Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления финансами коммерческой организации
1.1 Экономическая сущность финансов предприятия
1.2. Рациональная структура финансов предприятия. Политика управления финансами
Глава 2. Оценка эффективности управления финансами в ООО «Аксай»
2.1. Краткая характеристика предприятия и анализ финансовых результатов его деятельности
Предприятию необходимо учитывать волнообразность своего экономического развития и приспосабливаться к изменению условий и фазы цикла внешней среды. Кризис в организации – это свидетельство того, что хозяйственная система столкнулась с серьезными ограничениями в своем развитии. Мелкие изменения в рамках сложившейся системы управления хозяйственным субъектом при кризисе не дают результатов. Кризис провоцирует, подталкивает хозяйство и отдельные организации к поиску новых путей развития. На этапе «спада» необходимо уже иметь в организации внедренные инновации (технические, экономические, организационные), которые смогут обеспечить более высокую эффективность капитала[44].
В своем развитии любая организация проходит несколько фаз.
0 фаза – регистрация, становление нового продукта, новой технологии, новых основных фондов, нового персонала, новой системы управления. Организацией осуществляется разработка рынка. С точки зрения экономических показателей эта фаза характеризуется большими издержками и низкой отдачей капитала, то есть возможна отрицательная рентабельность. Цель фазы – выживаемость организации в условиях конкурентной борьбы, осуществление нововведений. В финансовых подцелях она реализуется как оптимизация риска при осуществлении нововведений[45].
1 фаза – рост производства продукции, выручки, прибыли, рост самой организации (реорганизация), увеличение численности управленческого персонала, расширение их функций, происходит децентрализация полномочий. Организация закрепляется на рынке и увеличивает долю рынка. Цель этой фазы – увеличение объема выручки, рост прибыли для выплаты дивидендов и осуществления будущих нововведений. Финансовые подцели – оптимизация прибыли, организация финансового контроля[46].
2 фаза – стабилизация производственного процесса и процесса управления. Замедляется и постепенно прекращается рост выручки и прибыли при слабоизменяющихся объемах производства. Сохраняются большие поступления средств, но, не имея возможности наращивать объемы сбыта, организация не инвестирует в расширение существующего производства, следовательно, имеет положительный денежный поток, что дает возможность увеличить выплату дивидендов. Организация ищет варианты диверсификации и нововведений, выделяются центры финансовой устойчивости, устанавливаются корпоративные отношения. Цель фазы – сокращение текущих издержек, поддержание приемлемых объемов продаж для загрузки оборудования. Финансовые подцели – организация финансового контроля, обеспечение финансовой гибкости[47].
3 фаза – кризис в развитии организации, выражающийся в снижении объемов производства, сокращении выручки, росте издержек, снижении и отсутствии прибыли, что находит выражение в отрицательной величине денежного потока или росте задолженности организации. В управлении происходит сокращение персонала, концентрация полномочий в верхних уровнях иерархии. Организация осуществляет жесткий контроль за издержками. Цель фазы – избежание банкротства и крупных финансовых неудач, что определяет финансовые подцели: организация финансового контроля, оптимизация риска осуществляемых мероприятий[48].
При дальнейшем развитии организации происходит повторение вышеуказанных фаз. Причем 0-я фаза для нововведений может совпадать по времени с фазами стабилизации и кризиса. Такое совпадение обеспечивает возрастающий тренд экономических результатов и поддерживает снижение показателей не ниже уровня максимума предыдущего цикла.
На каждой фазе жизненного цикла организации работают практически все методы и инструменты финансового менеджмента. Но можно выделить наиболее важные из них, исходя из целей этапа. Для каждой организации из этого набора необходимо выбрать методическое обеспечение, соответствующее той фазе, на которой она находится[49].
Проведенное ранжирование методов и инструментов финансового менеджмента по фазам жизненного цикла организации с точки зрения приоритетности использования каждой из них приведено в таблице 2.
Приоритетность того или иного направления финансового менеджмента во многом зависит от фазы развития организации. Поэтому представляется необходимым определить основные из них при оценке эффективности финансового менеджмента в зависимости от той фазы развития, в которой в данный момент времени находится предприятие (таблица 3).
Таблица 2
Ранжирование методов финансового менеджмента по фазам жизненного цикла организации с точки зрения приоритетности их использования[50]
Методы, реализующие стратегические цели |
Методы текущего управления |
Методы, реализующие стратегические цели |
0-я фаза: прогнозирование; инвестирование; ценообразование |
1-я фаза: планирование; бюджетирование; ценообразование; система расчетов |
3-я фаза: прогнозирование; инвестирование; антикризисное управление |
2-я фаза: планирование; финансовый анализ; методы, связанные со снижением издержек; распределение ответственности и полномочий |
Очевидно, что при переходе от 0-й фазы к 3-й фазе жизненного цикла предприятия, повышается необходимость в осуществлении жесткого финансового контроля над всеми финансовыми операциями и управленческими решениями в области финансовой деятельности. Кроме того, при переходе от одной фазы к другой повышается необходимость оценки показателей банкротства предприятия для целей своевременного реагирования на ухудшения в финансовой сфере организации.
Таблица 3
Приоритетность анализа оцениваемых показателей-индикаторов эффективности финансового менеджмента по фазам развития предприятия[51]
Направления финансового менеджмента Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. Проведенное исследование свидетельствует, что для развития предприятия необходимо разработка рекомендаций, направленных на усиления его позиций с учетом возможностей, предоставляемых внешней средой, а также угроз, которые она несет. |
Фазы жизненного цикла организации |
|||
0-я фаза |
1-я фаза |
2-я фаза |
3-я фаза |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Управление активами |
I |
I |
I |
I |
Управление капиталом |
I |
I |
I |
I |
Управление инвестициями |
I |
I |
II |
III |
Управление денежными потоками |
I |
I |
I |
I |
Управление финансовыми рисками |
III |
II |
I |
I |
Антикризисное финансовое управление при угрозе банкротства |
III |
III |
II |
I |
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Разработка финансовой стратегии предприятия |
I |
I |
I |
I |
Формирование информационных систем, обеспечивающих обоснование альтернативных вариантов управленческих решений |
II |
II |
I |
II |
Осуществление финансового анализа различных аспектов финансовой деятельности предприятия |
I |
I |
I |
I |
Осуществление планирования финансовой деятельности предприятия по основным ее направлениям |
I |
I |
I |
I |
Разработка системы стимулирования реализации принятых управленческих решений в области финансовой деятельности |
II |
I |
I |
II |
Осуществление контроля за реализацией принятых управленческих решений в области финансовой деятельности |
II |
I |
I |
I |
Финансовый менеджмент, с одной стороны, - это искусство, поскольку большинство финансовых решений ориентировано на будущие финансовые успехи компании, что предполагает иногда чисто интуитивную комбинацию методов финансового менеджмента, основанную, однако, на знании тонкостей экономики рынка[52]. С другой стороны, - это наука, т.к. принятие любого финансового решения требует не только знаний концептуальных основ финансового менеджмента фирмы и научно обоснованных методов их реализации, но и научных знаний общих закономерностей развития рыночной экономики[53].
Выводы
Финансы предприятий являются ведущим звеном финансовой системы и охватывают процессы создания, распределения и использования ВВП в стоимостном выражении. Финансы предприятий – это финансовые или денежные отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности в процессе формирования собственного капитала, целевых фондов денежных средств, их распределения и использования.
Формирование финансовых ресурсов осуществляется за счет собственных и приравненных к ним средств, мобилизации ресурсов на финансовом рынке и поступления денежных средств от финансово-банковской системы в порядке перераспределения.
Глава 2. Оценка эффективности управления финансами в ООО «Аксай»
2.1. Краткая характеристика предприятия и анализ финансовых результатов его деятельности
ООО «Аксай» - предприятие, занимающееся производством кондитерских изделий. ООО «Аксай» - юридическое лицо. Имеет самостоятельный баланс, печать, штамп со своими реквизитами.
Основные задачи, стоящие перед предприятием — соединить современные знания и технологии в области управления, производства, маркетинга, логистики с лучшими традициями российских кондитеров.
Виды продукции (работ, услуг), обеспечившие не менее чем 5 процентов объема реализации (выручки) за 2019 г. представлены в таблице 4.
Наименование показателя |
Конфеты |
Карамель |
Шоколад |
Печенье |
Объем производства продукции, тыс. тонн |
15662 |
3722 |
2634 |
5352 |
Объем выручки от продажи продукции, руб. |
1 030 443 209 |
137283999 |
202 792 391 |
206360836 |
Доля от общего объема выручки, % |
58,4% |
7,8% |
11,5% |
11,7% |
Таблица 4
Виды продукции ООО «Аксай» за 2019 г.
Из данных таблицы 4 видно, что основной объем продаж предприятия в 2019 г. приходился на конфеты.
Анализ структуры и динамики финансовых результатов предприятия ООО «Аксай» проводим на основе данных таблицы 5.
Из данных таблицы 5 видно, что выручка от реализации продукции за анализируемый период уменьшилась на 458 579 тыс. руб., то есть на 11%. Себестоимость проданных товаров составляет 50% от суммы выручки в 2018 г., и 33% в 2019 г. На 101965 тыс. тг. уменьшилась сумма коммерческих расходов. В 2019 г. прибыль предприятия до налогообложения уменьшилась на 195961 тыс. руб., по сравнению с прибылью 2017 г. Снижение выручки от продаж за анализируемый период обусловлен снижением запасов на складе, увеличением времени обслуживания клиента и медленной отгрузкой товара со склада (при условии его наличия на складе), тогда как в предыдущие периоды ООО «Аксай».