Файл: Министерство Финансов РФ (Становление и сущность Министерства финансов в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. Система управления финансами – это комплекс мер, инструментов, финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию социально-экономических процессов в обществе. Государственное управление финансами – одна из главных и постоянно осуществляемых функций любого государства. Современная российская система управления финансами характеризуется тем, что в стране происходят процессы перехода от планово-централизованной к рыночной экономике. Директивно-административные методы управления заменяются методами регулируемого финансового рынка.

В управлении государством в целом и его финансовой системой в частности принимают участие большое количество структур. Одним из самых значимых по объему решаемых задач является Министерство финансов Российской Федерации. Министерство обеспечивает единство финансовой, денежно-кредитной и валютной политики, координирует финансовую деятельность федеральных органов исполнительной власти. Поэтому построение эффективной его структуры, а также четкое установление направлений деятельности является важной задачей правительства страны.

Объектом исследования в данной работе будет выступать Министерство финансов РФ, а предметом – участие Министерства финансов в управлении финансами.

Целью данной работы является исследование Министерства финансов РФ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- осветить становление и раскрыть сущность Министерства финансов России;

- дать характеристику структуре Министерства финансов России;

- описать содержание процесса управления финансами в Российской Федерации;

- рассмотреть функции и полномочия Министерства финансов в управлении финансами;

- изучить участие Министерства финансов в финансовом контроле.

В работе будут использованы такие общенаучные методы исследования, как анализ, синтез, обобщение, сопоставление.

Тема управления государственными финансами является достаточно изучаемой, и давно исследуется учеными всего мира. В связи с этим методологической и теоретической основой работы будут выступать исследования ведущих отечественных и зарубежных экономистов. К ним относятся Абрамова М.А., Бартенев С.А., Вожова Е.М., Земцов А.А., Лазарева Г.И. Подпорина И.В, Поляк Г.Б., Сёмин А.Н., Упоров И.В., Старков О.В. , Федулова С.Ф. и другие


Глава 1. Характеристика Министерства финансов РФ

    1. Становление и сущность Министерства финансов в России

Особое место в системе функционирования государственных финансов занимает Министерство финансов Российской Федерации. Это федеральный орган исполнительной власти, который обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в Российской Федерации и координирует деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти. Минфин России имеет территориальные органы[1].

Зарождение Министерства финансов как экономического института началось более 300 лет назад. Еще в 1780 году указом Екатерины II была создана экспедиция о государственных доходах, что являлось началом создания государственного финансового органа в России. Манифестом Императора Александра I «Об утверждении Министерств» был образован ряд министерств, в том числе Министерство финансов Российской империи[2].

В СССР роль министерства возлагалась на Народный комиссариат финансов, преобразованный в 1946 году в республиканское Министерство финансов СССР, которое объединяло в себе министерства финансов союзных республик СССР, в частности Министерство финансов РСФСР. Вышестоящим органом Минфина РСФСР являлся Совет Министров РСФСР, а органом Минфина СССР — Совет министров СССР.

Указом Президента РСФСР в 1991 году Министерство финансов РСФСР было объединено с Министерством экономики РСФСР в одно Министерство экономики и финансов РСФСР. В дальнейшем Министерство финансов СССР было ликвидировано, а его предприятия и организации переведены в подчинение Министерства экономики и финансов РСФСР[3].

С 25 декабря 1991 года по 19 февраля 1992 года министерство носило название Министерство экономики и финансов РФ. Указом Президента РФ от 19 февраля 1992 года № 156 оно было вновь разделено на два министерства – Министерство экономики РФ и Министерство финансов РФ[4].

Минфин России и подведомственные ему федеральные службы исполняют три типа государственных функций[5]:


1) Правоустанавливающие – регулирование, в том числе нормативно-правовое, и выработка государственной политики в финансовой, бюджетной, налоговой и других сферах.

2) Правоприменительные – непосредственное администрирование и управление, в том числе предоставление государственных услуг, выполнение административных функций, администрирование государственных расходов – функции разработки проекта федерального бюджета, управления государственным долгом и т.п.

3) Контрольные – контроль и надзор за исполнением налогового, бюджетного и валютного, страхового, финансового законодательства, а также законодательства в других сферах по вопросам, относящимся к компетенции Минфина России.

Основными нормативными документами, регламентирующими деятельность Министерства финансов России, являются Конституция РФ[6], Бюджетный кодекс РФ[7], Постановление Правительства России от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации»[8], кроме этого в своей работе Министерство финансов использует другие федеральные законы, нормативные акты Президента и Правительства РФ.

В процессе выполнения возложенных на него задач Министерство финансов РФ взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов России, органами местного самоуправления, общественными организациями и т.п.

Таким образом, можно сказать, что Министерство финансов России в своем историческом развитии прошло долгий путь становления. Сегодня оно представляет собой четко и эффективно функционирующий орган финансовой системы страны.

Сегодня главными задачами Министерства финансов являются[9]:

- совершенствование бюджетной системы государства и содействие развитию бюджетного федерализма;

- разработка программы и проведение единой на всей территории страны финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики;

- направление финансовых потоков на реализацию приоритетных программ социально-экономического развития страны;

- разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения;

- создание отчета об исполнении федерального бюджета, а также консолидированного бюджета страны;

- управление внешними и внутренними долгами России;

- формирование и проведение единой политики страны по развитию финансовых рынков, а также использования государственных запасов драгоценных металлов и камней;


- разработка общей методологии формирования бюджетов всех уровней бюджетной системы России;

- участие в осуществлении государственного финансового контроля и т.д.

Министерство финансов РФ наделено правом на[10]:

- совместное проведение с Министерством экономики России экспертиз экономических проектов для предоставления финансирования на их осуществление;

- предоставление государственных гарантий по кредитам в пределах государственного долга, утверждаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;

- ограничение, приостановление, а иногда и пре­кращение государственного финансирования экономических субъектов при обнаружении фактов использования ими бюджетных средств не по целевому назначению, а также при непредставлении ими в установленные сроки сведений о расходовании ранее полученных бюджетных средств;

- взыскание с организаций и предприятий федеральных бюджетных средств, которые были израсходованы ими не по целевому назначению;

- организацию формирования Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ за счет средств федерального бюджета и оказание различной помощи за счет финансовых ресурсов этого фонда;

- выдачу кредитов из средств федерального бюджета субъектам РФ на возмещение временных кассовых разрывов с обязательным погашением этих ссуд в пределах бюджетного года;

- предоставление отсрочки и рассрочки налоговых платежей в федеральный бюджет в соответствии с действующим законодательством с уведомлением налоговых органов и ведением определенного реестра;

- выступление по поручению Правительства России официальным корреспондентом международных финансовых организаций, в состав которых входит Россия, а также иных иностранных контрагентов по финансовым операциям, осуществляемым Правительством РФ.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что сегодня Министерство финансов России представляет собой федеральный орган исполнительной власти, который обеспечивает проведение единой государственной финансовой политики и осуществляет общее руководство организацией финансов в стране.

    1. Структура Министерства финансов России

Структурными подразделениями Министерства финансов Российской Федерации являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства. Структура Министерства финансов России представлена на рисунке 1


Центральный аппарат

Министерства финансов РФ

Департамент бюджетной

политики

Департамент бюджетной политики в отраслях экономики

Департамент бюджетной политики в социальной сфере и науке

Департамент бюджетной политики в военной и правоохранительной сфере

Департамент межбюджетных отношений

Департамент международных финансов

Департамент налоговой и таможенной политики

Департамент финансового контроля

Департамент финансовой политики

Правовой департамент

Рисунок 1 – Структура Министерства финансов Российской Федерации

Каждый департамент также имеет свою структуру и состав.

С декабря 2011 года Министром Финансов Российской Федерации является Силуанов Антон Германович[11]. Глава Министерства финансов России обладает исключительным правом разрешить осуществление следующих действий[12]:

- утверждение сводной бюджетной росписи государственного бюджета;

- установление лимитов бюджетных обязательств для главных распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

- выдачу ссуд из ресурсов федерального бюджета;

- введение режима уменьшения расходов федерального бюджета при условии недостаточности поступлений не более чем на 5% установленных поступлений в государственный бюджет;

- распределение бюджетных ассигнований между главными распорядителями средств бюджета, разделами, подразделами и статьями функциональной и экономической классификаций расходов бюджетов в границах 10% установленной нормы расходов;

- установление блокировки бюджетных расходов и отмена установленной блокировки.

Кроме этого глава Министерства финансов может установить запрет для распорядителей бюджетных средств менять целевое назначение использования этих средств в пределах установленной сметы, если он получил представление от Счетной палаты России или Федерального Казначейства, содержащее свидетельство о нарушении норм бюджетного законодательства соответствующими распорядителями бюджетных средств.

Министр финансов России самостоятельно назначает уполномоченных лиц по федеральному бюджету в органы власти и бюджетные организации в случае обнаружения фактов нецелевого использования средств государственного бюджета. Назначенное им уполномоченное лицо получает все полномочия главного распорядителя и получателя федеральных бюджетных средств.