Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
Исходными чертами государства является то, что оно есть:
- явление общественное;
- явление политическое;
- представляет собой систему, так сказать, целостность, имеющую свой состав и свою структуру, которая ориентирована на решение определенных задач.
В целом же понятийную характеристику государства следует проводить по двум направлениям:
- "по вертикали" - отличие государства от органов власти общинно-родового строя;
- "по горизонтали" - отличие государства от других политических организаций общества.
От органов власти первобытного общества государство отличают следующие признаки:
- признак "публичной" власти. Вообще-то публичной, то есть общественной, является всякая власть, но в этом случае в данный термин вложен специфический смысл, а именно то, что государство как субъект, носитель власти функционально отдалено от своего объекта (общества), отчуждено от него (власть организована по принципу "субъект - объект"). Этот момент проявляется в существовании профессионального государственного аппарата. В то время как органы власти первобытного общества были организованы по принципу самоуправления и находились как бы внутри самого общества, то есть объект и субъект власти совпадали (полностью или частично). Фридрих Энгельс заметил, что родовой старейшина "стоит внутри общества", в то время как монархи и другие государственные деятели "вынуждены пытаться представлять собой нечто вне его и над ним". Получается, что одним из основных признаков государства является то, что оно представляет собой аппарат публичной власти. С позиций этого признака государство характеризуется как организация политической публичной власти;
- в родовом обществе люди управлялись, можно сказать, будучи объединены по признаку кровного родства. В государственно-организованном же обществе непосредственно организуются и осуществляются социальные процессы, происходящие на определенной (государственной) территории: люди попадают под власть государства в целом или государственного органа, управляющего той или иной административно-территориальной единицей, постольку, поскольку они находятся на их территории, то есть власть государства организуется по территориальному принципу, и в этом смысле государство есть страна.
3.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ
Вот уже третье тысячелетие люди живут в условиях государственно-правовой действительности: они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, соотносят свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в далекой древности они стали задумываться над вопросами о путях и причинах возникновения государства и права. Людьми было создано множество разных теорий, по-разному отвечающих на такие вопросы. Разнообразие этих теорий объясняется различиями исторических и социальных условий, в которых существовали их авторы, множеством идеологических и философских позиций, которые они занимали.
По всей видимости, не имеет смысла рассматривать точки зрения, исходящие из непознаваемости путей возникновения и сущности государства и права, а также концепции, отождествляющие государство и общество, полагающие, что государство и право - явления вечные, присущие любому социуму, поскольку появляются вместе с ним. Рассмотрим и проанализируем теории, различающие государство и общество и выделяющие происхождение государства и права в качестве специфической проблемы.
3.1 Теологическая теория
Одна из первых теорий происхождения государства и права- теологическая теория, объясняющая их возникновение божественной волей. Ее представителями и последователями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (например, Фома Аквинский - XIII в.), идеологи ислама и современной католической церкви (неотомисты- Жак Маритен и другие). Теологическая теория не показывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли (ведь она может укладываться в любую из последующих концепций). В это же время она защищает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от Божьей воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.
Теологическую теорию нельзя доказать, также, как и нельзя прямо опровергнуть: ведь вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего Разума и т.п., то есть это в конечном итоге вопрос веры.
3.2 Патриархальная теория
Данная теория также возникла еще в древности: ее основателем был Аристотель (III в. до н.э.), однако подобные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (например, Фильмером, Михайловским и другими).
Смысл этой теории заключается в том, что государство возникает из разрастающейся с каждым поколение семьи. Глава данной семьи становится главой государства - монархом. Таким образом, его власть - это продолжение власти его отца, монарх же является отцом для всех своих подданных. Из патриархальной теории (как и из теологической) естественно вытекает вывод о том, что всем людям необходимо подчиняться государственной власти и ее законам.
Основные положения патриархальной теории решительно опровергнуты современной наукой. Нет ни единого исторического свидетельства подобного способа возникновения государства. Напротив, установили, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытно - общинного строя. Так же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро утрачиваются.
Вместе с этим данная теория привлекает внимание к семье. Семья – это мельчайшая частица общества, ведь само ее существование, ее форма влияют на эволюцию общества, создают определенные предпосылки для появления государства.
3.3 Органическая теория
Данная теория возникла в XIX в. В связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные теории высказывались и значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон, сравнивали государство с организмом, а законы государства - с процессами в человеческой психике.
Появление дарвинизма приводит к тому, что многие юристы, социологи стали сопоставлять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) социальным процессам.
В соответствии с органической теорией, само же человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие привело к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый целостный организм - государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя право, как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы - внешние (оборона и нападение).
Некорректность органической теории происхождения государства и права определяется следующим. Все существующее имеет различные уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется свойственными этому уровню законами (квантовой и классической механики, химии, биологии и т.п.). И так же, как нельзя объяснить эволюцию животного мира исходя только лишь из законов химии или физики, так невозможно распространять биологические законы на развитие человеческого общества. Однако некоторые положения органической теории имеют место быть в качестве аналогов для понимания процессов, связанных с возникновением государства.
3.4 Теория насилия
Эта теория также возникла в XIX в. Ее представителями и последователями были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. Они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления поверженного племени и создавался государственный аппарат, принимались нужные законы. Появление государства, таким образом, рассматривается как осуществление закономерности подчинения слабого сильному. В своих рассуждениях сторонники этой теории опирались на известные исторические факты, когда многие государства появились именно в результате завоевания одним народом другого (венгерское, ранне-германское и другие государства).
Давая оценку этой и следует отметить, что она описывает лишь один из частных случаев возникновения государства. Однако для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который бы позволял содержать государственный аппарат. Если такой уровень не будет достигнут, то никакие завоевания сами по себе не смогут привести к возникновению государства. И для того, чтоб государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны созреть внутренние условия, что имело место при возникновении венгерского или германских государств. Государство приобретает либеральные черты. Постепенно в нем развивается институт парламентаризма и появляется "современное культурное государство". Однако в основе такого характера развития событий, по его мнению, лежит насилие. Во многом противореча своим убеждениям, он не считал современные ему капиталистические государства инструментами насилия[[5]].
3.5 Психологическая теория
Представителями этой теории, возникшей также в XIX в., были Г. Тард, Л.И. Петражицкий и другие. Они связывали возникновение государства и права с проявлением свойств человеческой психики: потребностью в подчинении, в подражании, в осознании зависимости от элиты первобытного общества, сознании справедливости определенных вариантов действия и отношений и прочего.
Естественно, что социальные закономерности реализуются посредством человеческого поведения, деятельности. Поэтому свойства человеческой психики оказывают определенное влияние на реализацию этих закономерностей. Но, с одной стороны, это влияние не является решающим, а с другой - сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. Поэтому именно эти условия и должны учитываться в первую очередь.
Теория общественного договора (естественного права)
Эта теория была сформулирована в работах ранне-буржуазных мыслителей: Г. Греция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Б. Спинозы, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и других, то есть в ХVII-ХVIII вв. По данной теории до возникновения государства люди находились в «естественном состоянии», которое трактовалось разными авторами по-разному (безграничная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие - «золотой век» и т.п.). В большинство концепций входит идея «естественного права», то есть наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Природы или от Бога. Но в процессе эволюции человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других, так нарушается порядок и возникает насилие. Для того чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди вынуждены заключить между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав. Эти положения нашли выражение в конституциях ряда западных государств. Так, в Декларации независимости США (1776 г.) говорится: «Мы считаем самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых...».