Файл: Министерство Финансов РФ (Становление и сущность Министерства финансов в России).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Характеристика Министерства финансов РФ
Глава 2. Участие Министерства Финансов России в управлении
2.1. Управление финансами как одна из составляющих финансовой политики государства
2.2. Функции и полномочия Министерства финансов России в управлении финансами
2.2. Функции и полномочия Министерства финансов России в управлении финансами
Среди всех органов управления финансами выделяется Министерство финансов своим комплексным характером своих функций, направленных в разные стороны финансовой деятельности государства. Этот государственный орган исполнительной власти обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в России и координирует деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти.
В области управления государственными финансами Министерство финансов решает следующие задачи[24]:
- разрабатывает и реализует единую государственную финансовую политику;
- составляет проект и занимается исполнением федерального бюджета;
- осуществляет финансовый контроль над рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов;
- обеспечивает устойчивость государственных финансов и осуществляет меры по развитию финансового рынка
Министерство финансов РФ выполняет следующие функции:
- участвует в работе по составлению долговременных и кратковременных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определяет потребность в государственных централизованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;
- организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации;
- обеспечивает исполнение федерального бюджета, а так же государственных федеральных внебюджетных фондов;
- разрабатывает с участием Министерства РФ по налогам и сборам, Федеральной налоговой службы РФ предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;
- принимает участие в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране;
- разрабатывает предложения по формированию и развитию финансового рынка;
- разрабатывает проекты программ внешних заимствований РФ;
- управляет государственным внутренним и внешним долгом РФ.
В рамках управления финансами государства Минфин России наделен достаточно широкими полномочиями:
- запрашивать и получать от федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимые для осуществления его функций материалы и документы;
- получать от предприятий и организаций документы, необходимые для осуществления контроля над расходованием средств, выделяемых из федерального бюджета;
- ограничивать, приостанавливать и прекращать финансирование из федерального бюджета при выявлении фактов нецелевого использования выделяемых средств;
- взыскивать средства федерального бюджета, израсходованные не по целевому назначению, с наложением на виновных штрафа;
- давать обязательные для исполнения указания по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины и т.д.[25]
Важным подразделением Министерства финансов в области управления финансами является Главное управление федерального казначейства. В настоящее время создана единая централизованная система органов Федерального казначейства, которая включает в себя Главное управление Федерального казначейства, управления казначейства по субъектам РФ и отделения казначейства в регионах. Систему казначейства образует вся совокупность органов казначейства.
Основными задачами органов Федерального казначейства Российской Федерации являются[26]:
- организация исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также установление контроля над их исполнением;
- управление доходами и расходами финансовых средств на банковских счетах Казначейства;
- установление контроля над финансовыми отношениями между бюджетами различных уровней, а также внебюджетными фондами, регулирование поступления и расходования внебюджетных ресурсов;
- накопление и систематизация информации о финансовом состоянии государственных фондов, предоставление вышестоящим органам государственной власти сведений о проведенных финансовых операциях, о размерах и использовании государственных внебюджетных фондов, а также о состоянии всей бюджетной системы;
- составление краткосрочных прогнозов объемов поступления финансовых ресурсов в бюджет государства, оперативное управление этими средствами в установленных пределах государственных расходов;
- управление и обслуживание совместно с Центробанком России, а также иными уполномоченными банковскими организациями, внешнего и внутреннего государственного долга страны;
- создание инструкции и правил ведения учетных операций, разработка проектов бюджетной классификации, ведение бухгалтерских операций по учету средств государственной казны.
Система органов казначейства, исходя из поставленных перед ней задач, обеспечивает[27]:
- финансовое исполнение федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов;
- учет операций по движению государственных ресурсов, находящихся в ведении Правительства РФ;
- сбор, обработка и анализ данных о состоянии государственных финансов;
- контроль над поступлением и целевым использованием государственных финансовых ресурсов;
- ведение сводного реестра распорядителей государственных финансовых ресурсов;
- краткосрочное прогнозирование размеров государственных ресурсов;
- краткосрочное планирование государственных финансовых ресурсов;
- распределение доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации;
- учет взаимных расчетов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации;
- регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации;
- совместная работа с ЦБ РФ и Министерством РФ по налогам и сборам и иными государственными органами власти и управления для улучшения исполнения федерального бюджета;
- обслуживание совместно с Банком России и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга.
Одной из главных функций казначейских органов является контрольно-ревизиционная работа по контролю над расходованием бюджета на всех уровнях. Органы казначейства осуществляют предварительный и текущий контроль по операциям с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, кредитных организаций и иных участников бюджетного процесса[28].
2.3. Финансовый контроль Министерства финансов России
Министерство финансов РФ является главным органом, обеспечивающим эффективное функционирования системы управления финансами в стране, и обладает широкими контрольными полномочиями в данной сфере. Оно контролирует рациональное и целевое использование бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями, проверяет составленные ими сметы. В пределах своей компетенции Минфин проводит комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета. Он организует проверки и ревизии получателей государственных гарантий, бюджетных кредитов, ссуд и инвестиций. К его функциям относится составление отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджета РФ, а также разработка единой методологии отчетов об исполнении бюджетов всех уровней. Все управления и отделы Минфина осуществляют финансовый контроль в пределах своей компетенции[29].
Значительный объем контрольной работы выполняет Контрольно-ревизионное управление Минфина России. Оно через главного контролера, контролеров-ревизоров и ревизоров финансовых органов контролирует соблюдение бюджетного законодательства и финансовой дисциплины министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями.
В задачи этого Департамента входит контроль над:
- исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- организацией денежного обращения;
- использованием кредитных ресурсов;
- состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов;
- предоставлением налоговых льгот и преимуществ.
В этих целях проводятся документальные ревизии и проверки финансовой деятельности, истребуются денежные документы и суммы наличных денежных средств, а также разъяснения по финансовым операциям и т.д. При обнаружении нарушений финансовой дисциплины перед соответствующими руководителями должностные лица Контрольно-ревизионного управления ставят вопрос об отстранении виновных от должности с передачей дела следственным органам. Непосредственные меры административного воздействия на виновных они применять не вправе.
В каждом субъекте Российской Федерации функционируют свои территориальные контрольно-ревизионные органы, которые осуществляют последующий финансовый контроль на подведомственной ему территории. В их обязанности входит:
- контроль над целевым использованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов;
- проведение документальных ревизий и поверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности по предоставлению мотивированных постановлений правоохранительных органов;
- организация и контроль над своевременным устранением выявленных в ходе проверок нарушений, а также уплатой нарушителями возмещения ущерба и др.
Кроме перечисленных обязанностей территориальные контрольно-ревизионные органы наделены следующими правами[30]:
- осуществлять проверки в ревизуемых организациях денежных, бухгалтерских и иных документов;
- получать от должностных лиц ревизуемых организаций необходимые объяснения по всем возникающим вопросам;
- получать от органов государственной власти и местного самоуправления, а также организаций данные, которые требуются им для осуществления возложенных на них полномочий;
- направлять предложения о приостановлении и прекращении финансирования ревизуемых организаций в случае выявления фактов нецелевого использования бюджетных средств, а также непредставления ими бухгалтерских документов, подтверждающих использованием этих средств;
- ставить вопрос об отстранении от работы должностных лиц, которые виновны в выявленных нарушениях, передавать материалы проверок и ревизий в правоохранительные органы и т.д.
Заключение
В заключении хотелось бы отметить, что управление финансами – это главное направление финансовой политики государства, целью которой является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества.
Главная функция любого государства - управление финансами. Цель управления финансами - финансовая устойчивость экономики и финансовая независимость государства. Более конкретные цели представляются сбалансированностью бюджета, оптимизацией государственного долга, устойчивостью национальной валюты, гармонизацией экономических интересов государства и его граждан.
Сегодня для управления финансами в Российской Федерации сформирована достаточно масштабная система органов. Субъектами общего управления финансами в Российской Федерации являются высшие федеральные органы власти – Президент России, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации. К органам оперативного управления относят Министерство финансов, систему федерального казначейства, федеральную налоговую службу, федеральную таможенную службу, территориальные финансовые органы и др.
Важнейшими финансовыми органами, разрабатывающими финансовую политику государства и осуществляющими управление финансами, выступают Министерство финансов РФ и его органы на местах.
Министерство финансов является главным исполнительным органом в управлении финансами РФ. Всех министров назначает председатель правительства. Министерство финансов является самостоятельным финансовым учреждением, но в тоже время подведомственно правительству РФ.
В области управления государственными финансами Министерство финансов решает следующие задачи:
- разрабатывает и реализует единую государственную финансовую политику;
- составляет проект и занимается исполнением федерального бюджета;
- осуществляет финансовый контроль над рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов;