Файл: Понятие правонарушения (совокупность общественных отношений, возникающих в процессе исследования состава правонарушения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мотив – это то, что побуждает лицо к правонарушающему поведению, т.е. то, чем руководствуется субъект в момент совершения противоправного деяния.

Мотивы правонарушения весьма разнообразны. В качестве мотивов могут выступать эгоистические, корыстные, политические, хулиганские, сексуальные и другие побуждения. Цель правонарушения – это тот результат, к которому стремится правонарушитель, совершая противоправное действие. Эмоциональное состояние лица, при совершении правонарушения в состоянии аффекта имеет важное значение.

Аффект – это особое психическое состояния человека, характеризующееся сильным всплеском эмоций и быстрым протеканием различных психических процессов. Физиологический аффект может выступать в качестве обстоятельства, которое смягчает меру юридической ответственности.

Немаловажно, что субъективная сторона позволяет отличить правонарушение от казуса. Под казусом понимается случай, который возник не по воле и желанию лица. Например, к казусу следует отнести случай причинения боксером своему противнику травмы или даже смерти, в момент боя на спортивных соревнованиях, если при этом не были нарушены какие-либо правила.

Объективная сторона правонарушения – это внешнее проявление противоправного деяния. Ее образуют признаки, которые характеризуют правонарушение с внешней стороны. К ним относятся: само общественно опасное деяние, проявляющееся в действии или бездействии, общественно опасные последствия, причинная связь между деянием и общественно опасными последствиями. В юридической литературе принято называть эти признаки обязательными.

Помимо этих признаков выделяют дополнительные – факультативные признаки. К ним относят средства, способ, место, время и обстановку совершения правонарушения.

Таким образом, можно прийти к выводу, что состав правонарушения представляет собой совокупность объективных и субъективных признаков, определяющих деяние как правонарушение. Конструкция состава правонарушения состоит из четырех элементов, а именно из субъекта, объекта, субъективной стороны и объективной стороны.

Отсутствие хотя бы одного из элементов состава означает отсутствие факта правонарушения; совершение соответствующего деяния не может влечь юридической ответственности.

Глава 2. Виды правонарушений


2.1 Классификация правонарушений

Несмотря на общность признаков, правонарушения весьма многообразны. Это предопределяется различным содержанием общественных отношений, подвергающихся посягательству со стороны правонарушителей, многообразием субъектов, характером мотивов и целей их поведения, особенностями жизненных ситуаций и иных факторов. Классифицирование актов противоправного поведения осуществляется по самым различным основаниям.

В зависимости от сферы общественной жизни, где правонарушений совершаются, различают: правонарушения в экономике, правонарушения в управленческой деятельности, правонарушения в семейно-бытовой сфере.

В зависимости от характера стоящей перед правонарушителем цели, выделяются: правонарушения, направленные на достижение конкретной, определенной цели; правонарушения, направленные на достижение неопределенной цели или нескольких целей.

Наиболее распространенной и социально значимой является классификация правонарушений в зависимости от степени их социальной опасности (вредности). В соответствии с этой классификацией все правонарушения подразделяются на преступления и проступки. Преступление есть наиболее тяжкий вид правонарушения, зафиксированный только в уголовном законодательстве и влекущий самую суровую ответственность – в виде наказания. В российском законодательстве закреплено около 700 отдельных правонарушений, описанных в статьях и частях статей Особенной части Уголовного кодекса РФ. Преступления посягают на наиболее значимые, существенные интересы общества. Объектами преступного деяния являются общественный и государственный строй, существующая система хозяйства, разнообразные формы собственности, личность, политические, трудовые и другие права граждан.

Проступки отличаются меньшей степенью общественной опасности (вредности), совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты посягательства и правовые последствия. Наиболее распространенные виды проступков: гражданские, административные, дисциплинарные правонарушения. Иногда выделяют процессуальные правонарушения.

Таким образом, правонарушения включают в себя большое разнообразие их видов. Классификация правонарушений связана с различным содержанием общественных отношений, на которые посягают правонарушители.


2.2 Преступления и проступки, как основные виды правонарушений

Если человек нарушает запреты, регулируемые правом, его поведение может быть отнесено к любой из форм правонарушений: преступлению или проступку. Это зависит оттого, каким образом регулируются общественные отношения в данной области права.

Общие признаки, которыми обладают все правонарушения – их противоправность и опасность для общества. Они же становятся критериями, по которым разграничивают деяния и относят их либо к преступлению, либо к проступку

Характеризуя преступления, уголовное право учитывает признаки как объективные, так и субъективные. Да и другим отраслям права их также приходится учитывать, когда требуется получить максимально четкий ответ на вопрос, как свершенное деяние должно быть классифицировано.

Прежде всего, преступления отличает степень их опасности. Всякое нарушение – это посягательство на отношения в обществе, охраняемые законом, значит, в нем заложена некоторая общественная опасность. Достаточно высокая ее степень как раз и отличает преступление от прочих правонарушений, а определяют ее самые разные обстоятельства.

Предусматривает преступления только уголовный закон, а последствиями его становятся судимость и уголовное наказание, назначаемые судом.

Преступление можно также различать по характеру последствий, которые наступают после того, как деяние совершено. Составом преступления становится, к примеру, причинение тяжелого вреда здоровью в результате выявленных нарушений в охране труда.

Любые разграничения проводятся проще при наличии закона, четко указывающего, возможно ли относить свершенное деяние правонарушениям, либо это все же преступление. А его объектами становятся человеческая жизнь, государственная безопасность. Перечень таких объектов гораздо шире и конкретнее.

Сегодня он включает:

Любую собственность.

Личные интересы.

Мир и безопасность.

Окружающую среду.

Конституционный строй и др.

Деяния эти противоправные, но особой опасности для общества не представляют. Учитывая это, наказание за их совершение не столь строгое – взыскание, а часто сводится лишь к предупреждению.

Случается, что их списывают на неосторожность, а то и пренебрежение общественными правилами и нормами, относя их к мелким правонарушениям.

Проступки бывают различными и зависят от сферы жизни, которую затрагивают:

Дисциплинарные. К таким проступкам относятся нарушения дисциплины: трудовой и учебной, воинской и служебной. А взыскания, типа, простого выговора или даже строгого, перевода на какой-то срок на работу с более низкой оплатой или низшую должность, возможно, увольнение, служат за них наказанием


Эти взыскания имеет право наложить администрация предприятия или организации, учреждения, где с этой целью образованы специальные органы. Взыскание наложить они могут лишь в течение одного месяца с момента обнаружения деяния.

Административные. Объектами посягательств становятся общественный порядок и гражданские свободы, государственная собственность и памятники истории и архитектуры, окружающая среда, труд и здоровье.

Гражданско-правовые. Эти деяния также противоправны и общественно вредны, но к общественно-опасным их не относят. Это и вред организации либо личности и их имуществу, вследствие неправомерных действий, незаконные сделки, неисполнение сторонами договорных обязательств, распространение слухов оскорбительного характера, заведомо ложных, нарушения авторских прав и т.п.

В качестве наказания за такой проступок придется компенсировать моральный вред, возмещать убытки, восстанавливать нарушенные права.

Аморальные. Насильственные действия, как правило, намеренного характера, направленные против человека, когда нарушаются моральные нормы. Как, например, рукоприкладство, оскорбления, высказанные на публике, насилие в целях воспитания, требование взяток, появление в пьяном виде в общественном месте, привлечение несовершеннолетних к распитию алкоголя. Участниками таких разбирательств чаще становятся сотрудники образовательных заведений.

Если факт совершения проступка доказан, нарушитель может быть уволен и в его трудовой книжке появится соответствующая запись. Для лица, не связанного с педагогической деятельности, применяют иные меры наказания. Подобные проступки особенно сложны для разбирательства и, тем более, для вынесения наказания.

В чем же отличие преступления от проступка?

1 Преступление совершается со злым умыслом, продуманно и подготовлено, а потому более опасно. Проступок – как правило, действие неосознанное, спонтанное.

2 Преступление непременно повлечет за собой наказание по Уголовному кодексу и судимость. За проступок устанавливается ответственность по Трудовому, Административному, Семейному, Гражданскому, кодексам и различным подзаконным нормативным актам.

Считается, что к преступлению ведет всякий проступок, оставшийся безнаказанным.

3 Профилактика правонарушений в современной России


Построение гражданского общества и правового демократического государства предполагает укрепление законности и правопорядка в нашей стране. Безопасность – базовая, основополагающая, общепризнанная ценность, которая является неотъемлемым условием процветания любого общества.

В научном мире уже практически стала аксиомой мысль, что предотвратить правонарушение правильней, эффективней и целесообразней, нежели, допустив его, восстанавливать ущерб и привлекать к различной ответственности виновных. Вопросы профилактики совсем не новы. Их пытались реализовать и в «царской» и «советской» России. Так еще в Наказе о сочинении нового Уложения Екатерина II высказала мысль, что гораздо лучше предупреждать преступления, нежели наказывать. Императрица и сам термин «полиция» толковала как порядок в государстве, при котором преступления предупреждаются и пресекаются. В период царствования Николая I был издан закон, который назывался Уставом о предупреждении и пресечении преступлений (1832), но далее царское правительство не пошло и эффективной, единой системы предупреждения правонарушений создано так и не было[9].

На начальном этапе «советского» периода террор и жесткость государственных мер стали «лучшей» профилактикой и позволили снизить разгул преступности. Но эти меры изначально носили кризисный, временный характер, так как общество не может долго жить в состоянии страха. В 70-х-80х годах предпринимается попытка создать принципиально новую систему профилактики на основе взаимодействия государства и общества. Она доказывает свою жизнеспособность и эффективность, но была до основания разрушена под обломками лежавшей в ее основе идеологии. Полностью реставрировать ее в современных условиях невозможно, но важно, на наш взгляд, не упустить основного прогрессивного достижения – опоры системы профилактики на общество. 23 июня 2016 года был принят долгожданный федеральный закон № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», который устанавливает правовые и организационные основы системы профилактики правонарушений. Он является системообразующим, содержащим основную концепцию власти в сфере предупреждения правонарушений. К сожалению, нормативному регулированию участи общественности в профилактической деятельности в данном законе уделено явно недостаточно внимания. В частности, в нем вообще не предусмотрена такая, выработанная криминологами форма как «вовлечение в профилактическую деятельность отдельных граждан и их объединений, способных оказать позитивное воздействие на профилактируемых». Более того вовлечение граждан и их объединений в профилактическую деятельность не вменено в обязанность ни одному субъекту профилактики. Субъектом профилактики признан только один институт гражданского общества – органы местного самоуправления и то с ограниченной компетенцией (они не имеют права осуществлять профилактические беседы, объявлять официальные предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения; вести профилактические учеты; вносить представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения; осуществлять профилактический надзор).