Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
Характерно то, что в трудах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на революционное, насильственное изменение строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и другие). Нашло это положение отражение и в Декларации независимости ПИТА.
Отмечая прогрессивность многих положений теории общественного договора, которая противостояла феодальному сословному государству, царящему в данном обществе произволу, неравенству людей перед законом, следует указывать и на то, что, кроме чисто умозрительных построений, нет убедительных научных данных, подтверждающих истинность этой теории. Возможно ли представить возможность того, что сотни тысяч людей могли договориться между собой при наличии острых социальных противоречий между ними и при отсутствии уже существующих властных структур? Игнорирует эта теория и необходимость экономических, материальных предпосылок для того, чтоб могло появиться государство.
Вместе с тем, надо иметь в виду и то обстоятельство, что объединение людей требует их взаимного согласия, и это определяет то положительное значение, которое имеет данная теория.
3.7. Историко-материалистическая теория
Появление данной теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, почти всегда забывая их предшественников, таких, как Л. Морган. Смысл этой теории заключается в том, что возникновение государства является результатом естественного развития первобытного общества, развития, в первую очередь экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но также и определяет социальные изменения общества, которые представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.
Историко-материалистическая концепция содержит в себе два подхода. Один из них, господствовавший в советской науке, главную роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримости классовой борьбы: государство возникает как следствие этой непримиримости, как оружие подавления господствующим классом других классов. Второй подход исходит из того, что в результате экономического развития усложняются само общество, его производительная и распределительная сферы, его «общие дела». Что требует совершенствования управления, это и приводит к возникновению государства.
Именно историко-материалистическая теория включает в себя строго научные основы. При всем этом, как будет показано ниже, оба ее направления правомерны, поскольку в разных исторических условиях решающее значение в качестве причин появления государства могут приобретать как классовые антагонизмы, так и необходимость решения общих дел, совершенствования управления обществом, специализации этого управления как формы разделения труда В 80-90-е гг. в отечественной науке произошел существенный сдвиг в изучении вопросов происхождения государства и права.
-
- . Материалистическая (классовая) теория
Основные положения этой теории изложены в работах Ф. Энгельса ("О происхождении семьи, частной собственности и государства") и К. Маркса. Она характеризуется двумя аспектами. Первое- это то, что государство возникает как продукт непримиримости, классовой борьбы, как орудие подавления господствующим классом других классов. Второе - в результате экономического развития усложняется само общество, его производительная и распределительная сфера. Что требует совершенствования управления, это и приводит к возникновению государства. Материалистическая теория выделяет три основные формы возникновения государства:
- афинская - государство возникло непосредственно и преимущественно из классовых противоречий, формирующихся внутри общества;
- римская - родовое общество постепенно превратилось в замкнутую аристократию, изолированную от многочисленной и бесправной плебейской массы, которые побеждают, а на развалинах возникает государство;
- германская - государство возникает как следствие завоевания обширных территорий, господство над которыми при существующем до государственном строе было невозможным.
Принципиальными положениями материалистической теории являются классовая структура общества и экономическая обусловленность права. Право рассматривается как продукт классового общества и в нем находит свое отражение воля экономически господствующего класса.
Характерные признаки государства:
- организация публичной власти;
- организация всеобщего властвования на определенной территории;
- организация принудительного насилия;
- организация, существующая за счет налогов;
- суверенная организация (внутренний и внешний суверенитеты)[[6]].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Опыт исторического развития показывает, что причины происхождения общества и государства нужно искать во всей совокупности закономерностей, порождающих индивидуальную и общественную жизнь человека. Здесь основная задача заключается в том, чтобы не отрицать разнообразие научных подходов к предмету исследования, а суметь объединить их объективные выводы в общую теорию, объясняющую сущность явления не с одной стороны, а во всем разнообразии его проявлений в реальной жизни.
В связи с этим имеют полное право на существование и органическая, и психологическая теории происхождения государства, поскольку ими исследуются биологические и психологические особенности человека как члена общества и гражданина государства, а общество и государство как система взаимодействующих биологических видов, наделенных волей и сознанием. Развитие общества и образование государства в силу экономических причин невозможны без участия психики человека и его физических усилий.
В человеке сосредоточено множество интересов: экономических, социальных, политических, нравственных, религиозных и других, однако все они в итоге реализуются лишь через физиологию и психику.
Пестрота и противоречивость прогрессивных научных представлений о происхождении государства вполне объяснимы. Главное же состоит в том, что все они концентрируют внимание на человеке как стержне общества и государства.
Рассматривая основные закономерности возникновения государства и права можно сделать вывод в том, что любое государство, вместе с решением классовых задач в обществе, выполняет и общечеловеческую миссию. Без которой невозможно существование ни одного общества.
Общечеловеческое предназначение государства заключается в том, чтобы помочь обществу преодолеть противоречия, найти “нити” согласия и сотрудничества разных слоев населения, общественных сил. Государство выступает также как организация политической власти общества. Для нашей страны и для стран ближнего зарубежья государство на данном этапе своего развития соответствует уровню развития демократии, характеризующейся гласностью, многопартийноситью, свободными выборами, разделением властей, верховенством закона, охраной прав и свобод личности, наличием независимого суда.
Демократические государства опираются на право, высшее назначение которого это признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Право является системой общеобязательных юридических норм, выражающих интересы общества.
Государство официально устанавливает права и обеспечивает их выполнение. Право же, выражая государственную волю, регулирует общественные отношения, оно проводит в жизнь политику государства, право регулирует поведение людей в государстве, имеет общеобязательный характер. Не государство создает и предоставляет личности права, а она сама их имеет от рождения и обязанность государства – признавать и осуществлять эти права.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Венгеров А.Б. Теория государства и права, учебник для юридических ВУЗов. – М.: Новый Юрист, 1998.
2. Алексеев С.С. Теория государства и права, учебник для ВУЗов. - М: Норма- М, 2004.
3. Лазарев В.В. Общая теория государства и права, учебник для ВУЗов - М.: ИНФРА-М, 2000.
4. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях, Учебник для ВУЗов – М.: Юрайт, 2001.
5. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права.- М.: ИНФРА- М, 2002.
6. Марченко М.Н.Теория государства и права,Учебное пособие для ВУЗов. –М.:Юристъ, 2006
7. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов – М.: ИНФРА-М, 2003.
8. Марченко М.Н.Теория государства и права, курс лекций, – М.: Зерцало, 2004.
9. Иванов А.А. Теория государства и права: Учеб. пособие для ВУЗов– М.: ЮНИТИ-ДАНА,Закон и право, 2007.
10. Марченко М.Н. Теория государства и права, Учебник для ВУЗов - М.: Зерцало, ТЕИС, 2001.
11. Пиголкина А.С.Общая теория государства и права.Учебник для ВУЗ ов, - М.; Манускрипт. 2000.
12. Хропанюк В.Н.Теория государства и права, Учебник для ВУЗов– 2-е изд., доп. и испр.. – М.: ИНТЕРСТИЛЬ: Омега-Л, 2005
13. Бабаева В.К.Общая теория права,Учебник для Юридических ВУЗов. М., Юристъ, 2002
14. Венгеров А.Б. Теория государства и права.Учебник для ВУЗов Вып. 1.-М., 2002.
15. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права,учебник - М.: Проспект, 2001
16. Хропанюк В. Н. Теория государства и права, Учебник для ВУЗов М.; Отечество. 2003.
17. Марченко М.Н. Теория государства и права, Учеб. для вузов – 2-е изд., перераб. и доп.. – М.: Велби; Проспект, 2007.
18.Мухаев Р.Т. Теория государства и права: Учеб. для вузов. – М.: ПРИОР, 2002
19.Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник – 4-е изд. – М.: Омега-Л, 2007.
20. Лысенко В.А Теория государства и права, Курс лекций по теории государства и права. Б., 2009.
-
. Венгеров А.Б. Теория государства и права, учебник для юридических ВУЗов. – М.: Новый Юрист, 1998.-с237 ↑
-
. Венгеров А.Б. Теория государства и права, учебник для юридических ВУЗов. – М.: Новый Юрист, 1998. -с213 ↑
-
Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов – М.: ИНФРА-М, 2003. -с125 ↑
-
Хропанюк В.Н.Теория государства и права, Учебник для ВУЗов– 2-е изд., доп. и испр.. – М.: ИНТЕРСТИЛЬ: Омега-Л, 2005. -с314-316 ↑
-
Бабаева В.К.Общая теория права,Учебник для Юридических ВУЗов. М., Юристъ, 2002. –с101 ↑
-
Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях, Учебник для ВУЗов – М.: Юрайт, 2001. –с189 ↑