Файл: Теория государства и право. Понятия и признаки государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Указанная ошибка, вероятно, обусловлена тем, что территориальный принцип имеет две стороны - внешнюю и внутреннюю. Первая отражает деление мирового пространства, занимаемого земным обществом в целом, на отдельные части, населяемые самостоятельными обособленными социумами, обладающими независимостью от других подобных образований. Вторая - территориальную организацию населения внутри обособленных обществ [9, с. 18]. В тех случаях, когда при выявлении признаков государства четко не опредёлен объект, с которым оно сравнивается, и не указан характер этих признаков (общие они или специфические), такая ошибка неизбежна.

Такой политико-юридический признак государства, как взимание с населения налогов, состоит в систематическом изъятии у индивидов и организаций определенных денежных сумм или иного имущества. Налоги представляют собой часть избыточного продукта, которая направляется на удовлетворение потребности в профессиональном управлении общими делами, и образуют экономическую основу государственной деятельности. Одна их часть идёт на выплату содержания государственным служащим, снабжение их необходимыми для работы помещениями, оборудованием и т. д. Другая часть налогов направляется на материальное обеспечение функций государства: создание и поддержание экономической, социальной, транспортной, инженерной, военной, информационной и иных государственных инфраструктур, без которых решение стоящих перед ним задач в принципе невозможно. Бюджеты современных государства более чем на 70 % формируются за счёт налоговых поступлений [1, с. 3].

Взимание налогов в форме денежных сумм и иного имущества является особенностью налоговых систем, как правило, лишь в развитых государствах. На ранних этапах их эволюции, а также в кризисных ситуациях налоги взимались и в форме различных натуральных налоговых повинностей перед государством, когда в его пользу отчуждалось не только имущество, но и деятельность, труд налогоплательщиков. Так, в России в конце XIX в. налогообложение крестьян, наряду с уплатой денежных сумм, включало также квартирную (предоставление жилых помещений и содержание приезжих чиновников) и дорожную (ремонт дорог, мостов) повинности [33, с. 458]. В Украинской ССР Декретом её СНК от 16.12.1921 г. «О проведении периодических трудгужевых повинностей на основе трудгужевого налога» был установлен трудгужевой налог: заготовка топлива, вывоз топлива, продовольствия и т. д. Налогообложению подлежало трудоспособное население (мужчины от 18 до 50 лет, женщины от 18 до 40) и принадлежавшие ему рабочий скот, гужевой транспорт и инвентарь. Его размер на всей территории УССР составлял 8 трудодней в год [11, с. 52]. История даёт нам и множество иных примеров натуральных налоговых повинностей.


В виде известной нам сегодня развитой системы налоги появились не сразу. Это дало повод отдельным исследователям утверждать, что их нельзя считать признаком государства. Согласно данному мнению, налоги являются следствием появления государства и лишь сопровождают его возникновение, так как долгое время источником пополнения государственного бюджета была военная добыча, а сбор налогов со своего населения считался безнравственным [32, с. 293].

Действительно, в периоды истории, предшествовавшие сегодняшнему дню, налоги в современном их понимании нередко сосуществовали с иными источниками бюджетных поступлений - военной добычей (насильственно захваченными в результате войны материальными ценностями, изъятие которых было разовым) и данью (периодической податью с побежденного народа) и порою могли не иметь такого существенного значения в финансах государства, как сегодня [13, с. 47]. Однако это вовсе не означает, что налоги не являются одним из важнейших признаков государства.

Во-первых, материальные блага, поступавшие в распоряжение государства в форме добычи и (или) дани, не были стабильными источниками его доходов. А содержание государственного аппарата и осуществление функций государства требуют постоянных, устойчивых поступлений в государственную казну, которые могут обеспечить только источники внутригосударственные, т. е. налоги. К тому же систематически вести войны с целью захвата добычи и обложения данью могла далеко не каждая страна.

Во-вторых, если в основе войн с целью удовлетворения экономических интересов за счёт иных народов нередко лежат временные факторы, обусловленные текущей политической и экономической конъюнктурой, то в основе налоговых поступлений находится постоянная потребность государства в материальных благах, которая должна удовлетворяться вне зависимости от внешних по отношению к нему причин и условий.

В-третьих, существенные признаки государства, равно как признаки любого иного явления, наиболее полно и чётко проявляются тогда, когда оно становится достаточно развитым, когда его сущность развёртывается в надлежащей степени. Поэтому недостаточно яркое, по сравнению с сегодняшним днём, проявление налогов как экономической основы государственной деятельности в прошлом не означает, что из числа признаков государства их можно исключить. Коль скоро без них государство постоянно обходиться не может в принципе, налоги представляют такую же важнейшую его черту, как и иные существенные признаки.


В-четвертых, оценка налогов как платежей аморальных могла обосновываться не объективной их неприемлемостью с точки зрения общепризнанных норм и принципов морали, а конкретными обстоятельствами: бедностью или обнищанием населения, с которого в данный момент сложно получить требуемые налоги или невозможно их собрать в необходимом объёме, популизмом государственных лидеров, озабоченных уровнем личностной легитимности и использующих для его повышения временное ослабление налогового бремени, и т. д. К тому же оценка налогов как платежей аморальных присуща и некоторым из наших современников, считающих, что государству они ничем материально не обязаны. Но она, насколько нам известно, нигде и никогда не проявлялась в качестве имманентной для господствующей в социуме морали. Другое дело, что справедливое налогообложение постоянно является предметом общественных дискуссий, а органы государственной власти нередко склонны злоупотреблять установлением налогов и не всегда используют их на нужды государства. Поэтому негативная моральная оценка даётся обычно не налогам как таковым, а порочной практике обращения с ними.

Налоги в государстве возникли не на пустом месте. Они являются диалектическим развитием системы обобществления и перераспределения материальных благ в интересах социума, сложившейся в первобытной общине. Неслучайно реципрокность (взаимный обмен дарами) и редистрибуция (переход части продукции, произведенной в общине или захваченной в качестве добычи во время набега, по вертикали снизу вверх в распоряжение вождя и его приближённых) считаются зародышами налоговых платежей в государстве [6, с. 27]. Качественное отличие налогов от механизма обобществления материальных благ в условиях первобытности заключается в том, что они:

1. Взимаются в обязательном порядке вне зависимости от желания людей. В первобытном социуме, в котором индивид полностью зависел от коллектива и автономное от него экономическое существование вести не мог, обобществление материальных благ было добровольным в том смысле, что альтернативы ему в принципе не существовало -выбор у людей отсутствовал. Поэтому передача в общее пользование материальных благ не рассматривалась в качестве вынужденной жертвы, а считалась единственно возможным и правильным вариантом поведения. В государственно-организованном обществе человек может успешно вести экономически обособленное от коллектива существование, а потому обладает возможностью уклонения от налогов. Для того чтобы не ставить благополучие общества в зависимость от чьего-либо произвольного усмотрения, государство делает налоговые платежи обязательными и предусматривает использование мер принуждения за их нарушение.


2. Налоги, по общему правилу, взимаются только с определённой части избыточного продукта, создаваемого людьми. В первобытном обществе обычно обобществлялся необходимый продукт, поскольку систематическое получение излишка материальных благ отсутствовало. Но и тогда, когда удавалось этот излишек добыть, он, в силу принципа равнообеспечиваемости, тоже шёл в общий фонд. Поэтому у налоговой системы и механизма обобществления материальных благ в первобытном обществе разная экономическая основа. Налоги не могут охватывать весь избыточный продукт, а тем более затрагивать продукт необходимый, поскольку это лишит производителей стимулов к труду. Как следствие в современных развитых государствах лица с низким уровнем доходов нередко освобождаются от налогообложения, а при определённых условиях вправе даже претендовать на материальную помощь со стороны государства, которая оказывается и за счёт собираемых им налогов. Размер платежей для налогоплательщиков должен быть точно определён и адекватен их экономическим возможностям.

Развитым налоговым системам присущи такие признаки, как публичное предназначение, законность установления, обязательность, индивидуальная безвозмездность и безвозвратность, имущественный характер [15, с. 48].

Порою вместо налогов признаком государства считается наличие государственной казны, которая включает в себя, кроме них, государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности и т. п. [16, с. 63]. В таком понимании казна государства тождественна понятию «государственное имущество». Однако общее имущество, которое, как и государственная казна, формировалось из различных источников (за счёт производительной деятельности общинников, военной добычи и т. д.), было и в первобытном обществе. Зато такой его источник, как налоги, здесь отсутствовал. Поэтому относить казну к признакам государства, отличающим его от первобытного социума, нет оснований. Тем более если учесть, что термин «казна» многозначен и включает в себя и такие значения, как «финансовые средства», «наличные деньги», «правительственное учреждение, распоряжающееся государственными средствами» и т. д. [17, с. 58]

Существенным признаком государства является наличие юридического права. Как особый регулятор человеческого поведения юридическое право представляет собой систему общеобязательных, формально определенных принципов [18, с. 107] и основанных на них общих правил поведения (норм), установленных государством (органами государственного аппарата, народом на референдумах, иными уполномоченными на то субъектами) для обеспечения цивилизованного, справедливого порядка в условиях социально неоднородного общества. Юридическое право охраняется и гарантируется всей системой институтов государства, в том числе органами государственной власти, использующими меры принуждения. Одним из его гарантов в современных условиях становятся различные организации, представляющие гражданское общество (профессиональные и предпринимательские союзы, правозащитные объединения и т. д.).


В качестве регулятора человеческого поведения право сформировалось в процессе разложения первобытного общества и дифференциации его мононорм на относительно самостоятельные виды. Особенность норм права состояла в том, что они закрепляли возможности отдельных индивидов или их групп действовать в собственных интересах, притязать на признание за ними определенной свободы, т. е. права, позволяющего им самостоятельно реализовывать свои потребности, обособившиеся от потребностей и интересов социума. Как признанная и гарантированная субъекту обществом мера свободы право возникает в процессе выделения человека как личности из безраздельно довлевшего над ним коллектива.

Среди норм древнего права ещё не было норм юридических. Они появились позднее, одновременно с образованием государства. Первоначально право возникло как явление общесоциальное - как право в общесоциальном, или в непосредственно-социальном, смысле [19, с. 201], которое отразило в своём содержании не только формирование личной автономии индивидов, но и распад ранее монолитного социума на группы, занимающие различное место в процессе производства и распределения материальных благ. Эти группы приобретают собственные интересы и начинают претендовать на признание их социумом в качестве заслуживающих уважения, поддержки и защиты. Поскольку сложившаяся ранее система мононорм была не в состоянии обеспечить адекватное регулирование изменившихся общественных отношений, то при её преобразовании возникла потребность в особом виде общих правил, которые закрепили бы за участниками общественных отношений необходимую и социально оправданную свободу. Кроме того, эти нормы должны были обеспечить согласование и цивилизованную реализацию несовпадающих, нередко конкурирующих между собой интересов отдельных индивидов и их групп. Они получили наименование норм права. Та их часть, которая регулировала наиболее важные для социума отношения, в дальнейшем, по мере становления государства, образовала юридическое право, гарантом которого стали государственные институты. Иные нормы непосредственно-социального права, не имевшие всеобщего значения, сформировали относительно обособленные системы морального, религиозного и корпоративного права, гарантировавшиеся государством лишь постольку, поскольку они становились для социума общезначимыми [8, с. 131].

Одной из важнейших причин возникновения юридического права является потребность в ограничении всевластия государственного аппарата, в установлении пределов властных полномочий его структурных подразделений. Правовые нормы, будучи обязательными не только для населения государства, но и для его органов, позволяют минимизировать возможные злоупотребления властью. Они не только определяют юридическую ответственность за такие деяния. В демократических государствах они делают их подведомственными суду - единственному государственному органу, который в силу его социального предназначения наиболее независим от иных звеньев государственного аппарата [6, с. 28]. Кроме того, юридические нормы определяют формальные границы институциональной и личной легитимности носителей государственных полномочий, побуждая их действовать, не выходя за рамки компетенции. Лишение органов государственной власти правовой опоры, противоречие их решений праву неизбежно ведёт к их делегитимации и чревато их насильственным преобразованием и даже ликвидацией.