Файл: Характеристика общей теории права и государства как науки и учебной дисциплины (в системе гуманитарных и юридических наук).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В системе юридических наук теория государства и права является фундаментом юридических знаний. Исторически правовые знания развивались в различных формах, вместе с развитием самого государства и права: вначале в форме мифологии, потом религии, а с появлением рационалистической философии - в философской форме. Этот этап развития еще нельзя назвать научным, хотя некоторые теории этого периода приобретают наукообразную форму. Появляется система доказательств, отрабатывается терминология, предпринимаются попытки проверить теоретические изыскания на практике. Однако наука становится таковой только тогда, когда у нее есть четкий предмет и объект исследования, методология, система закономерностей и верификация результатов исследования. С теорией государства и права это происходит, как и с большинством гуманитарных наук, в XIX в., когда она выделяется из правовой философии в самостоятельную науку. И именно с этого момента она становится краеугольным камнем юриспруденции.

Теория государства и права развивается и функционирует как один из основных компонентов целостной и сложной системы знаний об обществе. Знание предмета теории государства и права позволяет оценить ее место в рамках системы общественных наук.

Между общественными, точными и естественными науками существует весьма точное взаимодействие. Без взаимодействия и кооперации наук невозможно рационально и эффективно использовать финансовые, трудовые и материальные ресурсы, выбирать наиболее целесообразный путь технологического процесса.

Указанные обстоятельства обеспечивают актуальность обращения к проблеме теории государства и права как науки и учебной дисциплины.

Цель курсовой работы – определить специфику теории государства и права как науки и учебной дисциплины.

Объект исследования – теория государства и права.

Предмет исследования – теория государства и права как наука и учебная дисциплина.

Задачи исследования:

1. Определить специфику теории государства и права как науки.

2. Определить особенности методологии теории государства и права.

3. Охарактеризовать особенности теории государства и права как учебной дисциплины.

4. Определить различия между теорией государства и права как наукой и учебной дисциплиной.

Структура курсовой работы соответствует цели и задачам исследования и включает введение, две основные главы, заключение и список использованной литературы.


Глава 1. Понятие науки теории государства и права, ее предмет и функции

1.1. Наука теории государства и права

Изучение политико-правовых процессов, связанных с вопросами возникновения, природы, сущности государства и права, государственно-правовой действительности относятся к числу сложнейших и ключевых в сфере гуманитарных наук. Теоретическое осмысление этих проблем – объективная потребность и необходимое условие научного управления общественными процессами. На протяжении всей истории развития человеческой цивилизации государство и право выступали и продолжают выступать как активная, деятельная сила, управляющая общественными процессами [21, С. 49-54].

На каждом этапе развития человеческого общества имелись свои представления о праве и государстве, их роли в обществе и социальном назначении. Достигалось это с помощью различных научных обобщений.

В целом существо науки заключается в поиске научных истин. Развитие науки связывают:

а) с накоплением позитивных знаний;

б) качественной переработкой знаний;

в) постоянным их совершенствованием [13, C. 91].

В науке как системе знаний выделяются два уровня: эмпирический и теоретический. Эмпирический уровень формируется из научных фактов как достоверных знаний о действительности. Знаний в определенной мере обобщенных, полученных на основании наблюдения, описания, социальной практики, эксперимента [5, С. 61 - 66].

На эмпирическом уровне выделяется три этапа процедур:

1) получение данных опыта и фактов с помощью методов наблюдения и эксперимента;

2) логическая обработка данных, полученных опытным путем и введение первичных эмпирических понятий на основе отображения, сравнения предметов окружающего мира;

3) индуктивное обобщение фактов и выработка эмпирических законов (закрепление фактов, полученных с помощью опытов) и закономерностей [19, C. 52].

Закономерности представляют собой установление зависимости между явлениями с помощью экспериментальных данных, которые могут помочь в получении результата. Закономерности легко усваиваются и в последствии предоставляют возможность получать результат без использования более сложных приспособлений (например, формулы, отражающие конкретные результаты и выступающие аналогом сложного теоретического соотношения).


Теоретический уровень включает следующие этапы:

а) рассмотрение ряда понятий, свойственных данной дисциплине и выработка на их основе теоретических идеализированных объектов для исследования, формулировка принципов (основополагающих начал) и выдвижение гипотез для построения теории;

б) формальное построение базовой научной теории интерпретация естественного смысла гипотез и принципов в соответствии с принятой естественно-научной картиной мира;

в) дедуктивное выведение базовой теории и формулировка теоретических законов для их экспериментального подтверждения или опровержения. Возможное несовпадение теоретических и эмпирических законов приводит к уточнению формулировок научных проблем и соответственно новому циклу исследований [29, С. 410-416].

Теоретический уровень реализуется через:

а) определение научной проблемы;

б) выработку научных гипотез;

в) подготовку научных теорий [31, C. 56].

Научная проблема представляет собой состояние научной информации (научных знаний), которые не удовлетворяют исследователя. Выдвигая проблему, ученые-исследователи в части ее решения указывают, какую цель с ее помощью они стремятся достичь, в какой мере она будет способствовать приращению знания в конкретной отрасли науки, какие условия и ограничения налагаются на ее решение, возможные пути такого решения [33, С. 356-362].

После ясной и четкой формулировки как самой проблемы, так и условий или требований, предъявляемых к ее решению, начинается вторая стадия, которую называют научной гипотезой. На этой стадии происходит сравнение, оценка и выбор среди множества рабочих гипотез наиболее перспективных для дальнейшей разработки.

После выбора одной из гипотез начинается систематическая их проработка с помощью различных методов исследования (аналогия, экстраполяция, методы подобия и моделирования и др.).

В широком смысле слова под научной гипотезой подразумевают любое предположение, допущение, предсказание или догадку, истинность которых остается неизвестной, которые служат для предварительного объяснения и предсказания новых явлений, событий и фактов. [36, C. 43]

Научная гипотеза – это совокупность вероятностных, предположительных знаний, отвечающих на проблемные вопросы.

Научная теория – совокупность систематизированных, взаимосвязанных, обоснованных и проверяемых знаний, в т. ч. социальной практикой [38, С. 54 - 56].

Отметим, что научное познание движется от научной проблемы к научной гипотезе, а от нее к научной теории.


В конечном итоге любая теория как система идей, понятий, суждений, приобретает статус науки, когда она:

а) поднимается до выработки обобщенных знаний об определенных процессах и явлениях действительности;

б) предлагает систему способов, приемов (механизмов) использования этих знаний в общественной практике [24, С. 140-145].

Необходимо учитывать, что с развитием общества, с изменением мировоззрения человека, его ценностных ориентаций, изменяются и положения юридической науки, которая раскрывает закономерности существования, функционирования и развития государства и права, политического и правового сознания, политических и правовых отношений [35, C. 52].

Государство и право, их многоплановое и активное взаимодействие составляют существо общественно-политической практики. В сферу правового регулирования сегодня попадают глобальные вопросы развития общества: экономика, социальная сфера, научнотехнический прогресс, оборона страны, охрана окружающей среды, обеспечение общественного порядка. При этом юридическая практика, опыт функционирования государств, разнообразные факты и реалии государственно-правовой деятельности служат источником развития учения о государстве и праве.

Вместе с этим сама практика обуславливает цели и задачи исследова ния государства и права, тем самым предопределяя необходимость научных исследований.

Сложные процессы, происходящие сегодня в стране и мире, предъявляют повышенные требования к качеству и обоснованности проводимых научных разработок, а это предполагает в свою очередь освоение новых направлений научных исследований, включая комплексные исследования на стыке нескольких научных направлений. Все это в конечном итоге направлено на развитие прогресса общества. В этом плане особое место принадлежит общей теории государства и права [26, С. 103 - 110].

Изучая и обобщая практику, теория государства и права как наука:

– формирует понятия и определения государственно-правовых явлений;

– вырабатывает научные рекомендации и выводы по вопросам общественного развития;

– генерирует новые идеи, умело используя их в последующем для прогрессивного развития общества [25, C. 34].

Можно констатировать, что теория государства и права – это политико-юридическая, общетеоретическая общественная наука, представляющая собой совокупность:

а) знаний (идей, представлений, понятий, суждений), гипотез, догадок;

б) элементов познания (приемов, методов, подходов);

в) деятельности ученых по изучению государственно-правовых явлений [10, C. 24].


Этой же точки зрения придерживается В.Н. Храпанюк, полагая, что теория государства и права является:

1) общественной наукой, так как изучает общественные явления, как государство и право;

2) юридической наукой, изучающей только государственную и правовую стороны общественной жизни;

3) общетеоретической наукой, поскольку она выявляет и объясняет общие закономерности развития государства и права [20, С. 9 - 16].

В целом юридические науки в учебной и научной литературе классифицируются по-разному. С известной долей условности их можно классифицировать на четыре группы:

1) теоретические и исторические науки о государстве и праве (теория государства и права, история государства и права, история политических правовых учений);

2) науки, изучающие зарубежное государство (римское право, конституционное (государственное) право зарубежных стран) и международное право;

3) отраслевые юридические науки (гражданское право, уголовное право и др.);

4) прикладные юридические науки (криминалистика, оперативнорозыскная деятельность, судебная медицина, судебная психиатрия, юридическая психология и др.) [12, C. 62].

Имеют место и другие основания для классификации.

1.2. Теория государства и права как учебная дисциплина

Как учебная дисциплина теория государства и права представляет собой систему определенных теоретических сведений, построенных в соответствии с конкретной учебной программой и предназначенных для подготовки специалистов того или иного профиля. Это одна из дисциплин, изучаемая в юридических вузах. Она представляет собой совокупность части знаний, полученных наукой, которые предусмотрены для передачи студентам в процессе обучения с помощью специальных приемов.

Курс теории государства преподается в процессе проведения лекций, семинарских занятий, при написании курсовой работы. В соответствии с программой курса студенты должны усвоить основные понятия об изучаемых явлениях, их признаки [23, C. 88].

Курс выполняет вводную и мировоззренческую функцию: формирует правовую и политическую культуру студентов.

Теория государства и права как учебная дисциплина, во-первых, базируется на теории и государства и права как науки. В учебную дисциплину включаются лишь те знания, которые получены научными способами и прошли социальную апробацию. Поэтому закономерно, что чем выше уровень юридической науки, тем содержательнее и полнее аналогичная учебная дисциплина [32].