Файл: Понятие и особенности возникновения теории референтных групп.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что теория референтных групп и понятие «референт» впервые появились в социологической науке в первой половине XX века и впоследствии получили широкое распространение благодаря разнообразным прикладным исследованиям по различным темам - от выявления причин психических заболеваний и влияния референтных групп на потребительское поведение до механизмов разрешения межличностных конфликтов и формирования общественного мнения.

Прежде чем перейти к описанию теории референтных групп, следует отметить, что задолго до ее формирования существовали некоторые положения, характеризующие и описывающие ценностно-нормативные модели поведения человека, в том числе в группах, поэтому авторами этих положений по праву можно считать людей, стоящих у истоков формирования современной теории референции.

Эти теории обычно описываются исследователями как часть социологического исследования личности.

В отличие от психологических теорий, за основу изучения берущих внутренний мир человека, его особенности и переживания и их связь с обществом, сторонники социологических теорий рассматривают личность как гармонию социальных отношений, как отражение реакций других людей на ее внутренний мир.

Это и стало причиной выбора темы исследования: «Теория референтной группы».

Объектом исследования является референтная группа как феномен социологии

Предметом исследования является теория референтных групп

Целью исследования является анализ основных понятий референтных групп.

Достижение этой цели будет способствовать решению ряда задач.

1.Охарактеризовать сущность и отличительные признаки референтной группы.

2. Рассмотреть историю развития теории референтных групп.

3.Проанализировать особенности западных теорий референтных групп.

4. Выделить особенности отечественных теорий референтных групп.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Понятие и особенности возникновения теории референтных групп


1.1.Сущность и отличительные особенности референтной группы

Референтная группа-это значимая для личности группа, выбранная ею при определении своих ориентаций в совокупности отношений с другими, которая выступает источником норм, регулирующих поведение индивида, является эталоном в оценке себя и других и побуждает человека соотносить или не соотносить себя с этой группой.

Различные группы являются референтными для одних индивидов и не являются таковыми для других ввиду относительного характера самих групп. У каждого человека может быть несколько референтных групп, часто довольно больших, обусловленных его интересами, увлечениями, профессией, мечтами, стремлениями, другими видами деятельности и т.д. Часто референтная группа не осознает, что она значима для индивида и является эталоном в таких случаях, мужчины стремятся "подстроить" свою установку и свое поведение для того, чтобы сформировать определенное мнение о себе [13, c. 54].

Референтные группы могут порождать конфликты, часто, например, такая ситуация возникает, когда один человек ориентирован на две группы с диаметрально противоположными установками, тогда назревает внутренний конфликт, возникает проблема морального выбора.

Основные критерии референтных групп:

- группа, в которой человек хочет быть частью, членом;

- группа, на которую человек ориентирован в своих действиях;

- группа, которая служит ориентиром для индивида с точки зрения его внутренних ценностей, норм, установок, правил поведения и т.

Представлена подробная классификация исследуемого понятия.

В соответствии с выполняемыми функциями референтные группы подразделяются на следующие типы:

- нормативный,

- сравнительная оценка,

- стимул.

По степени влияния на личность:

К первичным референтным группам относятся, прежде всего, семьи. Это те группы, в которых влияние, оказываемое на индивида, наиболее заметно, они обычно характеризуются общими убеждениями и поведенческими характеристиками и демонстрируют наибольшую сплоченность.

Вторичные референтные группы характеризуются меньшим влиянием на жизнь индивида, его поведение и образ мышления, а взаимодействие носит преимущественно эпизодический, ситуационный характер [10, c. 47]

В целом к таким группам относятся общественные организации и профессиональные объединения.

По характеру внутригрупповых отношений:

Формальный. Различные организации, где есть четкая иерархия и структура, а также список членов.


Неформальный. Такие группы характеризуются тесным неформальным общением и часто основаны на дружбе и личных интересах.

По фактору членства группы можно разделить на реальные и мнимые группы или группы членства (виртуальная группа). Такие группы основаны на виртуальной, а не географической общности.

Р. Мертон, и мы упоминали об этом ранее в первой главе, описывает причины перехода индивидов в другие референтные группы, конкретно-выхода из группы взаимодействия во внегруппу.

Среди прочих некоторые исследователи отметили такую причину, как"ненасытность". Современное общество, прозванное многими обществом потребления, характеризуется повышенными запросами индивидов, такие запросы становятся буквально жаждой-жаждой постоянно удовлетворять свои потребности, постоянно иметь что-то. Рано или поздно, Группа взаимодействия перестает давать человеку то, что ему нужно от возрастающего чувства постоянного неудовлетворения устоявшимися нормами и установками индивид и осуществляет переход в пользу новой референтной группы [5, c. 32].

При принятии или отрицании общечеловеческих норм и ценностей группы:

- позитивный (позитивный, привлекательный)

- отрицательный (отрицательный, отталкивающий).

Также различают следующие типы референтных групп:

Информационный. Главной особенностью такой группы является то, что мы доверяем информации, поступающей от этой группы, и не имеет значения, правы мы или нет. Членами таких референтных групп являются носители опыта и эксперты (специалисты).

Группы самоидентификации. Группа, к которой принадлежит индивид, к которой он себя причисляет и к которой он вынужден подчиняться правилам и предписаниям, несмотря на свое возможное нежелание.

Значение. Реальные или мнимые группы людей, выступающие носителями эталона ценностно-нормативной системы, активно проповедуются. Ярким примером таких групп являются "первые леди", звезды эстрады и шоу-бизнеса и др. [7, c. 43]

Утилитарный. Группы, которые обладают широким спектром как положительных, так и отрицательных санкций, то есть материальных и духовных благ, значимых для личности. Самый простой пример-девушки как утилитарная референтная группа для молодежи и, наоборот, молодые люди для девушек.

Таким образом, референтная группа-это группа, обладающая значимыми для человека свойствами и являющаяся эталоном в оценке себя и других и побуждающая человека соотносить или не соотносить себя с этой группой.


1.2. История возникновения теории референтных групп

Личность не может быть полностью сформирована, не "отражаясь" в других, то есть не находясь в социальной среде, не проецируя на них свое поведение и установки. Эта модель представляет собой понимание личности в теории Кули о "зеркальном я". Развитие и дополнение этой теории принадлежит другому представителю социологической парадигмы, аналогичному Кули - Дж. Миду, который в своей теории "обобщенного другого" сообщает о наличии определенной группы, представителем чьих установок, ценностей и норм является этот самый "обобщенный другой".

Человек, попадая в группу, старается сосредоточиться на принятых в ней нормах поведения, и только в попытке увидеть себя под другим углом, глазами других людей, он может сформировать очень важное ядро – самосознание [10, c. 36].

От самосознания к самоуважению идет позднее А. Галлер в своей теории"значимого другого".

Значимым другим является тот человек (или люди, и в данном случае, как говорит нам автор теории, чем больше, тем лучше), которого мы хотим видеть сами, которым восхищаемся, на кого ориентируемся и, самое главное, чьего одобрения заслуживаем.

Только приближаясь к этим людям в наших отношениях и получая их одобрение, мы можем сформировать самоуважение.

В современной литературе "значимые другие" сегодня практически отождествляются с " лидерами "групп, исследованиями феномена лидерства в организациях и коллективах, исследованиями, связанными с поиском "ядра коллектива" (наиболее референтных индивидов группы) и др., довольно широко распространен [11, c. 89].

Эти теории отражают несколько очень важных идей, которые впоследствии оказали огромное влияние на авторов теории референтных групп, перечислим их ниже.

Понятие межиндивидуального взаимодействия.

Только тогда, когда участники взаимодействия взаимно значимы, возможен эффективный выбор референтной группы и самого взаимодействия в целом.

Эффективное взаимодействие невозможно, если стороны не стремятся уважать интересы и ценности друг друга.

Понятие социального акта. Социальный акт - это взаимодействие между индивидами, диалог, постоянный и непрестанный обмен установками и действиями.

Несимволический и символический характер взаимодействия.

Первый тип взаимодействия - это непосредственная реакция людей друг на друга.

Второй, основной тип взаимодействия - символический, представляет собой обмен ценностями, установками, смыслами, смыслами в различных формах общения.


Термин референтная группа был впервые предложен американским социальным психологом Гербертом Хайманом (H. Hyman) в 1942 году в его исследовании представлений индивида о своем собственном статусе в сравнении со статусом других людей. Исследования, проведенные со студентами, показали, что некоторые члены определенных малых групп не разделяют правила и нормы, принятые в их непосредственном коллективе, но некоторые другие приняты в других группах, куда эти студенты хотели попасть [15, c. 43].

Такие группы, реальные или воображаемые, влияние которых распространяется на оценку индивидами своего поведения и самих себя, Хайман назвал референтными.

Автор также утверждал, что суждения человека о своем статусе, его самооценке во многом зависят от референтной группы, которую студент использует в качестве ориентира.

В своей работе Г. Хайман не дает окончательного определения понятия референтной группы, хотя и использует его достаточно часто, поэтому впервые после популяризации этой теории любая группа, с которой человек соотносит свои ценности и установки, называется референтной группой.

Таким образом, нетрудно заметить, что ранние идеи сторонников социологических теорий личности, перечисленные выше, непосредственно связаны с теорией референтных групп.

Глава 2. Характеристика основных концепций референтных групп

2.1. Западные теории референтных групп

Западная теория референтных групп представлена в таких названиях, как Г. Хайман, Р. Мертон, М. Шериф, Теодор Ньюком, Г. Келли, Т. Шибутани.

Г. Хайман первым упомянул, что референтные группы могут быть как реальными, так и мнимыми, впоследствии такие группы будут называться группами членства. Воображаемая группа-это результат так называемого социального конструирования, часто это своего рода сообщество, члены которого даже не подозревают, что для кого-то они являются целой группой, особенно референтной. Так, одним из самых ярких примеров в качестве мнимых референтных групп для многих россиян могут служить "Америка", "Европа" или "Запад". Такие группы, несмотря на свою географическую и социальную удаленность, тем не менее могут оказывать существенное влияние на потребительское поведение людей, развитие их мнений, суждений, привычек и стереотипов [12, с. 87].