Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности и его профилактика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следующий вопрос, на который допускалось дать больше одного ответа: «Какие изменения Вы считаете необходимо ввести, для улучшения рабочего процесса и атмосферы в коллективе?». Полученные ответы представлены в Диаграмме 8.

Диаграмма 8. Факторы, которые могли бы улучшить рабочий процесс

Исходя из результатов анкетирования, мы можем сделать вывод, что большинство конфликтов и напряжение в коллективе происходит из-за несправедливого, по мнению сотрудников, разделения трудовых обязанностей. Также 40% опрошенных считают, что следует перестроить функциональный набор обязанностей, сделать его более четким. В то же время, 28% сотрудников участвовавших в опросе считают, что им недостает свободы действий и самостоятельности в рабочем процессе. Тот факт, что значительная часть коллектива предпочитает более самостоятельную и свободную деятельность, говорит о том, что людям близок более демократичный стиль управления. При этом 23% опрошенных, также считают, что было бы рационально уделять больше внимания укреплению корпоративного духа.

В организации проводятся различные мероприятия по управлению отношениями в коллективе: корпоративные праздники, конкурсы, соревнования и т.п. Такой метод системы управления организационными стрессами позволяет развивать культуру общения в коллективе. Формирование культуры общения способствует концентрации эмоций сотрудников на единой цели, а не на личностных разногласиях, создается благоприятный психологический климат.

2.3. Рекомендации по профилактике профессионального стресса в управленческой деятельности

Полученные результаты позволяют наметить пути управления стрессом в профессиональной деятельности руководителя.

Меры по борьбе со стрессом  или его предотвращению можно условно разделить на:

- методы управления стрессом на уровне организации;

- методы управления стрессом на уровне личности.

Управление стрессом на уровне организации представляет собой комплекс мероприятий, направленных на помощь сотрудникам в преодолении последствий стресса.

Представим основные методы управления поведением и деятельностью в стрессе в виде таблицы.


Таблица 1.

Основные методы управления поведением и деятельностью в стрессе

Социальная поддержка

Внедрение практики психологической поддержки людям, которые испытывают стресс, культивирование поддерживающих взаимоотношений.

Выделяются следующие способы поддержки:

-информационная поддержка;

-  поддержка выполнения задачи;

-  обратная связь;

-  эмоциональная поддержка.

Психологические тренинги

Специализированные тренинги по развитию навыков борьбы со стрессом и снятию психологического напряжения.

Программы оздоровления

Мероприятия, направленные на поддержку здоровья человека: от абонементов в спортивные секции и фитнес-клубы до проведения специализированных спортивных чемпионатов и медицинских страховок.

Методы релаксации

Освоение методик расслабления, релаксации, снятия душевного и физического напряжения. Посещение специальных комнат для релаксации.

Методы реагирования

Специальные регулярные мероприятия по снятию напряжения с помощью отложенной реакции на стрессогенные ситуации.

Методы психологического консультирования

Принятие специальной позиции психолога-консультанта, который ставит своей целью оказание психологической помощи.

Стоит отметить, что объективными признаками, по которым можно судить о стрессе, выступают его физиологические проявления (изменение сердечно-сосудистой деятельности, изменение ритма дыхания, повышение кровяного давления, мускульное напряжение) и психологические (раздражительность, переживание тревоги, усталость, ощущение беспокойство). Но изменение функционального уровня деятельности является главным признаком стресса, что проявляется в напряжении [13, с. 99].

Стресс способен дезорганизовать деятельность сотрудников, их поведение, приводить к различным психоэмоциональным нарушениям (нарушениям памяти, тревожности, перевозбуждению, депрессии, бессоннице, эмоциональной неустойчивости, неврозам, упадку настроения, гневу, повышенной утомляемости).

В результате человек может мобилизовать свои силы или наоборот, понизить функциональный уровень, что может привести к дезорганизации деятельности сотрудника в целом [17, с. 96].

При демобилизующем стрессе, который также известен как дистресс, деформируются вся личностно-мотивационная сфера и ее адаптивные навыки поведения, а также ухудшается целесообразность действий и нарушаются речевые возможности. Но в ряде случаев стресс способен мобилизовать адаптивные возможности личности. Данная разновидность стресса называется эустрессом.


Для юридической оценки человеческого поведения в стрессовом состоянии важно иметь в виду, что в состоянии эустресса сознание человека может и не сужаться – в этом случае человек может быть способен к предельной мобилизации своих физических и психических возможностей с целью преодоления экстремального воздействия адекватными способами.

Таким образом, можно говорить о том, что поведение человека при стрессе не переходит полностью на бессознательный уровень. Его действия по устранению стрессора, выбор способов и орудий действия, речевых средств сохраняют общественную обусловленность. Сужение сознания при стрессе и аффекте не говорят о его полном расстройстве.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для того, чтобы жизнь проявлялась в большей степени с положительной стороны, нужно научиться управлять стрессом. Стрессом можно и нужно управлять. В настоящее время специалистами в области психологии разработано огромное количество тестов, анкет, которые должны помочь человеку определить уровень раздраженности, возможности нервного срыва, угрозы стресса.

Мы все разные, и наши проблемы тоже, «профилактика радостью». Предполагается овладение тренингом самовнушения «радости дня», радости выполняемой работы, разработать систему приоритетов в своей работе, научиться говорить «нет», когда нет больше сил для дальнейшей работы, наладить хорошие отношения с руководителем, не занимать обвинительно-агрессивной позиции.

Проблема стресса в наше время представляет не только академический интерес. Ее решение чрезвычайно важно в социально-практическом аспекте. Значение, которое вкладывается в понятие «стресс», часто противоречиво. В то же время стресс стал одним из самых модных медико-психологических диагнозов, Этот диагноз ставится человеку, когда у него в личной жизни, в быту или на производстве возникают какие-либо проблемы, которые приводят к ухудшению его психического и физического здоровья.

В процессе эволюции в животном мире выработались специальные механизмы, обеспечивающие адаптацию организма к изменяющимся условиям окружающей среды. У человека и высших животных эти механизмы, повышая уровень стресса, обеспечивали реакции борьбы или бегства. В век научно-технического прогресса в современном обществе человек часто оказывается в ситуации действия психоэмоциональных стрессоров и из-за социальных ограничений не может реализовать реакцию борьбы или бегства. Накапливающиеся в организме продукты деятельности стрессовых механизмов приводят к разрушению механизмов саморегуляции, сбивая биологические ритмы людей, изменяются гормональные и иммунные функции стрессированного организма.


Установлено влияние повышенного уровня стресса и на генетический аппарат, что создает угрозу и генофонду человека.

Подчеркнем, что акцентирование внимания только на негативных последствиях действия стресса вносит путаницу в устоявшуюся терминологию стресса, дистресса и психосоматических заболеваний. Изменение уровня стресса – это прежде всего полезная для организма реакция, возникшая в процессе эволюции, способствующая оптимальной адаптации организма к меняющимся условиям жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2016. – № 3. – С. 78-86.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2014. – 362 с.
  3. Базаров Т.Ю., Рыбкин И.В., Пыркова Т.С. Управленческие команды и их формирование / Т.Ю. Базаров, И.В. Рыбкин, Т.С. Пыркова // Современный кадровый менеджмент. Вып. 1 / Под ред. Базарова Т.Ю. – М. : ИПК госслужбы, 2017. – 175 с.
  4. Баксан Ю.Г. Психология управления / Ю.Г. Баксан. – Екатеринбург: Феникс, 2014. – 354 с.
  5. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – М. : Юрайт, 2017. – 343 с.
  6. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / Д. Гоулман. – М.: «МИФ», 2015. – 218 с.
  7. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности / Л.П. Гримак. – М.: Сфера, 2013. – 271 с.
  8. Гринберг Д. Управление стрессом / Д. Гринберг. – СПб.: Питер, 2012. – 322 с.
  9. Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология бизнеса / Е.Н. Емельянов, С.Е. Поварницына. – М.: Армада, 2018. – 196 с.
  10. Калинина Л.В. Понятие стресса и приемы минимизирования его воздействия на организм / Л.В. Калинина // Молодой ученый. – 2018. – № 32. – С. 81-83. 
  11. Катунин А.П. Стрессоустойчивость как психологический феномен / А.П. Катунин // Молодой ученый. – 2012. – № 9. – С. 243-246.
  12. Карузо Д., Саловей П. Эмоциональный интеллект руководителя. Как развивать и использовать 4 базовых навыка эмоционального лидерства / Д. Карузо, П. Саловей. – М.: Саммит-книга, 2016. – 198 с.
  13. Кижаев-Смык Л.А. Психология стресса / Л.А. Кижаев-Смык. – М.: Наука, 2013. – 272 с.
  14. Корецкая И.А. Актуальные проблемы профессионального и личностного становления будущих специалистов в системе непрерывного образования / И.А. Корецкая // Формирование социально-профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования / под ред. С.Ю. Манухиной, С.Н. Чистяковой. – М.: Литера, 2012. – С. 303-307.
  15. Марищук В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В.Л. Марищук, В.И. Евдокимов. – СПб.: Изд. дом «Сентябрь», 2015. – 260 с.
  16. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: Весть, 2016. – 372 с.
  17. Мишкина Е.А. Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности сотрудников предприятия / Е.А. Мишкина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 96-100.
  18. Рассказова Е.И. Копинг‐стратегии в психологии стресса / Е.И. Рассказова. – М.: Литера, 2014. – 354 с.
  19. Рогов Е.И. Организационная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ. ред. Е.И. Рогова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2014. – 640 с.
  20. Рутман Э.М. Как преодолеть стресс / Э.М. Рутман. – М.: Прогресс, 2014. – 362 с.
  21. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – М.: Прогресс, 2013. – 362 с.