Файл: Соотношение государства и гражданского обществ (Понятие, признаки, сущность гражданского общества)а.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие, признаки, сущность и структура гражданского общества
1.1. Понятие, признаки, сущность гражданского общества
1.2. Структура гражданского общества
Глава 2. Правовые основы формирования гражданского общества и его соотношение с государством
2.1. Правовые основы формирования гражданского общества
2.2. Соотношение гражданского общества и правового государства
А.И. Будов считает, что церковь, являясь религиозно-социальным институтом гражданского общества, осуществляет свою деятельность на основе свободного выбора гражданами религиозных конфессий вне зависимости от каких-либо внешних регламентаций, включая и государственные. Так в соответствии с ст. 117 ГК РФ «Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей». Религиозная организация (община, приход) образуются для совместного исповедания, совершения религиозных обрядов, обучения религии и религиозного воспитания и распространения веры, и т.д. Церковь на протяжении многих веков стремится социализировать человека. Важным общественным институтом в гражданском обществе, занимают профессиональные союзы. Однако, в нашей стране профсоюзы не имеют такого значения как в Европейских странах, это связано с тем, что произошло «сращивание» профсоюзного движения с структурами государственных институтов. Независимые средства массовой информации, являясь институтом гражданского общества, коммуникатором социальных, экономических и политических интересов людей, СМИ взаимодействуют с общественными и государственными институтами, оказывая влияние на процессы, происходящие в обществе. Основной функцией СМИ является «формирование и развитие общественного сознания с целью образования в людях социально-психологических качеств, взглядов и убеждений, отвечающих требованиям гражданского общества, основанного на демократизации и рыночных отношениях, и превращения убеждений в практические результаты в области материальной и духовной жизни»[34]. Либерализация СМИ, активизация деятельности негосударственных средств печати, радио, телевидения, расширение их вхождения в глобальную сеть Интернет обеспечивает гласность и открытость деятельности государственных органов, возможность активного участия в делах государства каждого способствует последовательному формированию сильного гражданского общества. Поэтому мы поддерживаем точку зрения Мирзаханов М. А. о том, что «являясь основными каналами массовых коммуникаций, СМИ могут быть использованы в качестве мощной силы, формирующей общественное сознание и оказывающей влияние не только на политическую культуру, но и на политическую идеологию»[35]. Однако СМИ как независимый институт может быть таковым только в случае экономической независимости от государства, но это возможно будет тогда, когда будут финансово независимы все институты гражданского общество, на которые может опереться независимое СМИ.
До сих пор нет единого мнения, о том, является ли местное самоуправление элементом гражданского общества. «Местное самоуправление – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций». Так например Савельев А.И. утверждает, что местное самоуправление является институтом гражданского общества. Бабун Р.В., Мальковец Н.В., Дуреев С.П., Дуреева Н.С. указывают на двойственную природу института, указывая на его роль как «промежуточного звена во взаимодействии гражданского общества и государства».
Таким образом, институциональный подход помогает выделить и описать отдельные факторы гражданского общества, но этого явно недостаточно для комплексного анализа структуры гражданского общества.
Системный подход структуры гражданского права предусматривает то, что Гражданское общество характеризуется определенными системными признаками: являясь разновидностью социальной управляющей и управляемой системой, она обладает стабильностью и динамизмом, суверенностью и иерархичностью, открытостью и адаптивностью, дифференцированностью. Гражданское общество состоит из экономической, политической и социальной, духовной элементов-подсистем. Которые в свою очередь также имеют свою структуру. Так сторонники социально-философский подхода (Бардин А. Л., Кокарева А.Н. Михайлова Е.В.) считают, что структура гражданского общества это совокупность различных сфер общественной жизни: социальной, политической, экономической, духовной, информационной и т.п.[36]. Дмитриев Ю.А., же утверждает, что в зависимости от уровней структуру гражданского общества подразделяют на личностную, культурную и социальную подсистемы.
Кирдина С.Г. предлагает рассмотреть структуру гражданского общества с точки зрения трехсекторной теории. Как в горизонтальной плоскости (собственно выделение трех секторов), так и в вертикальной, т.е. определение положения гражданского общества в общественной системе в целом. Сунгуров А.Ю отмечал, что «горизонтальное деление подразумевает существование трех равноправных секторов, выделяемых по приоритету деятельности. Первые два сектора включают в себя государственные и политические институты и деловые частные организации и предприятия. К этому в последнее время добавляется третий, или неприбыльный, сектор. Под неприбыльным сектором понимается совокупность (система) групп населения и организаций, не ставящих перед собой целей увеличения личного дохода непосредственно через участие в работе таких групп и организаций или через владение ими»[37].
Третий сектор рассматривают как сферу активности, развиваемую между семьей и более широкими бюрократическими секторами прибыльного бизнеса и правительства. В рамках этой концепции говорят о неприбыльном секторе, секторе добровольной активности, третьем секторе, неправительственном секторе. Для всех подобных организаций характерна деятельность ради общественного благополучия.
Вертикальное членение в рамках данной концепции указывает на наличие трех уровней - деятельностного, уровня гражданской активности (собственно гражданского общества) и уровня негражданского (криминализированного) сообщества. Считает Грудцына Л.Ю. что человек (народ) является часть структуры гражданского общества, является базовым элементом (атомом) этой подсистемы[38].
Деятельностный уровень в данном случае включает в себя все юридически оформленные связи и отношения, которые реализуются в рамках государства как политического института, экономических и бизнес-структур, неприбыльных организаций. Негражданское общество – это совокупность отношений во всех трех секторах, которые носят не просто неформальный характер, а имеют криминальную ориентацию. Между этими уровнями располагается гражданское общество, занимающее срединное – медианное, положение как сфера деятельности общества, протекающее, с одной стороны, в рамках правового поля, с другой - не подлежащие полной формализации и регулированию со стороны государства.
Однако структуру гражданского общества нельзя рассматривать в рамках только одного подхода, потому что каждый ученый, исследуя структуру как правило становится сторонником одного подхода, поэтому ставит свои цели и действуют в определенном направлении. Так сторонники интегрального подхода (С.А. Борчикова, В.И. Моисеева, В.О. Шелекет) рассматривают гражданское общество как совокупность институционной, регулятивной, коммуникационно-функциональной и духовной подсистем. Так, например, при интегральном подходе гражданское общество рассматривается как единая систематизированная система. Институционная подсистема выделяет следующие элементы гражданского общества: индивид (гражданина, личность); политические и неполитические общественные объединения, социальные группы и общности.
Регулятивными элементами гражданского общества являются социальные нормы: нормы морали, традиции, обычаи, корпоративные нормы и др.
По мнению Н.В. Мотрошиловой «коммуникативно-функциональную подсистему составляют социальные отношения в различных сферах общественной жизни, выраженных в разнообразных формах социальной активности и образующие социальные процессы»[39]. Духовная подсистема гражданского общества подразумевает совокупность социальных ценностей субъектов гражданского общества, отражающих уровень гражданской культуры. Но для структуры нашего гражданского общества комплексный подход недостаточен, это связано с спецификой гражданской активности населения.
По мнению Позднякова Э.А. «В РФ гражданское общество стало сферой общественных отношений, противоположной (а не независимой) государству, посредством которой происходит аккумуляция, агрегирование, артикуляция и защита интересов граждан перед государством. Конечно, данное понимание ограничивает сферу гражданского общества до определенного рода структур, которые не охватывают всех граждан, но при общей гражданской апатии и пассивности, вряд ли возможно иное»[40].
Характеризуя структуру гражданского общества, Гаврилов А.В. выделил следующие признаки:
- гражданское общество социально, так как это в первую очередь отношения между людьми, группами людей, общностями;
- гражданское общество автономно, то есть независимо от государства;
- в гражданском обществе вопросы решаются цивилизованным способом, учитываются интересы других людей, групп люде и общества в целом, действовать. Жизнедеятельность гражданского общества всегда в рамках права;
- гражданское общество построено на принципах добровольности, диспозитивности. Гаврилов А.В. отметил, что гражданскому обществу «наиболее соответствует ему добровольные некоммерческие организации (благотворительные, правозащитные, волонтерские и т.п.), группы интересов секционного (профсоюзы, предпринимательские, крестьянские ассоциации) или целевого (культурные, спортивные) характера, а также социальные движения (экологические, антивоенные и т.п.)»[41]. Но стоит отметить, что многие ученые не смотря, на то, что поддерживают разные точки зрения в отношении понятия и структуры гражданского общества едины во мнении о том, что грань между гражданским обществом и другими сферами, а значит и между действующими в их рамках организациями размыта.
Потому Сунгуров А.Ю. предлагает ввести в понятие структуру гражданского общества пограничные (гибридные) формы: политические партии, бизнес-сообщества, средства массовой информации, местное самоуправление, деятельность которых влияет на создание, формирование и функционирование гражданского общества. К той же пограничной сфере можно отнести и органы местного самоуправления, выражающие «низовые» интересы и занимающие промежуточное место между органами государственного самоуправления и общественной самоорганизацией. Так ученый утверждает, что пограничными структурами можно считать и средства массовой Можно сделать вывод, что структуры гражданского общества не имеют универсальных определений. Вне зависимости от используемого подхода, а также исторического периода структурами гражданского общества оказываются организации, институты и т.п., которые выполняют в данном случае функции посредника между обществом и государством[42].
Таким образом, анализ структуры гражданского общества показывает сложность определения как структуры в целом, так и отдельных ее составляющих. Предлагаемая модель актуальна для российских условий, где гражданское общество выполняет функцию институализированного посредника между обществом и государством.
Глава 2. Правовые основы формирования гражданского общества и его соотношение с государством
2.1. Правовые основы формирования гражданского общества
Под правовой политикой принято понимать «целенаправленную, систематизированную, комплексную, научно-обоснованную деятельность по формированию и реализации политической воли государства и субъектов гражданского общества в достижении определенных целей в сфере реформирования общества на основе создания и повышения эффективности механизма правового регулирования.
Объектом регулирования правовой политики является политико-правовые отношения между людьми, группами лиц, общностями связанные с развитием гражданского общества. Основной целью правовой политики является формирование гражданского общества, системы права как совокупности отраслей права направленной на детальное правовое регулирование отношений во наиболее важных сферах жизнедеятельности гражданского общества (социальной, семейной экономической, политической, культурной, и др.).
Специфика правовой политики, по мнению Бялта В.С. состоит в том, что «её реализация может быть представлена в использовании правовых средств, определяющих содержание и реализацию внеправовых средств, представленных в осуществлении институтами гражданского общества организационных и технических мероприятий, которые для удовлетворения своих собственных интересов, достижения определённых целей и разрешения задач, последовательно и цивилизованно используют все имеющиеся средства». Стоит отметить, что правовая политика является частью общей политики, поэтому государство реализует ее через федеральные, региональные и органы местного самоуправления[43].