Файл: Министерство Финансов РФ (Становление и сущность Министерства финансов в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также министр финансов вправе установить запрет на проведение отдельных расходных операций для главного распорядителя или получателя федеральных бюджетных средств. Для установления такого запрета ему необходимо получить должностное представление Счетной палаты, а также акты официальных проверок контрольных органов Министерства финансов, Федерального Казначейства, содержащие факты нарушения бюджетного законодательства РФ.

Кроме перечисленных выше прав, министра финансов несет определенную ответственность. Так, он отвечает за[13]:

- соответствие бюджетной росписи установленному бюджету;

- составление бюджетной росписи в установленный срок;

- введение режима уменьшения бюджетных расходов при предоставлении ему сведений о невозможности исполнения федерального бюджета в установленных пределах.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что структура Министерства финансов России определяется в первую очередь выполняемыми функциями. В составе Министерства финансов выделено множество служб и департаментов, которые наделены в своей области исключительными полномочиями. Управлять такой структурой и контролировать ее деятельность достаточно сложная задача, для решения которой создан Центральный аппарат Министерства, возглавляемый министром финансов – Силуановым Антоном Германовичем.

Глава 2. Участие Министерства Финансов России в управлении

2.1. Управление финансами как одна из составляющих финансовой политики государства

Если рассматривать финансовую политику современной России, то для начала необходимо отметить тот факт, что её становление происходило с некоторыми особенностями, характерными для нашей страны. В первую очередь это значительные по протяженности размеры страны, что является главной причиной расширения банковской структуры по территории страны. С их помощью государство осуществляет не только регулирование финансовых потоков, но и контроль над ними, а при необходимости и перераспределение в те регионы страны или сферы экономики, в которых существует довольно острая потребность в средствах[14].


Рассматривая финансовую политику на современном этапе её развития, необходимо сказать о её системном характере. Причем системность присуща не только финансовой политике, но и целому ряду других компонентов, обеспечивающих эффективную деятельность государства. Как и любая система, финансовая политика состоит из ряда важных компонентов, значение которых довольно существенно. В частности ключевыми составляющими для проводимой в настоящее время в России финансовой политики являются институты бюджетно-налогового направления, а кроме этого целый набор инструментов. Именно с их помощью обеспечивается реализация и контроль над функциями, которые выполняет государство в ходе проведения финансовой политики. Финансовая политика во многом носит для России решающий характер, поскольку мероприятия в её рамках обеспечивают формирование финансовой стабильности в стране и эффективные условия ведения бизнеса[15].

В настоящее время в Российской Федерации решается ряд важнейших задач в области финансовой политики:

- достижение социальной стабильности в обществе;

- оздоровление государственных финансов;

- восстановление нормального функционирования кредитной системы;

- поддержка сбалансированности натурально-вещественных и денежных потоков;

- достижение финансово-экономической независимости и усиление ответственности регионов в рамках единого федеративного государства;

- создание равных условий в бюджетно-налоговой сфере для регионов;

- создание условий по пресечению финансовых злоупотреблений и коррупции[16].

Управление финансами является составной частью финансовой политики государства. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества.

Цель управления финансами – это обеспечение финансовой устойчивости и финансовой независимости, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и общества и общества в целом.

В управлении финансами выделяются объекты и субъекты управления. Объектами выступают различные формы финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъектами управления финансами является совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами – финансовый аппарат.


Методами и формами управления финансами служат:

- финансовое планирование и прогнозирование;

- финансовое регулирование;

- финансовый контроль;

- оперативное управление;

- система методов мобилизации финансовых ресурсов и др[17].

Общее управление финансами Российской Федерации в соответствии с ее Конституцией возложено на высшие органы государственной власти – Федеральное Собрание и его две палаты – Государственную Думу и Совет Федерации, Администрацию Президента РФ и Правительство РФ (таблица 1).

Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат. С его помощью государство руководит финансовой деятельностью во всех структурных подразделениях экономики. Финансовый аппарат выполняет работу по оперативному финансовому планированию, учету, анализу, контролю и исполнению финансовых планов.

Управление финансами на предприятиях и отраслях народного хозяйства осуществляют финансовые отделы и службы предприятий, а также финансовые подразделения министерств и ведомств. Сферой страховых отношений управляют специальные страховые структуры. Работу по управлению государственными финансами осуществляют Министерство финансов РФ и его органы на местах.

Государственная Дума и Совет Федерации рассматривают и утверждают федеральный бюджет России и отчет о его исполнении. Федеральное Собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга[18].

В управлении государственными финансами принимают участие высшие органы власти страны (таблица 1)

Таблица 1.

Система управления финансами

Субъект управления

Инструмент воздействия

Объект управления

Конечная цель

Высшие органы власти и управления

Финансовая политика

Финансовая система Система финансов состоит и отношений по:

Финансовая устойчивость

Президент РФ

Принципы управления

образованию, использованию бюджетного фонда

Макроэкономическая сбалансированность

Федеральное Собрание

Финансовое прогнозирование

-образованию и использованию вне бюджетных фондов ­

Профицит бюджетного плана

Правительств о РФ

Финансовое программирование

- образованию и использованию страховых фондов

Повышение финансовой значимости в международном сообществе

Министерство финансов России

Финансовое планирование

Федеральная налоговая служба

Финансовое регулирование

Федеральное казначейство

Финансовый контроль

Федеральная служба финансово- бюджетного надзора

Финансовое законодательство

Федеральная служба страхового надзора

Финансовый анализ


Президент РФ регламентирует деятельность финансовой системы, устанавливая основные параметры бюджета в ежегодном бюджетном послании, подписывает Федеральный закон о федеральном бюджете на предстоящий год и т.д.

Федеральное Собрание вводит налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает законы, регламентирующие финансовую деятельность государства.

Правительство РФ является единым центром управления финансами. Органом, на практике осуществляющим реализацию финансовой политики, является Минфин РФ.

Министерство обеспечивает единство финансовой, денежно-кредитной и валютной политики, координирует финансовую деятельность федеральных органов исполнительной власти. Задачи Минфин РФ[19]:

1) осуществление методического руководства в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства;

2) организация разработки федерального бюджетного плана;

3) принятие участия (совместно с Минэкономики РФ) в разработке баланса финансовых ресурсов страны;

4) обеспечение исполнения федерального бюджета, проведения мероприятий, направленных на расходование бюджетных средств по целевому назначению.

Для выполнения этих своих функций Минфин РФ вправе[20]:

- получать от министерств, ведомств, предприятий, учреждений материалы, необходимые для составления и исполнения бюджетного плана;

- в случае нарушений финансовой дисциплины ограничивать и приостанавливать финансирование;

-проводить ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Федеральная налоговая служба и МВД осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, сборов.

Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет контроль соблюдения налогового законодательства, правильности начисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджетные фонды.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль использования финансовых ресурсов федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов РФ. Кроме этого, она проверяет соблюдение требований бюджетного законодательства получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантии Правительства РФ, бюджетных кредитов и бюджетных инвестиций[21].


Федеральная служба страхового надзора осуществляет следующие виды деятельности:

-надзор за страховой деятельностью в целях соблюдения законодательства Российской Федерации о страховании, следит за эффективным развитием рынка страховых услуг, защитой прав и интересов страхователей, страховщиков и государства;

-осуществляет контроль лицензирования и финансовой устойчивости страховщиков, проводит проверку учета и отчетности.

Федеральное казначейство является единым центром кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, которое находится в ведении Минфина России.

Важным органом реализации денежно-кредитной и финансовой политики является Центральный банк Российской Федерации, который совместно с Федеральным казначейством занимается организацией кассового исполнения бюджета, контроль деятельности других кредитных институтов.

Управлением финансами в РФ участвуют и другие федеральные службы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, а именно: Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по тарифам.[22]

Центральный банк РФ – важный орган реализации денежно-кредитной и финансовой политики. ЦБ РФ наряду с Федеральным казначейством осуществляет кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность кредитных организаций.

Таким образом, объем полномочий Банка РФ значительно возрос за счет ряда функций в отношении финансовых некредитных организаций. При этом акцент, очевидно, делается на усилении мер пруденциального надзора за некредитными финансовыми организациями. Схожее положение вещей подходит мероприятиям по совершенствованию процессов регулирования рынка ценных бумаг, анонсированным в Стратегии развития финансового рынка до 2020 г.[23].

Счетная палата РФ осуществляет парламентский контроль за федеральными денежными средствами. Она независима от Правительства РФ и подотчетна лишь Федеральному Собранию. В субъектах РФ, их административно-территориальных и муниципальных образованиях финансовую политику проводят соответствующие финансовые учреждения.