Файл: Теории происхождения государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос о происхождении государства будоражил умы теоретиков всех времен, начиная с глубокой древности и оканчивая современностью. На протяжении веков выдвигались различные мнения и теории о происхождении государства.

Вопрос происхождения государства и права остается актуальным и сегодня. В мире всегда существовало и существует много различных теорий, объясняющих процесс появления и развития государства и права. Это очень естественно и понятно, так как каждая из них отражает разные взгляды и суждения разных групп, слоев, наций и непосредственно других социальных общностей на этот процесс. Или взгляды и суждения одной и той же социальной общности на различные аспекты этого процесса становления и развития государства и права.

Актуальность выбранной мной темы вызвана тем, что обобщение теорий происхождения государства и права позволяет четко определять все присущие им функции- основные направления их деятельности, точнее установить их места и роли в жизни общества и политической системы.

Цель работы – изучить теории происхождения государства и их всесторонний анализ. Обобщить полученные сведения.

Задачи работы:

- выделить причины и основы происхождения государства;

- рассмотреть основные теории возникновения государства, их методологическое значение в современной науке.

- обобщить общие закономерности возникновения государства.

С учетом всех задач данного исследования определена его структура. Работа состоит из введения, основной части, заключения и библиографического списка. Основная часть, в свою очередь, состоит из трёх глав, в каждой из которых последовательно решаются поставленные в начале работы задачи. В заключении подводятся определенные итоги исследования, а библиографический список знакомит с перечнем литературы, использованной мной при подготовке и написании данной курсовой работы.

В качестве предмета исследования выступила теория происхождения государства и права.

Теория государства и права очень тесно связана с историей государства и права. С учетом выше изложенного для решения поставленных задач мной использовалась литература по курсу теории государства и права, а также истории отечественного государства и права и истории государства и права зарубежных стран.

Чтобы решить заявленные задачи, мне необходимо было исследовать и изучить значительный круг литературы, как источниковедческой, так и учебной по курсу теории государства и права, а также истории государства и права. К числу основных источников относятся труды Алексеева В.Н., Венгерова А.Б. К числу работ непосредственно по теории государства и права относятся такие, как работа А.Б. Венгерова , В. Н. Хропанюка , А.П. Бутенко , Д.А. Керимова , коллективные работы под руководством В.В. Лазарева.


1. ПУТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Государство неразрывно и тесно связано с определенным этапом существования общества Возникновение государства - закономерный этап исторического развития общества, ознаменовавший переход от естественного к гражданскому обществу. В самой основе его становления лежит дифференциация - раздел труда из-за появления все новых общественных потребностей. Появление дифференциации привело непосредственно к быстрому числа профессий и эволюции орудий труда, что в свою очередь очень связано с увеличением количества производимой продукции и появлению излишков, это привело к появлению социальных неравенств - появлению частной собственности, богатых и нищих, управляемых и управляющих.

Пути возникновения государства - это общие закономерности эволюции государства у разных народностей. Различия в путях обусловлено тем, каким образом формировалась публичная власть у разных народов. ТГП выделяет три пути развития.

1.1 Восточный путь

Древнейшие государства появились на востоке. Государство было просто необходимо для объединения и сплочения огромных масс населения для осуществления совместной жизнедеятельности. Люди жертвовали частью своей свободы в обмен на выживание. Объединение живого труда способствовало росту общин, что приводило к тому, что аппарат управления складывался из племенной знати и выполнял одновремено с функцией управления также еще и функцию распределения. Лица, которые обладали властью, обладали еще и социальными привилегиями, они могли управлять государственной собственностью. Такая большая концентрация государственной собственности в руках определенной группы населения предполагает непосредственно деспотический характер власти - в отсутствии интереса к работе у большей части населения только деспотичная власть могла принудить к выполнению работы. Деспотия предполагала абсолютную монархию, а также и сохранение территориальной общины, которая была основным собственником земли и контролировала рабочие процессы на местах. Сохранение общины способствовало более медленному развитию такого общества. В данное время существовало три основных социально- классовых образования:

- разные категории лиц, которые были лишены средств производства, зависимые подневольные работники, в т.ч. и рабы;


- свободные мелкие производители- крестьяне, а также ремесленники;

- знать- господствующий социальный слой[[1]].

В религиозном осознании народа существовало мистическое отношение к государственной власти, правителя считали высшим, божественным существом. Признание высшего божественного авторитета, а, следовательно, и неограниченных деспотических полномочий властителя, было основополагающим, главным элементом восточной духовной культуры, религиозной идеологии, решающим в большей мере различные стороны жизнедеятельности древневосточных обществ. В массовом сознании людей властители наделялись всесильными, деспотическими полномочиями и правами не только в силу божественного характера своей власти - царственности, но и в силу отведенной им единоличной роли в поддержании его безопасности, правосудия, социальной справедливости в обществе[[2]].

1.2. Западный путь

На территории старой Европы главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на рабов, скот и землю. Это и способствовало формированию определенного института, защищающего права и интересы богатых собственников. Одновременно с этим появилась острая необходимость в обмене товарами - появились города-полисы. Начало новой демократической конституции в Афинах, предусматривающей разработанную процедуру принятия законов народным собранием, было заложено реформами Соломона и Клисфена. В Афинах, где была утверждена демократическая система законодательства, где право в глазах граждан было ассоциировано со справедливостью и разумом, сложилось своеобразное правовое государство, благами которого не могли только пользоваться иностранцы и рабы. Еще больший культ законоподчинения и права сложился в римском обществе. Безоговорочное следование республиканским законам было для римлян делом чести, а не только юридической обязанностью. Эту же связанность Римского республиканского государства собственными законами и правом в целом выразил выдающийся римский юрист Цицерон, который рассматривал государство не только как выражение общих интересов всех членов государства, но и как воссоединение многих людей, "связанных между собой согласием в вопросах права". Так получается, что идея правового государства берет свое начало и в республиканском Риме. Неслучайно именно в римском обществе, где законы рассматривали издавна как священные, была разработана самая совершенная в рамках древнего мира правовая система, которая имеа целостный и всеобъемлющий характер. Римское право впервые в истории выступало в качестве системного, тщательно проработанного, собственно правового образования. Классическое римское право – это самая вершина в истории права античности и древнего мира. Оно представляет собой одно из самых больших достижений античной культуры, влияние которого на последующее развитие и становление цивилизации и европейского права трудно переоценить[[3]]. Падение Римской империи значило гибель цивилизации. На смену ее пришли средние века и западноевропейское общество надолго было отброшено назад[[4]].


1.3. Синтезный путь

Этот путь был связан как с возникновением социального неравенства, так и с потребностью в кооперации, объединении. Необходимость в объединении была связана с опасностью извне. Внешняя опасность обуславливала сохранение в течении долгого времени органов прямой демократии (к примеру, вече в Древней Руси). Основная военная роль передавалась князю, что способствовало появлению у них дополнительных богатств впоследствии походов.

2. СООТНОШЕНИЕ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

Перед тем как начать размышления о соотношении таких объёмных понятий как общество и государство, необходимо на мой взгляд, дать определения этим понятиям.

Общество в глобальном смысле этого слова - это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; а в узком смысле - исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений (к примеру, общество, противопоставленное государству, у Гегеля)

Государство - это властно-политическая организация, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, а также устанавливающая правовой порядок на определённой территории.

Общество и государство — это не совпадающие понятия. Государство это лишь составляющая общества, поэтому общество- это более широкое понятие, а государство является только лишь политической частью общества.

Но не смотря на то, что понятия общества и государства так далеки друг от друга, у них есть и общие черты:

  1. Государство является инструментом, осуществляющим суверенную волю общества и всего народа;
  2. Государство выполняет свои функции посредством правовых инструментов;
  3. Государство и общество связаны взаимными правами, обязанностями и ответственностью;
  4. В процессе формирования органов государственной власти на них возлагаются ряд обязательств, которые укрепляются в Конституции, обязанностей перед социумом, разными социальными структурами, человеком и гражданином.

Конституцией определяются меры свободы и ответственности государства перед обществом, устанавливаются границы вмешательства государства в сферу жизни человека. Отличие демократического государства от другого главным образом состоит в том, что законы обязательны к исполнению непосредственно как для членов общества, так и для государства, включая все его ветви власти.


Естественные потребности человека на всех исторических этапах развития, как общества, также и государства заключались в общении, безопасности и дружбе, ведь без удовлетворения этих базовых потребностей, человек не может ощущать себя благополучным. В современном мире взаимодействие государства и общества соизмеримы и неотъемлемы. Но что же мы называем государством, а что обществом, и какое определение современники дают этому слову?

Общество в широком смысле – это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком же смысле - исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений.

Государство – это основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры.

Если сравнивать определения этих двух объемных по своему смыслу понятий, то мы увидим, что они оба основываются в первую очередь на идее того, что это группы людей, которых объединяет их общая цель.

В тоже время как прослеживаются общие черты между государством и обществом, так и имеется ряд различий между ними. Вот, например, общество появилось ещё в первобытное время, когда у людей возникла только необходимость того, чтобы защитить себя и свои материальные ценности от дикой природы. Необходимость государства же возникла только тогда, когда общество (племена) стали оседать каждое на определенных территориях и объявляли их своей собственностью.

В любом обществе, в любой тесно сплоченной группе людей всегда есть лидер, который и принимает ответственные и важные решения на благо этого общества, но его решения не всегда обязательны к выполнению. Самым суровым наказанием, которое мы можем видеть в обществе, является отречение от этого общества, изгнание. В государстве же применима целая система ряда наказаний, разработанная для сдерживания моральных норм и правил в его членах. Данные системы включают в себя ряд санкций, мероприятий наглядных наказаний за нарушение законов, специальные исполнительные аппараты воплощают эти наказания в жизнь. Я считаю, что самое главное отличие общества от государства- это наличие в последнем трёх ветвей власти: законодательной, исполнительно и судебной, это делает государство более разумным и нравственным аппаратом, чем общество.

Несмотря на явное преимущество государства по своему строению и функциям, общество, как отдельный механизм сплочённости людей, является более живучим механизмом, потому что государство, теряя свои атрибуты и характерные черты перестаёт существовать, а потребность людей в общении благодаря которому и создаётся общество всегда будет течь в жилах каждого человека.