Файл: Сравнительный анализ систем мотивации различных категорий персонала в российских зарубежных компаниях.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
Введение :
Я выбрал эту тему так как считаю , что мотивация это одна из главных тем в менеджменте и она актуальна всегда и в любое время . Целью своей работы я ставлю: рассмотрение системмотивации в российских и зарубежных команиях , проведение анализа и спавнения этих систем мотивации.
Ясчитаю , что мотивация это очень важно и в менеджменте она имеет огромное значение , ведь чем лучше ты замотивируешь человека , тем лучше он сделает работу.
В задачах своего исследованеия я ставлю: сравнение систем мотивации в российских и зарубежных компаний , их сходства и различия , а так же плюсы и минусы .
Глава 1 Базовые понятия теорий мотивации
Начать хотелось бы с пояснения что же такое мотивация, мотивация-воздействие на человека , побуждающее к действию .
Из этого делаем вывод , что у каждого человека есть мотивация в каких-либо действиях , для менеджера важно уметь правильно замотивировать персонал.
Теории мотивации делят на две группы :
- Содержательная теория – мотивация определяется потребностями человека
- Процессуальная теория – гласит , что мотивация это внешнее действия на человека .
Сначала разберем содержательную теорию в основе содержательной теории мотивации лежит предположение о том, что человеческие потребности мотивируют индивида к труду, позволяющему их удовлетворять. Потребности удовлетворяются вознаграждением. Вознаграждение может быть внутренним и внешним. Внутреннее вознаграждение человек получает в процессе выполнения самой работы путем ощущения ее значимости для организации, чувства выполненного долга, причастности к решению важных задач . Внутреннее вознаграждение мотивируют человека к поиску интересной и ответственной работы, требующей от него полной самореализации. Тогда как внешние вознаграждения идут от других людей . В частности это премии , повышение в должности , похвалы или повышение заработной платы . Внешние вознаграждения часто бывают причиной поиска высокооплачиваемой работы , которую окружающие считают престижной и солидной , так же очень часто внешние вознаграждения бывают причиной отсутствия получения удовольствия от самого рабочего процесса в целом и это работает наоборот , если у человека высoкая потребность во внутренних вознагрaждениях , то скорее всего он выберет менее оплачиваемую работу , но более увлекательную и интереcную .Зная какой вид вознагрaждений предпочитает сотрудник , менеджер может легко мотивировать и побуждать сотрудников к действию .
Теории, в которых предпринимаются попытки обобщить практику их применения, известны как содержательные теории мотивации. Среди них наиболее известны разработки А. Маслоу и Д. МакКлелланда.
Теория А.Маслоу
Эта теория была разработана профессором психологии Абрахамом Маслоу и стала первой, позволившей упорядочить представления о потребностях человека. Маслоу выдвинул гипотезу, согласно которой у индивидов имеется иерархия потребностeй выстроeннaя по принципу от низших, физиологичecких, к выcшим, таким как cамоуважение и cамовыражение.
Сначала идут физиологические потребности – потребность в еде , воде , потребность в тепле. Пока эти потребности не будут удовлетворены , человек не начнет реализовывать потребности выше. Удовлетворение физиологических потребностей это самое необходимое для жизни .
После того как человек , удовлетворяет физиологические потребности он переходит к потребностям уровня выше , к потребности в безопасности как ее назвал Абрахам Маслоу . Потребность в безопасности-это зашита , стабильность , чувство контроля и надежности . Только после удовлетворения этих потребностей человек чувствует комфорт и может начать удовлетворять потребности более высокого уровня .
После потребностей в безопасности , наступают социальные потребности или потребности в причастии .Человек хочет стать частью общества , частью какой-либо команды , человек чувсвтвует , что нуждается в поддержке , разговоре и в других людях в целом.
Следующую ступень после социальных потребностей , занимает потребность в самоуважении , самоуважение проявляется в самодостаточности , достижении компетенции , независимости и свободы.Так же человек ищет потребности уважения от других людей , престижа , статуса и внимания.Если человек не удовлетворяет эти потребности , он чувствует беспомощность и слабость перед другими .
Вершину пирамиды занимает потребность в самореализации или самовыражния , т.е. полностью использовать свои возможности , стать тем кем он хотел , полностью развить потенциал личности.
Описaниe иерaрхичeской cтруктуры чeловeчecкиx пoтрeбнocтeй внeслo вaжный вклaд в понимание природы мотивации, но всех проблем теория Абрахама Маслоу не могла решить. Прежде всего, не все люди соответствуют схеме Маслоу. Он и сам это отмечал. Для некоторых самовыражение было более значимым, чем социальные потребности. Для художников, артистов, композиторов главным являлось стремление к творчеству, тогда как их низшие нужды оставались неудовлетворенными. Кроме того, со временем стало понятно, что спектр потребностей человека значительно шире. Эту проблему попытался решить Дэвид МакКлелланд.
Теория Дэвида МакКлелланда.
МакКлелланд внес очень большой вклад в иследование теорий мотивации, он выделял три основных категории человеческих потребностей :
- Потребность в причастности, проявляющаяся в стремлении к установлению и поддержанию межличностных отношений.
- Потребность во власти, характерная для людей, стремящихся влиять и устанавливать контроль над поступками других людей, воздействовать на ход событий.
- Потребность в успехе, проявляющаяся в стремлении принимать на себя личную ответственность и добиваться успешного выполнения заданий.
Если соединить теорию Маслоу и МакКлелланда , то можно понять , что эти три потребности которые выразил Дэвид МакКлелланд , находятся между самоуважением и самовыражением в иерархии Маслоу. Эти знания позваляют менеджеру более точно распределять задания между подчиненными.
Разобрав содержательную теорию на примере теорий Маслоу и МакКлелланда , мы можем увидеть, что для мотивации человека , нужно узнать его потребности и мотивировать его действовать в определенном направлении , которое в большей мере сможет реализовать в его потребности .
Процессуальные теории мотивации
В основу процессуальных теорий мотивации положен подход к анализу усилий, которые человек затрачивает для достижения различных целей, и к выбору им конкретного вида поведения в организации.
Наиболее известными процессуальными теориями являются теория ожиданий В. Врума и теория справедливости.
Теория Виктора Врума
Снйчас эта теория более извесна под названием «теория ожидания». Она состоит из двух пунктов. Первый –это блага которые нужны человеку , как материальные так и не материальные . Относительная сила стремления человека к тому или иному благу по сравнению со стремлением к другим благам называется валентностью. Стремление к тому или иному благу вознаграждается . Ценность вознагрождения равна волентности . Например, если что для начальника цеха успешная карьера обладает высокой валентностью, то это означает, что для него самое главное — успех в карьере. Чем выше валентность, тем более вероятно, что работник будет мотивирован к достижению именно этой цели.
Второй пункт это- ожидание. Ожидание — это оценка самим человеком своих шансов в достижении цели. Человек занимающийся каким-либо делом , ожидает получить результат и вознагрождение за свой труд , если ценность вознагрождения равна его ожиданиям , то человек будет замотивирован .
Теория Врума , показала многие ситуации в поведении работников и их мотивации , но главное , что было показано в модели Виктора Врума , это прямая зависимость мотивации работника на его умпехах , и пока администрация не будет демонстрировать персоналу прямой зависимости между желательным для нее поведением работников и их ожиданиями, люди будут полагать, что их вознаграждение не изменится, как бы хорошо они не работали.
Теория справедливости
Теория справедливости гласит , о том , что люди субъективно оценивают свое вознагрождение , сопоставляя его с затраченными силами и с вознагрождениями других людей , проделывающих ту же работу . Если человек видет , что вознагрождение не равно усилиям или же другой человек полусил вознагрождение больше при этом потратив меньше усилий , он делает вывод о несправедливой оценке своего труда и начинается дизмотивация. Исходя из этого человек понимает , что был оцене не справедливо и меняет свое поведение начиная либо затрачиватть меньше сил на выполнение работы , либо ищет новую более вознаграждаемую работу.
Теория справедливости акцентирует внимание менеджеров на психологических аспектах управления, необходимости организации эффективных систем оплаты труда работников, вовлечению подчиненных в процесс принятия решений относительно совершенствования процессов вознаграждения.
И так, подводя итоги двух систем мотивации можно сказать , что менеджерам стоит совмещать обе системы и комплексно подходить к системе поощрений и мотивации , ведь именно тогда сотрудники будт максимально вовлечены в процесс , что благоприятно скажется на прибыли и других аспектах компании.
Глава 2. Национальные особенности систем мотивации.
2.1 Системы мотивации в странах Европы и США
На мой взгляд системы мотивации в Европе намного более разнообразны нежели в Росии , в Европе сочетаются финансовый , материальный , нематериальный стимулы .
Французская модель мотивации
Разберем Французскую модель мотивации , во Франции мотивация персонала базируется на нескольких стимулах : стратегическое планирование , свобода конкуренции и лояльное налогооблажение . Так же , во Франции , не очень хорошо относятся к работе сверхурочно. Дополнительные «бонусы» от начальства –это не преимущество , а норма . Там используется нематериальные стимулы такие как : гибкий график или удаленная работа без необходимости появления в офисе . Так же французы проявляют благосклонность к компании если она предоставляет : корпоративную медецину , страховку , помощь в погашении ипотеки и кредитов , обедов за счет компании .
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод , что Французская модель делать упор на социальные потребности человека , гибкий график , медицина , помощь в оплате кредитов , это все делает огромный вклад в отношение сотрудника к его компании .
Британская модель мотивации
Модель мотивации сотрудников в Великобритании предусматривают две системы оплаты труда : денежную и акционерную. Обе схемы подразумевает зависимость зарплаты сотрудников от прибыли компании . Внедрение такой системы помогло увеличить количество рабочих мест на 13% , при этом доход работникв компании составляет от трех до 10 % от части прибыли компании .
Долевое участие персонала в прибыли компании , очень помогает и мотивириует персонал любого ранга и предполагает участие персонала в бизнесс-процессах компании.
Американская модель мотивации
В Американской модели упор делается на поощрении активности персонала . Эта модель получила успех из-за менталитета самих граждан , так-как они сами мотивированы на личгый успех и благосостояние . В Американскую систему мотивации входят:
- нематериальные поощрения : мелицинская страховка , корпоратвные праздники , курсы повышения квалификации
- материальные поощрения : денежные вознаграждения + премии
- профессиональные поощрения : начисление зарплаты в соответствии с уровнем квалификации , за каждую новую специальность сотруднику начисляют баллы , получить прибавку к зарплате можно за определенное количество балоов
Как мы можем заметить Американская модель соединила в себе множество элементов , помогающих мотивировать людей , наоаботки этой системы взаимствуют многие компании в разных странах мира .
-
- особенности мотивации в российских компаниях
Российские работодатели обычно ставят знак равенсто между вовлеченностью человека в процесс и уровнем его зарплаты. Так же довольно часто в Российских компаниях впринципе не предусмотренно никаких бонусов и премий , конечно существуют премии за выполнение или перевыполнение плана и так называемая «тринадцатая зарплата» , это премия в конце года за достижения и за полученный результат , но в большинстве случаев люди не понимают за какие заслуги она выдается.Слабая мотивация по моему мнению , возможно она может изменить решение по уходу человека из компании , но не мотивировать в течении всего года .
Вывовод из вышесказанного является то , что в России основным видом мотивации , является материальное стимулирование .