Файл: Теория государства и право. Понятия и признаки государства.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 1
Народ государства - это лица, в большинстве своём постоянно проживающие на его территории, которые находятся в особой политико-юридической связи с государством, называемой гражданством, или подданством. В истории государственности равнопорядковость граждан и подданных существовала не всегда. Изначально основное отличие их друг от друга проявлялось в том, что подданство было, как правило, атрибутом монархий и характеризовалось отсутствием у лица политических и личных прав при взаимоотношениях с государством. В первую очередь, прав на участие в формировании органов государственной власти и на причастность к их работе. Гражданство предполагает обязательное наличие таких прав и возникает с их появлением. На сегодняшний день в условиях демократических политических режимов различие между гражданином и подданным носит не содержательный, а терминологический характер, поскольку их правовое положение в государстве одинаково [13, с. 27]. Поэтому в дальнейшем нами будет использоваться термин «граждане».
Некоторые из граждан государства могут постоянно или временно находиться за его пределами. При этом связь с государством у них сохраняется и своих прав и обязанностей по отношению к нему они не теряют. Например, некоторые государства предоставляют им возможность участвовать в выборах органов государственной власти или в проводимых ими референдумах через свои консульские учреждения и т. п.
Народ государства не является механической совокупностью граждан. Они связаны в единое целое своей национальной культурой - органической совокупностью материальных и духовных ценностей данного народа [31, с. 33]. Наиболее общие суждения о национальной культуре, как правило, отмечают, что она «выражает “душу” народа, его менталитет, общность исторической судьбы, особенности его психического склада и характера, присущий ему взгляд на мир и прочее» [3, с. 136]. Она воплощается в особенностях его языка, мышления, образа жизни и включает в свой состав в интересующем нас аспекте укоренившиеся в его деятельности стандарты поведения (принципы и нормы) и социальные институты, в том числе правовые и политические. Принципы и нормы национального права выражают типичные воззрения государственно-организованного народа о цивилизованном, справедливом порядке, который должен устанавливаться при взаимодействии отдельных индивидов, их организаций, социальных групп и государств между собой, о наилучших формах организации и функционирования сфер (подсистем) государства (экономической, социальной и т. д.), о предназначении данного народа и его месте в мировой социальной системе и т. д.
Национальные культуры образуются в результате относительной обособленности народов и несовпадения естественно-природных и социальных условий их существования. Они выступают критериями для идентификации народов на международной арене и для их самоидентификации. Сохранение, приумножение, а при возможности и распространение своей национальной культуры считается важнейшим условием нормального существования любого обособившегося от других народа.
Нередко народ государства отождествляют с его населением. В значительной мере это справедливо. Вместе с тем полное совпадение данных явлений и определяемых ими понятий отсутствует. Во-первых, часть граждан государства, как уже упоминалось, может постоянно проживать за его пределами. Поэтому они не относятся к его населению, но при этом остаются неотъемлемой частью его народа. Во-вторых, на территории государства могут проживать и входить в состав его населения иностранцы и лица без гражданства, которые не являются представителями его народа [19, с. 52]. Однако не они, а именно его граждане, образуемый ими народ составляют субстрат данной страны, определяют её национальные особенности и формы политического самоопределения. Именно граждане страны, вне зависимости от места их проживания, воспринимают её как свою Родину [25, с. 96].
Национальный суверенитет как признак государства заключается в реальной возможности народа данной страны самостоятельно выбирать формы своего экономического, социального и политического самоопределения, исходя из особенностей присущей ему национальной культуры. Без национального суверенитета конкретный народ независимым участником международных отношений являться не может.
Национальный суверенитет характеризует независимость страны от иных государств и международных организаций при решении ею внутригосударственных вопросов и её способность проводить самостоятельную внешнюю политику. Потеря либо ограничение национального суверенитета может произойти в результате временной оккупации одного государства другим государством или несколькими странами (например, утрата национального суверенитета Польшей, Францией и рядом других европейских государств во время их оккупации Германией в ходе Второй мировой войны, Ираком и Афганистаном - в период их недавней оккупации США и их союзниками) либо вследствие полного исчезновения государства и включения его территории и народа в состав другой страны, как это произошло после захвата Карфагена Римской империей.
Как отмечалось, в основе уникальности государства как страны лежит национальная культура его народа, потребность в её сохранении и преумножении, обеспечении её существования в процессе взаимодействия и конкуренции с иными национальными культурами. Отсутствие единого мирового государства и появление государств у различных народов объясняется не только тем, что их возникновение проходило в условиях обособления различных частей человечества друг от друга. Важнейшей причиной «дробления» государственной формы является исторически формирующаяся у них национальная культура, понимаемая в самом широком смысле этого слова и охватывающая все области жизнедеятельности данных народов. Именно эта культура в первую очередь и главным образом отличает одно локальное общество от другого, именно она является главным идентификатором их самобытности и самостоятельности, именно к её сохранению, развитию и распространению в качестве образца для подражания, своеобразного эталона стремится каждый относительно обособившийся от других народ. Поскольку сохранение и развитие национальной культуры в условиях конкуренции с национальными культурами других народов, нередко сопровождающейся насильственной экспансией, требует адекватной социальной организации, постольку формой такой организации стала страна. Государственная форма не только позволяет обособившемуся социуму цивилизованно разрешать внутренние противоречия, но и защищает его культурные устои от агрессивных посягательств со стороны чуждых им культурных ценностей иных автономных обществ [8, с. 11].
Отличие национального суверенитета от народного суверенитета проявляется в том, что он отражает независимость и самостоятельность данного народа при взаимодействии с другими народами, определяет содержание внешних для этого народа отношений. Народный суверенитет характеризует отношения внутри социума, отражает верховенство в них воли народа. Взятые в системном единстве, народный суверенитет и национальный суверенитет становятся сторонами государственного суверенитета.
Наряду с территорией, населением и национальным суверенитетом у государства, рассматриваемого как страна, иногда выделяют и иные признаки. Например, способность вступать в мирные, добрососедские, равноправные отношения с другими странами, нести международную ответственность за совершённые правонарушения, участвовать в создании норм международного права и выполнять свои международные обязательства, защищать свой международно-правовой статус, осуществлять принуждение в отношении нарушителей международного правопорядка, связанность государства международным правопорядком и систематическое соблюдение норм международного права [15, с. 78]. Представляется, что данные признаки при сравнении государств между собой нельзя признать существенными.
Во-первых, по большей части они являются производными от национального суверенитета и при его отсутствии не могут появиться в принципе.
Во-вторых, в силу разных причин у страны они могут отсутствовать, что не приводит к её краху. Так, она может не поддерживать мирные отношения с другими государствами вследствие проводимой ею имперской политики, а для рабовладельческих государств систематическое ведение захватнических войн вообще было главным средством обеспечения их потребности в рабах [14, с. 16]. Способность защищать свой международно-правовой статус и принуждать нарушителей международного правопорядка может отсутствовать в силу слабости страны и (или) отсутствия поддержки со стороны международного сообщества, а связанность международным правопорядком, как свидетельствуют история и современность, государства, занимающие в мире лидирующие позиции, считают для себя необязательной, если этого требуют их национальные интересы.
2.4 Признаки государства, отличающие его от организаций, преследующих сходные с ним цели и функции
Третья группа признаков государства отличает его от организаций, преследующих сходные с ним цели и выполняющих или стремящихся осуществлять такие же, как и оно, функции. К этим признакам относятся: универсальность, особый порядок вхождения людей в состав государства, верховенство государственной власти [27, с. 119].
Универсальность государства состоит в том, что им, в отличие от иных организаций, охватываются все сферы общественной жизни, все индивиды (граждане, иностранные граждане, лица без гражданства) и все организации, находящиеся на его территории или подпадающие под его экстерриториальную юрисдикцию [11, с. 110]. Любая другая организация охватывает только людей, являющихся её членами. Ими, по общему правилу, могут быть только дееспособные лица. Недееспособные субъекты, которые являются гражданами государства и входят в его человеческий субстрат, в их ряды не включаются. К тому же вряд ли можно найти такую организацию, деятельность которой распространялась бы на все сферы общественной жизни или в какой-либо из этих сфер могла быть сопоставима по объёму с деятельностью, осуществляемой здесь государством.
Особый порядок вхождения людей в состав государства специфичен тем, что гражданами государства в подавляющем большинстве случаев люди становятся не в результате принятия в гражданство, а по иным основаниям, не связанным с желанием лица стать гражданином, т. е. автоматически (вследствие рождения ребёнка на территории страны, принадлежности его родителей к числу её граждан и т. д.). Членство в иных организациях возможно только путём принятия в их состав лиц, изъявивших на то своё желание, разделяющих их цели и берущих на себя обязательство подчиняться созданным ими нормам. Стать членом организации автоматически, без прохождения процедуры приёма в число её участников нельзя [16, с. 118].
Верховенство государственной власти проявляется в том, что решения государства обязательны для всех лиц и организаций, находящихся на его территории или подпадающих под его экстерриториальную юрисдикцию. В случае конкуренции между властными решениями приоритетом обладают государственные постановления. К тому же они при необходимости всегда могут быть легально и легитимно реализованы принудительно, чего нельзя сказать о властных актах иных организаций [18, с. 27].
Таким образом, по итогам второй главы, мы пришли к следующим выводам.
Рассмотренные политико-правовые (юридические) признаки государства характеризуют его с двух сторон.
1. Как универсальную форму организации общества, пришедшую на смену первобытной форме его организации. Её универсальность проявляется в том, что она охватывает все сферы общественной жизни и её приобретают все общества, достигшие стадии социальной дифференциации. Как универсальная форма организации общества государство предстает перед нами тогда, когда оно сравнивается с обществом первобытным. Государственная форма обеспечивает выживание и положительную динамику социума в условиях социальной неоднородности. Её характеристика вбирает в себя общие существенные признаки всех государственно организованных народов в прошлом, настоящем и будущем. При этом мы абстрагируемся от любых конкретных проявлений данной формы. Её признаками являются профессиональный аппарат управления общественными делами (государственный аппарат), территориальный принцип организации населения и органов государственного аппарата, налоги, юридическое право и народный суверенитет.
2. Как проявление государственной формы у конкретного народа, специфика которого обусловлена особенностями его исторически сформировавшейся национальной культуры. Её характеризуют территория государства, его народ и обладание национальным суверенитетом. Акцент здесь делается на конкретно-исторических условиях существования государственной формы, на выявлении причин разнообразия её проявлений. Важнейшей задачей государства как страны, помимо разрешения внутренних социальных противоречий, является защита независимости и территориальной целостности конкретного общества от внешней агрессии, сохранение его культурной уникальности.