Файл: Министерство Финансов РФ (Становление и сущность Министерства финансов в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Функции и полномочия Министерства финансов России в управлении финансами

Среди всех органов управления финансами выделяется Министерство финансов своим комплексным характером своих функций, направленных в разные стороны финансовой деятельности государства. Этот государственный орган исполнительной власти обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в России и координирует деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти.

В области управления государственными финансами Министерство финансов решает следующие задачи[24]

- разрабатывает и реализует единую государственную финансовую политику; 

- составляет проект и занимается исполнением федерального бюджета; 

- осуществляет финансовый контроль над рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; 

- обеспечивает устойчивость государственных финансов и осуществляет меры по развитию финансового рынка

Министерство финансов РФ выполняет следующие функции:

- участвует в работе по составлению долговременных и кратковременных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определяет потребность в государственных централизованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;

- организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации;

- обеспечивает исполнение федерального бюджета, а так же государственных федеральных внебюджетных фондов;

- разрабатывает с участием Министерства РФ по налогам и сборам, Федеральной налоговой службы РФ предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;

- принимает участие в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране;

- разрабатывает предложения по формированию и развитию финансового рынка;

- разрабатывает проекты программ внешних заимствований РФ;

- управляет государственным внутренним и внешним долгом РФ.

В рамках управления финансами государства Минфин России наделен достаточно широкими полномочиями:


- запрашивать и получать от федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимые для осуществления его функций материалы и документы;

- получать от предприятий и организаций документы, необходимые для осуществления контроля над расходованием средств, выделяемых из федерального бюджета;

- ограничивать, приостанавливать и прекращать финансирование из феде­рального бюджета при выявлении фактов нецелевого использования выделяемых средств;

- взыскивать средства федерального бюджета, израсходованные не по целевому назначению, с наложением на виновных штрафа;

- давать обязательные для исполнения указания по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины и т.д.[25]

Важным подразделением Министерства финансов в области управления финансами является Главное управление федерального казначейства. В настоящее время создана единая централизованная система органов Федерального казначейства, которая включает в себя Главное управление Федерального казначейства, управления казначейства по субъектам РФ и отделения казначейства в регионах. Систему казначейства образует вся совокупность органов казначейства.

Основными задачами органов Федерального казначейства Российской Федерации являются[26]:

- организация исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также установление контроля над их исполнением;

- управление доходами и расходами финансовых средств на банковских счетах Казначейства;

- установление контроля над финансовыми отношениями между бюджетами различных уровней, а также внебюджетными фондами, регулирование поступления и расходования внебюджетных ресурсов;

- накопление и систематизация информации о финансовом состоянии государственных фондов, предоставление вышестоящим органам государственной власти сведений о проведенных финансовых операциях, о размерах и использовании государственных внебюджетных фондов, а также о состоянии всей бюджетной системы;

- составление краткосрочных прогнозов объемов поступления финансовых ресурсов в бюджет государства, оперативное управление этими средствами в установленных пределах государственных расходов;

- управление и обслуживание совместно с Центробанком России, а также иными уполномоченными банковскими организациями, внешнего и внутреннего государственного долга страны;


- создание инструкции и правил ведения учетных операций, разработка проектов бюджетной классификации, ведение бухгалтерских операций по учету средств государственной казны.

Система органов казначейства, исходя из поставленных перед ней задач, обеспечивает[27]:

- финансовое исполнение федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов;

- учет операций по движению государственных ресурсов, находящихся в ведении Правительства РФ;

- сбор, обработка и анализ данных о состоянии государственных финансов;

- контроль над поступлением и целевым использованием государственных финансовых ресурсов;

- ведение сводного реестра распорядителей государственных финансовых ресурсов;

- краткосрочное прогнозирование размеров государственных ресурсов;

- краткосрочное планирование государственных финансовых ресурсов;

- распределение доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации;

- учет взаимных расчетов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации;

- регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации;

- совместная работа с ЦБ РФ и Министерством РФ по налогам и сборам и иными государственными органами власти и управления для улучшения исполнения федерального бюджета;

- обслуживание совместно с Банком России и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга.

Одной из главных функций казначейских органов является контрольно-ревизиционная работа по контролю над расходованием бюджета на всех уровнях. Органы казначейства осуществляют предварительный и текущий контроль по операциям с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, кредитных организаций и иных участников бюджетного процесса[28].

2.3. Финансовый контроль Министерства финансов России

Министерство финансов РФ является главным органом, обеспечивающим эффективное функционирования системы управления финансами в стране, и обладает широкими контрольными полномочиями в данной сфере. Оно контролирует рациональное и целевое использование бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями, проверяет составленные ими сметы. В пределах своей компетенции Минфин проводит комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета. Он организует проверки и ревизии получателей государственных гарантий, бюджетных кредитов, ссуд и инвестиций. К его функциям относится составление отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджета РФ, а также разработка единой методологии отчетов об исполнении бюджетов всех уровней. Все управления и отделы Минфина осуществляют финансовый контроль в пределах своей компетенции[29].


Значительный объем контрольной работы выполняет Контрольно-ревизионное управление Минфина России. Оно через главного контролера, контролеров-ревизоров и ревизоров финансовых органов контролирует соблюдение бюджетного законодательства и финансовой дисциплины министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями.

В задачи этого Департамента входит контроль над:

- исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- организацией денежного обращения;

- использованием кредитных ресурсов;

- состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов;

- предоставлением налоговых льгот и преимуществ.

В этих целях проводятся документальные ревизии и проверки финансовой деятельности, истребуются денежные документы и суммы наличных денежных средств, а также разъяснения по финансовым операциям и т.д. При обнаружении нарушений финансовой дисциплины перед соответствующими руководителями должностные лица Контрольно-ревизионного управления ставят вопрос об отстранении виновных от должности с передачей дела следственным органам. Непосредственные меры административного воздействия на виновных они применять не вправе.

В каждом субъекте Российской Федерации функционируют свои территориальные контрольно-ревизионные органы, которые осуществляют последующий финансовый контроль на подведомственной ему территории. В их обязанности входит:

- контроль над целевым использованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов;

- проведение документальных ревизий и поверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности по предоставлению мотивированных постановлений правоохранительных органов;

- организация и контроль над своевременным устранением выявленных в ходе проверок нарушений, а также уплатой нарушителями возмещения ущерба и др.

Кроме перечисленных обязанностей территориальные контрольно-ревизионные органы наделены следующими правами[30]:

- осуществлять проверки в ревизуемых организациях денежных, бухгалтерских и иных документов;

- получать от должностных лиц ревизуемых организаций необходимые объяснения по всем возникающим вопросам;

- получать от органов государственной власти и местного самоуправления, а также организаций данные, которые требуются им для осуществления возложенных на них полномочий;


- направлять предложения о приостановлении и прекращении финансирования ревизуемых организаций в случае выявления фактов нецелевого использования бюджетных средств, а также непредставления ими бухгалтерских документов, подтверждающих использованием этих средств;

- ставить вопрос об отстранении от работы должностных лиц, которые виновны в выявленных нарушениях, передавать материалы проверок и ревизий в правоохранительные органы и т.д.

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что управление финансами – это главное направление финансовой политики государства, целью которой является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества.

Главная функция любого государства - управление финансами. Цель управления финансами - финансовая устойчивость экономики и финансовая независимость государства. Более конкретные цели представляются сбалансированностью бюджета, оптимизацией государственного долга, устойчивостью национальной валюты, гармонизацией экономических интересов государства и его граждан.

Сегодня для управления финансами в Российской Федерации сформирована достаточно масштабная система органов. Субъектами общего управления финансами в Российской Федерации являются высшие федеральные органы власти – Президент России, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации. К органам оперативного управления относят Министерство финансов, систему федерального казначейства, федеральную налоговую службу, федеральную таможенную службу, территориальные финансовые органы и др.

Важнейшими финансовыми органами, разрабатывающими финансовую политику государства и осуществляющими управление финансами, выступают Министерство финансов РФ и его органы на местах.

Министерство финансов является главным исполнительным органом в управлении финансами РФ. Всех министров назначает председатель правительства. Министерство финансов является самостоятельным финансовым учреждением, но в тоже время подведомственно правительству РФ.

В области управления государственными финансами Министерство финансов решает следующие задачи:

- разрабатывает и реализует единую государственную финансовую политику;

- составляет проект и занимается исполнением федерального бюджета;

- осуществляет финансовый контроль над рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов;