Файл: Государственная социальная помощь в Российской Федерации (Анализ социальной поддержки населения в г. Самара ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Социально-экономическая, экологическая и психологическая ситуации в стране остаются по-прежнему напряженной. Следовательно, все большая часть населения нуждается в социальной защите. Такое положение ведет к увеличению числа льгот и льготных категорий граждан.

Социальная защита населения, несомненно, одна из главных функций государства, должна осуществляться всегда и при любых условиях, правда возможности социальной защиты населения могут различаться от социально-экономической и политической ситуации. Законодательством предусмотрен широкий спектр льгот для инвалидов, престарелых, семей, имеющих детей.

Льготы можно классифицировать по категориям граждан, которым они предоставляются:

  1. льготы нуждающимся;
  2. льготы гражданам, имеющие заслуги перед государством;
  3. профессиональные льготы.

Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. [3]

Актуальность исследования. Одной из приоритетных задач, которая стоит перед государством, является оказание социальной помощи и поддержание уровня жизни отдельных категорий граждан. В статье 25 Всеобщей декларации прав человека сказано: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам». [1]

Не каждый гражданин в силах обеспечить себе достойную жизнь и материальное благосостояние. Необходимостью существования социальных гарантий и льгот служит социальная защита потребностей граждан, усугубление экономической ситуации в стране, материальная поддержка граждан, попавших в затруднительную ситуацию. Поэтому государство должно проводить результативную социальную политику.

Объект исследования - Департамент социальной защиты населения по городу Самаре.

Предмет исследования - меры социальной поддержки населения.

Цель работы - исследование государственной социальной помощи на примере Самарской области.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:


  1. изучить теоретические аспекты социальной защиты отдельных категорий граждан;
  2. проанализировать меры социальной поддержки населения в РФ;
  3. ознакомиться с нормативно- правовой базой социальной поддержки населения;
  4. исследовать практику работы Департамента социальной защиты населения по городу Самаре.

Методы исследования, используемые при написании работы: сравнение и анализ, а также изучение и анализ действующего законодательства, практическая работа в отделе социальной защиты населения.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

1 Государственная социальная помощь в Российской Федерации

1.1 Меры социальной поддержки малоимущим семьям

Термин «социальная поддержка» появился в общественно-политической практике в РФ в начале 90-х годов ХХ века.

Социальная поддержка - система материальных и нематериальных мер, оказываемых отдельным категориям граждан, с целью повышения их уровня и качества жизни. Она может быть рассмотрена и как деятельность различных субъектов по предоставлению этих мер.

Осуществление социальной поддержки граждан в субъектах Российской Федерации в действительности началась с 1 января 2005 года, с вступления в законную силу Федерального закона № 122 «О монетизации льгот». Данный нормативно-правовой акт заменил льготы и компенсации мерами социальной поддержки. Реализация закона обусловила формирование региональных систем социальной защиты населения, включая и подсистему социальной поддержки.

В статье 6 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» сказано, что семья, среднедушевой доход которой ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, считается малоимущей и имеет право на получение социальной поддержки. [8]

Вопрос о признании семьи малоимущей и оказания ей государственной социальной поддержки, решается в органах социальной защиты по месту жительства или пребывания гражданина. [7]


Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, ратифицирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года № 512.

Исходя из этого перечня, признаются все доходы, которые были получены от всех членов семьи, как в денежной форме, так и в натуральной. Не вправе учитываться государственная социальная помощь и единовременные страховые выплаты. [11]

Среднедушевой доход хоть и главное, но не единственное условие чтобы считать семью малоимущей. Немаловажно и то, чтобы семье рассчитывать на социальную помощь, надо жить вместе и вести совместное, общее хозяйство.

Семьей считаются муж и жена, родители и дети (усыновители и усыновленные).

В первую очередь на получение государственной помощи имеют право претендовать неполные и многодетные семьи, и семьи в которых есть инвалиды и пенсионеры.

Супруги, не имеющие детей или родитель, который воспитывает ребенка один, могут при необходимости подать документы, чтобы получать социальную помощь как малоимущие.

Но есть и нюансы, а именно, если мужчина и женщина живут вместе, но между ними не заключен официальный брак, или может быть, наоборот имеют зарегистрированный брак, но живут раздельно, то получать помощь как малоимущая семья не имеют права.

Подчеркнем то, что в категорию малоимущих входят только семьи, попавшие по независящим от них причинам в трудное материальное положение. Статус малоимущих, никак не может быть присвоен семьям, в которых трудоспособные отец и мать преднамеренно ничем не занимаются или не работают из-за употребления наркотиков, злоупотребления алкогольными напитками.

Правовые и организационные основы оказания социальной поддержки малоимущим семьям, малоимущим гражданам установлены Федеральным законом № 178-ФЗ от 17 июля 1999 года «О государственной социальной помощи», а также иными региональными и федеральными нормативно­правовыми актами.

Малоимущей семья признается в зависимости от уровня прожиточного минимума, установленного в регионе проживания. Для каждого субъекта РФ он устанавливается персонально.

В Самарской области для малоимущих семей предусмотрено немало мер социальной поддержки. Все они направлены на улучшение жизненных условий граждан и их материального положения.

В Самарской области Постановлением Правительства Самарской области № 491 от 26 июля 2017 года установлена величина прожиточного минимума.


В соответствии с принятым документом среднемесячная величина прожиточного минимума по региону за четвертый квартал в расчете на душу населения равняется 8928 рублей. По группам же населения прожиточный минимум выглядит так:

  1. для трудоспособного населения - 9542 рублей;
  2. для пенсионеров - 7263 рублей;
  3. для детей - 8965 рублей. [22]

Если сумма доходов семьи, проживающей в Самарской области, окажется меньше установленного прожиточного минимума, то она имеет все основания, чтобы быть признанной малоимущей и претендовать на помощь от государства.

Малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам предоставляются в Самарской области меры поддержки, о которых речь пойдет дальше.

Ежемесячная субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг, согласно статье 159 Жилищного кодекса РФ предоставляется малообеспеченным семьям, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов гражданина оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. [4]

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» сказано, что право на субсидии имеют:

  1. собственники жилого помещения;
  2. наниматели жилого помещения по договору найма;
  3. пользователи жилого помещения в государственном, а также в муниципальном жилищном фонде;
  4. члены жилищного или жилищно-строительного кооператива.

Условием предоставления субсидий является неимение задолженностей по оплате жилищных и коммунальных услуг. Жилищная субсидия назначается на 6 месяцев. [12]

Максимально допустимая доля расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 22 процентов, при среднедушевом доходе на одного члена семьи до двух (включительно) величин, установленного в Самарской области прожиточного минимума - в размере 18 процентов. [25]

Для расчета субсидий должны использоваться стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг по регионам, они определяются региональным законодательным актом для каждого населенного пункта.

Государственная (краевая) социальная стипендия. Студенты достаточно уязвимая категория населения, которая нуждается в поддержке со стороны государства, поэтому учащиеся из малоимущих семей вправе получать социальную стипендию.

Каждое учебное заведение Самарской области устанавливает размер выплат самостоятельно, но они не могут быть ниже нормативов, которые устанавливает Правительство Российской Федерации. Так для учащихся средне-специальных образовательных учреждений стипендия не может составлять менее 730 рублей, а для обучающихся в высших учебных заведениях - 2010 рублей.


К сожалению, как показывает практика, выплаты студентам нередко производятся с опозданием. Причина этому - задержка финансирования.

1.2 Меры социальной поддержки ветеранам

Одну из уязвимых категорий населения в настоящее время составляют ветераны. Пожилым людям крайне необходимо чувствовать уверенность в завтрашнем дне, так как они уже не в состоянии самостоятельно заботиться о своём материальном положении. Поэтому они вправе рассчитывать на государственную поддержку. Государство обязано уважать и защищать людей, перед которыми оно в невосполнимом долгу.

В каждом субъекте Российской Федерации существуют свои меры социальной поддержки, которые должны исполняться на законных основаниях. Социальная защита учитывает реализацию мер, нацеленных на формирование условий, которые обеспечивают финансовое и моральное благополучие ветеранов труда и тружеников тыла.

В Самарской области меры государственной поддержки ветеранов трактуются Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О ветеранах».

Тружениками тыла считаются люди, работавшие в тылу в период Великой Отечественной войны не меньше полугода, кроме как на временно оккупированной территории, а также имеющие ордена, медали СССР за самоотверженную, трудовую деятельность и службу во время Великой Отечественной войны. [18]

На территории Самарской области для тружеников тыла предусмотрено 12 видов мер социальной поддержки, которые регулируются законами местного самоуправления.

Так данная категория ветеранов имеет право каждый месяц получать денежную выплату в 595 рублей. За её получением следует обращаться в органы социальной защиты. ЕДВ получают в Самарской области труженики тыла без задержек.

Представленная ниже сравнительная таблица показывает суммы выплат, произведенных ГКУ СО «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа» труженикам тыла на начало 2015 и 2016 года. Стоит заметить, что выплаты, произведенные в 2014 году, выше, чем в 2015 году.

Таблица 1

Сравнение выплаченных сумм ЕДВ труженикам тыла.

По сравнению с другими субъектами Российской Федерации, величина денежной выплаты труженикам тыла, выплачиваемая каждый месяц в Самарской области значительно выше. Так в Республике Алтай выплачивается 262 рубля.