Файл: Соотношение государства и гражданского обществ (Понятие, признаки, сущность гражданского общества)а.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 160
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие, признаки, сущность и структура гражданского общества
1.1. Понятие, признаки, сущность гражданского общества
1.2. Структура гражданского общества
Глава 2. Правовые основы формирования гражданского общества и его соотношение с государством
2.1. Правовые основы формирования гражданского общества
2.2. Соотношение гражданского общества и правового государства
Таким образом, правовая политика материализуется через механизм нормативно-правового регулирования, совокупность юридических средств в достижении определенных целей и практических задач в сфере построения гражданского общества.
Н.И. Маузова и А.В. Малько, предположили, что под понятием «правовая политики», в контексте гражданского общества нужно понимать «целенаправленную, научно-обоснованную, комплексную деятельность по формированию и реализации политической воли государства и субъектов гражданского общества»[44]. Под целенаправленность в правовой политике в сфере формирования гражданского общества необходимо понимать определённую правовую стратегию либо тактику, ориентиры развития институтов гражданского общества. Н.И. Матузова считает, что это «комплекс целей, мер, задач, программ установок, реализуемых в сфере действия права и посредством права»[45].
Стратегия правовой политики основана на правовых идеях, которые образуют определенный комплекс научно-обоснованных, продуманных, комплексных систем ценностей и ориентиров, правоприменительную практику и закреплённую в официально принятых концепциях или доктринах.
Правовые идеи формирования гражданского общества специфичны, потому что, во первых это результат анализа представления о действующем праве и практике применения правовых институтов и во вторых это представление с точки зрения права, о идеальном гражданском обществе.
Для формирования политической воли по мнению Струсь К.А. необходимо «генерирование, возглашение и реализация правовых идей в действительность и поддержка их широким кругом населения и государством». В основе идеи выступает снижение негативных сторон социально-правовой жизни и улучшение качества жизни граждан.
Правовые идеи социально значимы потому что, во-первых, они могут повлечь наступление позитивных последствий для членов всего общества; во-вторых, объединяют институты гражданского общества и государство, для достижения определенных результатов; в третьих формируют, единый поход к решению наиболее важных вопросов формирования гражданского общества.
Стратегические правовые идеи должны быть проанализированы и обоснованы, после чего должны быть представлены теоретические выводы и рекомендации. Однако Ванян К.Д. справедливо отмечает, что в российском обществе сегодня развит правовой нигилизм, правовой идеализм, «правовой популизм»[46]. Со стороны государства порой принимают популистские программы «люди постоянно сталкиваются с пустыми обещаниями, ничем не обеспеченными для своей реализации законами»[47]. Поэтому правовые идеи, должны содержать объективные потребности общества, и возможность реализации их повседневной жизни. Именно это позволит изменить жизнь гражданского общества.
Важным свойством правовой идеи, а вместе с ней и правовой политики является - целесообразность, которая отвечает на вопрос право социально полезно или нет, и надо ли вообще принимать и применять право. Однако правоприменитель должен учитывать индивидуальные особенности, обстоятельства, потому что с одной стороны целесообразность может подменять законность и тогда могут пострадать институт гражданского общества. С другой стороны, Д Назаров предупреждает, что «из-за ложно понятой целесообразности мера применения права, может возникнуть ситуация, когда граждане, либо иные институты гражданского общества столкнуться бюрократическими преградами, при реализации своих прав[48]. Реализация правовой политики это не только активная человеческая деятельность, но и деятельность федеральных, региональных и ОМС в становлении гражданского общества. Так, правовая политика гражданского в сфере формирования гражданского общества характеризуется следующим: это целенаправленная, активная, волевая деятельность субъектов государственной власти и гражданского общества в социально-правовой сфере посредством права.
- это деятельность в сфере права, обусловленная правовой идеей. Такая политика призвана управлять процессами развития гражданского общества, повышать степень упорядоченности и совершенствования юридического бытия путём оптимизации правового регулирования отношений между государством и институтами гражданского общества, а также между самими институтами гражданского общества.
- это стратегическая, осмысленная деятельность, в основе которой лежит определённая система целей и концептуальных идей правового регулирования организации социальных отношений, определяющих основу формирования и деятельности институтов гражданского общества. Правовая политика направлена на использование правовых инструментов для обеспечения оптимального и справедливого развития социальных отношений в различных сферах жизнедеятельности гражданского общества (экономической, политической, культурной, социальной и др.).
Таким образом, правовая политика в сфере формирования гражданского общества - это целенаправленная, комплексная, научно-обоснованная последовательная деятельность государственных органов и негосударственных структур по формированию гражданского общества путём создания эффективного механизма правового регулирования при цивилизованном использовании юридических средств
Под принципами правовой политики в сфере формирования гражданского общества следует понимать исходные, определяющие идеи, положения, установки, которые составляют правовую и организационную основу жизнедеятельности гражданского общества.
Струсь К.А. подразделяет принципы на:
- общие принципы (действуют в целом) в эту группу ученый относит:
1) социально-правовую обусловленность;
2) социальную значимость;
3) целенаправленность,
4) научную обоснованность,
5) комплексность,
6) реалистичность и целесообразность,
7) справедливость.
К специальным принципам правовой политики в сфере формирования гражданского общества Струсь К.А. относит:
- обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
- экономическая свобода, многообразие форм собственности; - реально существующее правовое государство; - свобода слова и независимость средств массовой информации;
- взаимная ответственность государства и личности
- определенный тип культуры, основанной на уважении частных прав и интересов, причем не только собственных, но и других людей;
- обеспечение безопасности граждан, государства и общества в целом, как основа реализации всех остальных условий;
- независимое правосудие
Специальные принципы определяют сущность и содержание правовой политики в сфере формирования названного общества. Где основным принципом является принцип реального обеспечения прав и свобод человека и гражданина, потому что «Без прав человека нет демократии, не будет гражданского согласия»[49]. Действительно в настоящее время справедливый баланс интересов частного и коллективного, личности и общества, общества и государства может обеспечить только подлинное обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
Но построение гражданского общества невозможно без экономической свободы, права на свободное использование своих способностей, заниматься предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельностью. Экономическая свобода дает личности независимость, возможность удовлетворять свои потребности, желания, интересы, поддерживать достойный уровень жизни и благосостояния.
Институты гражданского общества не могут существовать вне правовом государстве, потому что только в правовом государстве возможна взаимная ответственность между человеком и государством при которой, а значит и возникает активность и инициатива институтов гражданского общества в различных сферах жизнедеятельности.
Дятлов А.В. подчёркивает, что «гражданское общество будет функционировать только тогда, когда в государстве будет реализован принцип свободы мысли потому, что право иметь свои собственные мысли, убеждения, мнения является неотъемлемым для каждой свободной личности»[50].
Струсь К.А. считает, что одной из незыблемых основ гражданского общества является идеологическое многообразие, т.е. наличие различных мнений, взглядов, суждений на события общественной жизни.
Важным элементом гражданского общества является культура, потому что она воспитывает у людей солидарность, доверие и терпимость друг к другу в обществе. Независимое правосудие также воздействует на деятельность субъектов гражданского общества, потому что именно суд является последней инстанцией при защите своих прав человек от произвола государства, либо иного давления «большинства». Суд основываясь на нормы права ограничивает государство, тем самым содействует развитию демократических начал и построению гражданского общества. Сухова К.Ю. отмечает, что «суды разрешая споры, поддерживая социальные нормы в обществе, заставляя добросовестно выполнять контракты, взыскивая долги и налоги, запрещая недобросовестную конкуренцию, пресекая монополистическую практику, наказывая разного рода мошенничество суды укрепляют социальную стабильность в обществе»[51].
Ряд ученых, характеризуя гражданское общество и отличая его от негражданского выделяют такие принципы как: незыблемость законности и конституционности; плюрализм мнений и суждений во всех сферах жизни; активное участие индивида в управлении государственными и общественными делами; наличие в обществе прочного правопорядка,; развитие системы самоуправления народа; пос-ледовательное расширение и укрепление в экономике, политике, культуре, науке, социальной сфере принципов реальной демократии[52].
Вряд ли можно перечислить все специальные принципы правовой политики в сфере формирования гражданского общества. Суммируя указанные выше, можно создать хотя бы «рабочие наброски» системы принципов такого общества. Конечно, представленная классификация, этого весьма сложного, многоаспектного явления упрощает и огрубляет действительность, но ею можно пользоваться в качестве инструмента дальнейшего познания.
2.2. Соотношение гражданского общества и правового государства
Если государство организовано как вертикальная система органов, отношений, должностных лиц и др., то гражданское общество является горизонтальной системой отношений граждан и их объединений. Эти отношения характеризуются равноправием и партнерством и строятся на основе договоров. Вся деятельность всех субъектов гражданского общества подчиняется правовым началам. Большое место в деятельности гражданского общества на современном этапе занимают религиозные и другие некоммерческие организации, политические партии, профсоюзы. Возрастает значение общепризнанных норм и принципов международного права в регулировании отношений гражданского общества внутри отдельных государств.
Государство является основным элементом политической системы общества. Таким образом, взаимоотношения государства и гражданского общества строятся на принципах, аналогичных построению отношений между государством и другими составными элементами политической системы. Но политическая система, помимо гражданских объединений (партий, организаций, движений), включает в себя и государство[53].
В правовом государстве отношения между ним и гражданским обществом основываются на принципе невмешательства, когда осуществляется процесс позитивного правового регулирования. В случаях нарушения регулятивного взаимодействия внутри гражданского общества государство обязано вмешаться в эти отношения и детально урегулировать их. Другими словами, свобода гражданского общества реализуется лишь в сфере дозволенного, в противном случае государство обязано обеспечить защиту свободы от нарушений на основе закона[54].
Само понятие правового государства как государства права было впервые сформулировано в работе К.Т. Велькера «Конечные основания права, государства и наказания» (1813). Идеи правового государства особое распространение приобрели в Новое и Новейшее время в трудах Ш.-Л. Монтескьё, Д. Локка, Ж-Ж. Руссо, Т Гобса, Г. Гегеля, И. Канта, К.Т. Велькера[55].
В России идеи правового государства были сформулированы в трудах В.М. Гессена, С. А. Муромцева, С.А. Котляровского, П.И. Новгородцева, М.М. Ковалевского и др.
Модель правового государства прежде всего нашла закрепление в конституциях, принятых после Второй мировой войны. В Конституции Российской Федерации также закрепляется положение, что Россия является «демократическим, правовым государством с республиканской формой правления». Аналогичные положения закреплены в большинстве современных конституций различных государств. Но одною провозглашения государства правовым недостаточно, необходимы надлежащее и полное обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина.