Файл: Формы государственного устройства (союзные государства как особую форму государственного устройства и перспективы их развития).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В этом проявляется одно из сходств и различий федерации и конфедерации. Сходство заключается в принципиальном наличии у их субъектов суверенитета. Различие – в степени или уровне наличествующего суверенитета. Первое сближает федерацию как форму государственного устройства с конфедерацией. Второе отделяет их друг от друга, вынуждает рассматривать конфедерацию не как прототип союзного государства, а как некий перманентный союз государств.

Сходство федерации как формы государственного устройства с конфедерацией проявляется и в других отношениях. В зарубежных источниках вполне оправданно указывается, например, на то, что в основе образования и функционирования федерации и конфедерации лежат некоторые общие принципы.

В частности, принцип совмещения воли субъектов федерации и конфедерации с волей образуемого ими целого, с одной стороны, и принцип автономии субъектов федерации и конфедерации – с другой.

Поскольку конфедерация во многих случаях рассматривается как «отражение (выражение) федерализма», отмечается в связи с этим западными экспертами в области государственного устройства, и поскольку конфедерализм отражает общность некоторых принципов федерализма, таких, например, как принцип совмещения воль и автономии, то можно говорить не только и даже не столько о различии федерации и конфедерации, сколько об их общности и сходстве. С той, однако, разницей, что в условиях федерации основной акцент делается на принципе согласования воль, тогда как в условиях конфедерации – на принципе автономии.

Последнее вполне объяснимо, поскольку конфедерация всегда предполагает гораздо большую самостоятельность своих составных частей – субъектов, их более широкую автономию, чем федерация.

На общность принципов построения и функционирования федерации и конфедерации как факторов, объединяющих их, указывается также во многих других источниках. В них же нередко в утвердительной, констатирующей форме, а еще чаще в дискуссионном плане обращается внимание на то, что в условиях существования, как федерации, так и конфедерации центральная власть может иметь прямую связь с населением.

Сторонники точки зрения существования прямой связи центральной власти с населением в условиях конфедерации рассматривают ее как фактор, сближающий конфедерацию с федерацией, считают конфедерацию как форму объединения, стоящую ближе к национальной, нежели к международной, организации.

Противники данной точки зрения считают, что все обстоит как раз наоборот. В качестве объединяющего, а точнее, сближающего конфедерацию с федерацией фактора рядом исследователей рассматривается то обстоятельство, что конфедерация, даже в том случае, когда она представляется как «чисто» международная организация, нередко с течением времени перерастает в федерацию, являющуюся по своей природе «чисто» национальной организацией.


Примерами могут служить: конфедерация, существовавшая до перерастания ее в федерацию на территории США (1776–1789), конфедерация земель Германии (1815–1867), а также конфедерация, состоявшая из кантонов Швейцарии (1815–1848). Все эти государственные объединения, первоначально зародившись в форме конфедераций, в силу экономических, политических и иных многочисленных причин постепенно трансформировались в классические федерации.

Имея в виду данное обстоятельство, многие западные исследователи отнюдь не случайно именуют конфедерацию «сверхнациональной» (supranational) организацией, «имеющей федеральный конец», или же рассматривают ее в качестве такого союза или ассоциации, который «не вписывается» в сложившиеся представления ни о национальной, ни о международной организации.

С учетом всего сказанного конфедерацию можно весьма условно, с учетом принципов ее организации и перспектив ее развития, относить к формам государственного устройства, впрочем, как и к «чисто» классическим международным организациям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования были сделаны следующие выводы:

Среди множества ученых, правоведов такое понятие как форма государства понимается и трактуется весьма неоднозначно. Существует большое количество различных определений данного термина. Некоторые авторы считают что, форма государства является системой, которую представляет верховная власть в государстве. Таким образом форма государства это особый комплексный институт представляющий собой совокупность его высших признаков, определяющих порядок формирования и организацию высших органов государства, административно- или национально-территориальное устройство государства, а также приемы и методы осуществления государственной власти.

Исходя из перечисленных в работе множество понятий о государственном устройстве можно, сделать вывод о том, что государственное устройство-это внутренняя территориальная организация государства, то есть это способ его разделения на территориальные образования и систему взаимоотношений между центральной властью государства и территориальными образованиями.

Форма государственного устройства показывает:

- из каких частей состоит внутренняя структура государства;

- правовое положение этих частей и взаимоотношения их органов;

- как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;


- в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.

Территориальное устройство современных государств включает в себя в основном модели унитарного государства и федерации, при этом количество вторых значительно меньше количества первых. Большинство всех существовавших и ныне существующих государств унитарные. Это и понятно, ибо унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство. Унитарное государство представляет собой форму государственного устройства, обеспечивающую государственную целостность и включающую определенные территориальные образования, наделенные особыми полномочиями негосударственного характера. То есть в состав унитарного государства могут включаться помимо административно-территориальных единиц, автономии, а кроме того унитарное государство полностью может состоять из таких автономий, главное, чтобы данные территориальные организации не обладали статусом государственного образования.

Основными признаками унитарного государства являются: - простая форма территориального устройства; - общие для всей страны высшие представительные (парламент), исполнительные (правительство) и судебные органы; - единая система законодательства (нет деления на федеральное и региональное); - единая система государственных органов; - однопалатный парламент; - территория государства делится на административно- территориальные единицы (области, департаменты, округа, провинции, графства и др.), которые не обладают политической самостоятельностью; - единое гражданство; - мононациональный состав населения (например, Япония, Вьетнам, Монголия и др.); в составе унитарного государства могут находиться автономные образования, обладающие национальными, культурными, историческими и иными особенностями.

Понятие «федерация» пошло от латинского языка, и означало союз, объединение. В настоящее время понимание трактовка данного понятия зависит от конкретного случая. При формировании понятия «федерация» необходимо исходить из двух важных особенностей:

1) учитывать особенности общего понятия;

2) применять особенности по отношению к конкретному государству.

В строго научном смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре или конституции. Поэтому федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные государства. Некоторые авторы определяли её как одну из основных форм организации государства, имеющую сложную структуру, которая состоит из нескольких государств или государственно подобных образований, обладающих конституционно закреплённой политической самостоятельностью вне пределов ведения и полномочий общего государства в целом. Таким образом, можно сделать вывод, о том, что федерация как форма государственного устройства - представляет собой сложное, составное, состоящее из нескольких относительно самостоятельных государств или государственно подобных образований, обладающими признаками государственности, суверенное государство, власть которого исходит от отдельных его членов, связанных в одно государственное целое. Федерации строятся по территориальному, национальному и национально-территориальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства. Федерации также делят на симметричные и асимметричные, на договорные и конституционные федерации, дуалистическую и кооперативную.


Россия как федеративное государства является чуть ли не единственным федеративным государством в мире, примерившим на себе и реализовавшим практически все известные модели федеративного устройства. Поскольку любое федеративное государство состоит из частей, для него чрезвычайно важно достичь гармонии в отношении частей и целого. Федерацию всегда подстерегают две противоположные опасности: скатиться к унитарному государству в форме диктатуры, и распасться на независимые государства. Каждая из этих опасностей, имеющих определенную объективную основу, используется соответствующими политическими силами, согласование интересов которых возможно только в четких правовых установлениях, как в отношении самой федерации, так и ее субъектов.

Данную задачу и решает конституция, закрепляющая статус федерации и ее субъектов, то есть основы их взаимоотношений между собой. Все субъекты Российской Федерации наделены равными правами. Законодательно запрещена любая дискриминация или наделение особыми привилегиями того или иного субъекта.

Также в Конституции содержатся основные принципы, которые лежат в основе административно-- политического строя России. Основной из них - это целостность. Кроме того, важно соблюдать равноправие всех народов и национальностей, их право на национальное самоопределение и четкое распределение обязанностей федеральных и региональных органов власти. Все это позволяет разным субъектам федерации мирно и эффективно существовать в рамках одного государства и действовать в едином конституционноправовом поле. Конфедерация - это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств - членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты:

1. Кoнcтитуция Рoccийcкoй Фeдeрaции (c учeтoм пoпрaвoк, внeceнных Зaкoнaми Рoccийcкoй Фeдeрaции o пoпрaвкaх к Кoнcтитуции Рoccийcкoй Фeдeрaции oт 30.12.2008 № 6-ФКЗ, oт 30.12.2008 № 7-ФКЗ, oт 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Рoccийcкaя гaзeтa. – 25.12.1993. - № 237.

2. Зaкoн РФ oт 01.04.1993 N 4730-1 (рeд. oт 03.07.2016) «О гocудaрcтвeннoй грaницe Рoccийcкoй Фeдeрaции» (c изм. и дoпл. вcтуп.в cилу c 15.07.2016).

3. О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 17.12.2001№ 6-ФКЗ: офиц. текст по состоянию 31.10.2005 // Российская газета. - № 247. - 20.12.2001.


Литература:

  1. Беляева О. М. Теория государства и права в схемах и определениях / О.М. Беляева. - М.: Феникс, 2014. - С. 320
  2. Бошно Светлана Владимировна Государство // Право и современные государства. 2013. №6. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvo
  3. Братановский С. Н. Теория государства и права / С.Н. Братановский. - М.: Приор-издат, 2014. – С. 174.
  4. Бялт В. С. Теория государства и права : учебное пособие для СПО / В. С. Бялт. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — С. 123 — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10055-6.
  5. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учебник.-М.:НОРМА, 2017.-С.250
  6. Василенко А. И. Теория государства и права / А.И. Василенко, М.В. Максимов, Н.М. Чистяков. - М.: Книжный мир, 2018. – С. 384.
  7. Грачев Н.И. Государственный суверенитет и формы территориальной организации современного государства: основные закономерности и тенденции развития: монография./ Н.И. Грачев -М: Изд-во ВИЭ ,2009.-468 с.
  8. Казаков В.Н. Теория государства и права : учебник/научн.ред. Р.В. Шагиева, - Изд-во РААН, 2015.- С. 362.
  9. Казаков В.Н., Теория государства и права : учебник/научн.ред. Р.В. Шагиева, - Изд-во РААН, 2015.-С. 88- 89
  10. Карапетян Л. М. Федеративное устройство Российского государства: монография./ Л. М. Карапетян - М.: Норма. - 2011. – С. 230.
  11. Кистяковский А. Ф. Лекции по общему государственному праву: учебное пособие. / А. Ф. Кистяковский. - М.: 1912. - 190 с.
  12. Клименко А. В. Теория государства и права / А.В. Клименко, В.В. Румынина. - М.: Высшая школа, Мастерство, 2018. – С. 224.
  13. Колюшкина Л.Ю. Теория государства и права / Л.Ю. Колюшкина. - М.: Дашков и К , 2015. – С. 926.
  14. Коркунов Н.М. Сравнительный очерк государственного права иностранных держав. Ч. 1. Государство и его элементы. – СПб.: "Типография М.М. Стасюлевича", 1890 – С. 163.
  15. Марченько М.Н., Е.М.Дерябина., Теория государства и права: учеб.метод.пособие. -М.:Проспект, 2015.- С.173
  16. Мартышкин С. А. Союзы государств как ранняя форма территориального устройства: историко-управленческий аспект // Основы ЭУП. 2012. №6. Режим доступа: https://cyberleninka.ru
  17. Марченко М. Н. Теория государства и права: учебник. / М. Н. Марченко. - М.: Проспект. - 2015. - С. 640
  18. Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права / М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2016. - С. 766
  19. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник для вузов./ А.А.Мишин -М.: Статут.-2013.- С. 520.
  20. Мухаев Р. Т. Теория государства и права : учебник для СПО / Р.Т.Мухаев. — 3-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — С. 585— (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-8444-6.
  21. Грачев Н.И. Государственный суверенитет и формы территориальной организации современного государства: основные закономерности и тенденции развития: монография.-М.,2009.-С. 230
  22. Колоткина О.А., Ягофарова И.Д., Теория государства и права: учебное пособие.-Екб.,2015.-С75.
  23. Попова А.С. Идеальное государство: унитарное или федеративное? // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(40). URL: Режим доступа:
  24. Протасов В.Н. Теория государства и права : учебник и практикум для СПО / В. Н. Протасов. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — С. 495— (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00840-1.
  25. Раньжина И. Механизм Федерализации государств [Текст] // Общество: политика, экономика, право. 2011 № 6 С. 329
  26. Рыбаков В.А. Смешанная форма государственного устройства // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2013. №4 (37). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/smeshannaya-forma-gosudarstvennogo-ustroystva.
  27. Снетков В. Н. Соотношение понятий «форма» и «тип» государства в современных условиях / В. Н. Снетков// Проблемы права в современной России: Сборник статей международной межвузовской научно - практической конференции. СПб. : Изд-во СПбГПУ.- 2014.- С.151-154
  28. Снетков Виталий Николаевич, Фомина Наталия Александровна Классификация современных моделей федераций // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2010. №111. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-sovremennyh-modeley-federatsiy
  29. Трофимова И. О некоторых формах государственного устройства [Текст] // Российская юстиция. 2012. № 21. С. 6
  30. Фомина Н. А. Классификация форм государственного устройства/ Н. А. Фомина// Материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции. СПб. : Изд-во СПбГПУ. - 2010. - С. 15-16.
  31. Чиркин В. Е. Современное государство: монография./ В. Е Чиркин – М.: Юристъ. – С. 2012 – 330
  32. Шершеневич Г. Ф. Общая теория права: учебное пособие. / В. С. Шершеневич. - М.: Бр.Башмаковых. - 1912. –С. 548.
  33. Шершневич Г.Ф .Общее учение о праве и государстве. – М.: "Тип. Т-ва И.Д. Сытина", 1908 – С. 159.