эту деятельность. Необходимо принять во внимание специализированные университеты и ВУЗы, в которых подготавливают будущих юристов. Нужно повысить степень образованности студентов, воспитать правовую культуру, повысить уровень юридического образования в целом. С моей точки зрения, в процессе получения образования необходимо сделать акцент на углубленное изучение теории государства и права. Для кандидатов в судьи - усилить существующие требования к назначению на данную должность и требования к квалификационному экзамену. Для лиц, ставших судьями, - чаще проводить обучающие мероприятия и семинары, составлять обзоры судебной практики, вводить в актуальные теоретические проблемы права и изучать новинки не только вступивших в силу законов, но и научные публикации, посвященных различным аспектов государства и общества.

Заключение

В результате проведенного исследования в работе сформулированы следующие выводы и положения.

Понятие «правосудие» складывается из содержательных и формальных признаков:

осуществляется только судом;

исходит из признания прав и свобод человека и гражданина, как высшей ценности;

является государственной деятельностью по рассмотрению и разрешению дела посредством уголовного, гражданского, административного и конституционного судопроизводства; проводится независимым судом;

основывается на принципах и нормах права, закрепленных в Конституции РФ, в законах, подзаконных актах и других источниках права; реализуется на условиях справедливости; строиться на взаимодополнительности права и морали.

Правосудие - это исходящая из признания высшей ценности человека, его прав и свобод государственная деятельность независимого суда, состоящая в справедливом, разумном рассмотрении и разрешении дел на основе принципов, норм права и морали посредством уголовного, гражданского, административного и конституционного судопроизводства.