Файл: : Организация и полномочия судебной власти государства.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Судебная власть государства: организация и полномочия
1.1.Понятие и признаки правосудия
1.2.Соотношение понятий «правосудие» и «судопроизводство»
Глава 2. Судья как ключевая фигура судебной власти
2.1.Судья как носитель судебной власти в правовом государстве
2.2.Особенности влияния правосознания судьи на реализацию функций судебной власти
2.3.Основные проблемы совершенствования правосудия в современной России
В любом виде судопроизводства судья играет ведущую роль. Он занимает исключительное положение среди остальных участников, поскольку суд - это государственный орган, уполномоченный осуществлять судебную власть. Однако роль у суда в каждом виде судопроизводства различна и в некоторых случаях отличается от остальных. Допустим, в уголовном судопроизводстве суд осуществляет судебный контроль, то есть он правомочен проверять законность ходатайства о применении различных видов принуждения к лицу до реализации этих мер; должен разрешать дело по существу; вправе принимать решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста и продлении срока содержания под стражу, о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответствующей экспертизы. Отдельной особенностью уголовного судопроизводства является то, что помимо суда как государственного органа, могут участвовать и другие такие органы, осуществляющие свои полномочия по обвинению в досудебном производстве: прокурор, орган дознание и дознаватель.
В гражданском судопроизводстве суд входит в первую из трех групп участников процесса (остальные - лица, участвующие в деле и лица, содействующие осуществлению правосудия). «Интересы суда как основного участника гражданского процесса не противоречат интересам других, и поэтому он должен содействовать наиболее полной реализации прав всех участников гражданского процесса. Правовое положение суда определяется тем, что он руководит ходом процесса и направляет действия лиц, участвующих в деле, гарантирует выполнение или осуществление ими их процессуальных прав и обязанностей, выносит судебные постановления, разрешает материально-правовой спор по существу, а, следовательно, осуществляет защиту нарушенного или оспоренного права истца или ответчика».
Третья общая черта рассматриваемых двух категорий в том, что они основываются на одних и тех же принципах права. Это законность, осуществления правосудия только судами, равенство всех перед законом и судом и т.п. Предполагается, что принципы судопроизводства основываются на общих принципах правосудия.
Четвертое сходство вытекает из определений «правосудия» и «судопроизводства». Многие авторы раскрывают эти понятия, представляя их как деятельность. Только в отношении правосудия - это исключительная деятельность суда, а в отношении судопроизводства - деятельность не только суда, но и других участников судопроизводства. В зависимости от вида судопроизводства этими участниками могут быть: орган дознания, прокурор, следователи и т.п. в уголовном судопроизводстве; истец, ответчик, третьи лица, в гражданском судопроизводстве.
Между категориями «правосудие» и «судопроизводство» помимо общих признаков, есть и много отличных, ведь они не тождественны. Прежде всего, это разнопорядковые понятия, каждому из которых присущи свои особые черты.
Главное отличие заключается в осуществлении деятельности. Правосудие
- это деятельность только суда (судьи), судопроизводство - деятельность всех участников процессуальных отношений. Отличие в том, что, несмотря на представление понятий «правосудие» и «судопроизводство» как деятельность, последнее осуществляется не только судом, но и другими субъектами.
Аналогичным образом можно судить о субъекте, способным нарушить нормативы правосудия или судопроизводства. В правосудии им будет выступать суд (судья), орган, на которого возложено функция по справедливому разрешению и рассмотрению дела. В судопроизводстве таким субъектом может выступать любой его участник, кроме суда.
Существует точка зрения, что судопроизводство отличается от правосудия тем, что первому присущи такие черты как состязательность и равноправность. Этот принцип закреплен и действует как в уголовном, так и в гражданском судопроизводстве. Однако это не совсем верно и данный принцип, пусть и не выделяется как основное начало для правосудия, но тесно переплетается с ним. Состязательность и равноправие сторон как принцип действует на всех стадиях процесса. [18]
В литературе приводятся множество различных мнений, определяющих соотношение понятий «правосудие» и «судопроизводство», их взаимодействие друг с другом. В работе выделены три основные позиции: как тождественные понятия; как часть и целое; как форма и содержание.
Взгляд на правосудие и судопроизводство как тождественные понятия ранее являлся распространенным. Некоторые раскрывали их тождественность как «одну из основных форм реализации судебной власти», не выделяя между двумя категориями никаких различий. Однако правильным представляется, что лишь правосудие является одной из основной формой осуществления судебной власти, а судопроизводство только способом осуществления судебной власти. К тому же, по отношению к судопроизводству, правосудие и судебная власть являются родовыми категориями, так как осуществляются посредством гражданского, уголовного, административного и конституционного судопроизводства.
И.Л. Петрухин отождествлял «правосудие» и «судопроизводство» также соединяя их с понятием «судебная власть»: «Судебная власть, институционально представленная системой судебных органов, реализует функцию правосудия (судопроизводства)». Г.А. Жилин признавал категории схожими лишь в одном случае: «отождествление названных понятий допустимо, если только исходить из презумпции, что судопроизводство полностью отвечает критериям правосудия, предназначенного в первую очередь для обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов». [19]
Однако в литературе приводятся множество точек зрения, опровергающих тождественность «правосудия» и «судопроизводства». Так С. Дегтярев обосновал эту позицию следующим образом: «процессуальная форма в отношении правосудия является одним из ее общих, отличительных признаков от иных видов деятельности органов государственной власти. Процессуальная форма для каждого вида судопроизводства конкретизирована и закреплена не в качестве одного из общих признаков, а является отличительной чертой от иных видов судопроизводства».
Однако считать «правосудие» и «судопроизводство» тождественными понятиями неверно. Между ними есть много общих черт, но они не являются синонимами, более того, каждая из категорий имеет свои собственные, отличительные черты.
Применительно к позиции, которое определяет соотношение правосудия и судопроизводства как часть и целое, понятие «правосудие» раскрывается в узком и в широком смысле.
В узком смысле под «правосудием» предлагают понимать «исключительно судебную деятельность», в широком смысле - «иные виды юрисдикционной деятельности, непосредственно связанные с работой судов, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, защитника, эксперта, специалиста, судебного пристава. Своей работой указанные лица "обеспечивают правосудие, их деятельность, как и судебная, осуществляется в определенной процессуальной форме». Понятие «судопроизводство» включает в себя осуществление деятельности не только суда, но и других участников процесса, в зависимости от вида судопроизводства.[20] Можно сделать вывод, что понятие «судопроизводство» шире понятия «правосудия» «поскольку первое наряду с собственно правосудием (рассмотрением и разрешением дел судами) включает в себя и несудебную деятельность, например, предварительное расследование».[21] В постановлении Конституционного Суда подобная позиция закреплена таким образом: «под осуществлением правосудия нужно понимать не всё судопроизводство, а лишь ту его часть, которая заключается в принятии актов судебной власти по разрешению подведомственных дел, т.е. судебных актов, разрешающих дело по существу».
Однако неверно соотносить две категории ни как тождественные, ни как часть и целое, поскольку в этом случае не полно раскрывается вся суть «правосудия» и «судопроизводства» и их взаимоотношения. Следует признать наиболее верную позицию соотношения «правосудия и судопроизводства как формы и содержания. Правосудие — это содержание. Судопроизводство - его форма».[22] Их взаимосвязь проявляется в том, что правосудие должно осуществляться в строго регламентированном порядке. Соблюдение данного условия необходимо, прежде всего, для защиты прав и законных интересов граждан, обратившихся в суд.[23]
Судопроизводство, выступающее как основное процессуальное средство реализации судебной власти, базируется на части 2 статьи 118 Конституции РФ, следующем за фундаментальным установлением, касающимся исключительного права суда на осуществление правосудия, что подтверждает соотношение этих категорий, как форму и содержание осуществления судебной власти.
Для общего понятия «судопроизводства», понятия «конституционное», «уголовное», «гражданское», «административное» судопроизводство являются его видами, а для «правосудия» - формами. «Правосудие может осуществляться посредством судопроизводства, т.е. в рамках одной из процессуальных форм».[24] Правосудие является одновременно общим понятием для разного вида судопроизводств, но для каждого из них имеет специфические черты. Основные формы правосудия, как правило, имеют законодательное закрепление, «обеспечивающее соблюдение демократических основ (принципов) и предоставляет его участникам необходимые гарантии защиты прав и отстаивания своих интересов».[25] Так для уголовного, гражданского и административного судопроизводства имеются УПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ, определяющие принципы судопроизводства, основные начала отправления правосудия, правила ведения процесса, права и обязанности сторон и т.п.
Таким образом, четкое разграничение понятий «правосудие» и «судопроизводство» насущная необходимость. Это позволит судьям правильно понимать сущность, место и роль каждого из них в структуре судебной власти. Тогда перестанет иметь распространение выражение: «Суд состоялся, правосудия не было».
Глава 2. Судья как ключевая фигура судебной власти
2.1.Судья как носитель судебной власти в правовом государстве
Судья - это особый субъект судебной ветви власти, наделенный полномочием отправлять правосудие. От имени государства он рассматривает и разрешает споры, принимает решение, основываясь на действующих законах. Судья является важной фигурой, как в осуществлении правосудия, так и во всей судебной системы в целом, от которой зависит не только целостность работы судебной ветви власти, но и судьба обычных граждан.
В словаре русского языка дается следующее значение слову «судья»: «должностное лицо, разрешающее дела в суде».
Согласно п. 3 ст. 1 Закона «О статусе судей в РФ» судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Они независимы и подчиняются только Конституции РФ и в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны. Аналогичное определение закреплено в части 1 статьи 11 ФКЗ от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".
В большом юридическом словаре под судьей понимают «должностное лицо государства, являющееся носителем судебной власти». [26]
Чаще всего судьей кратко называют носителем судебной власти, включая в терминологию «судебная власть» все его основные полномочия, требования, присуще его правовому статусу, принципы деятельности и т.п.
В.С. Авдокин, В.А. Бобренев и О.Н. Диордиева анализируя правовые модусы статуса судьи, выявили четыре подхода к понимаю данного понятия[27].
Прежде всего, судья - это носитель судебной власти. Некоторые авторы относят к нему профессиональную составляющую правового статуса судьи: деятельность по осуществлению правосудия, права и обязанности, гарантии и ограничения.
Второй подход, это судья как государственное должностное лицо, куда входят его основные права и обязанности: порядок отбора кандидатов в судьи, конституционно-правовые гарантии, присвоение квалификационных классов, усложненный порядок привлечения к ответственности и т.п.
Третий подход предполагает обозначение судьи как члена судейского корпуса или судейского сообщества. В него входит право избирать и быть избранным в органы судейского сообщества, обязанность соблюдать нормы корпоративной этики.
Четвертая позиция определяет судью как гражданина с особым статусом. Сущность данного подхода связана ограничениями гражданских прав и свобод гражданина, наделенного судейскими полномочиями, а также льготами и преференциями, предоставляемыми государством судье в порядке компенсации этих ограничений.
Таким образом, исходя из представленных выше дефиниций, можно составить общее определение: судья - это государственное должностное лицо, являющееся независимым носителем судебной власти, в исключительное полномочие которого входит отправление правосудия, которое заключается в рассмотрении и разрешении дел в рамках уголовного, гражданского, административного и конституционного судопроизводства.