Файл: Менеджмент. Ситуационный подход к менеджменту.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Подход в менеджменте — это способ мышления по отношению к организации и управлению, выделение главных черт при построении эффективной системы управления организацией. Для подхода типично рассматривать управление как многоплановое, комплексное и изменяющееся явление, которое определяется большим количеством факторов. В менеджменте в XX в. возникли и получили наибольшее распространение в нынешней практике такие подходы к управлению организацией, как процессный (с конца 1950-х гг.), системный (с середины 1970-х гг.) и ситуационный (1980-е гг.).

В данной работе будет рассмотрен ситуационный подход. Основное понятие ситуационного подхода - ситуация.

Ситуация – это определенный набор обстоятельств и фактов, которые решающим образом воздействуют на организацию в определенный момент.

Суть ситуационного подхода состоит в том, что для любой производственной ситуации характерны свои индивидуальные методы управления. Так как на организацию влияет большое количество внутренних факторов и факторов внешней среды, одного «лучшего» метода управления быть не может. Самым эффективным способом управления в конкретной ситуации является тот, который будет оптимальным для данной ситуации.

Ситуационный подход не опровергает справедливость теоретических концепций управления с момента их образования до настоящего момента. Его нужно воспринимать как способ мышления об организационных проблемах и их исключении. Он не отрицает системы процесса управления, характерной для всех организаций, но утверждает, что, хотя общий процесс идентичен, конкретные методы влияния, которыми пользуется руководитель для достижения цели организации, могут быть абсолютно разными.

Таким образом, ситуационный подход эффективно связывает определенные действия и научные принципы и взгляды с конкретными ситуациями для достижения целей организации. Самое оптимальное решение – это функция факторов среды в самой организации (внутренние переменные) и в окружающей среде (внешние переменные). В этом подходе предпринимается попытка интегрировать отдельные аспекты предыдущих управленческих школ путем соединения различных приемов.

ГЛАВА 1. Внутренние переменные

Внутренние переменные организации – это ситуационные факторы внутри организации. Главные переменные внутри организации - это цели, структура, задачи, технология и люди. Организацию в данной ситуации рассматривается как средство для достижения целей, которое дает возможность людям выполнить совместно то, что они не смогли бы сделать индивидуально.


1) Цели - точное конечное состояние или результат, которого стремится достичь группа, работая вместе. У организации могут быть разные цели, особенно это касается организаций разного рода типов. Основными целями частных организаций являются рентабельность и производительность. Государственные органы не стремятся получить прибыль, но их беспокоят расходы. Поэтому их задача - оказание конкретных услуг в рамках определенного бюджета. В подразделениях также необходима выработка целей.

2) Структура организации - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей организации. Существуют две основные концепции, имеющие отношение к структуре: специализированное разделение труда и сфера контроля.

3) Задача - это определенная работа, ряд работ или элемент работы, которая должна быть сделана определенным способом в заранее установленные сроки. Задачи организации подразделяются на три категории. Это работа с людьми, предметами (машинами, сырьем, инструментами), информацией. Два иных важных пункта в работе - это частота повторения данной задачи и время, требуемое для ее реализации.

4) Технология - важная внутренняя переменная - имеет большее значение, чем считалось ранее. Технология - это сочетание квалифицированных навыков, снабжения, инфраструктуры, инструмента и соответствующих технических сведений, нужных для внедрения необходимых нововведений в материалах, информации или людях.

5) Люди. Внутри организации люди являются ключевым фактором при определении соответствия конкретной задачи и содержания операций избранным технологиям. Люди являются важнейшим фактором во всех моделях управления. Поведение человека в обществе и на работе является результатом совокупности индивидуальных характеристик личности и внешней среды.

ГЛАВА 2. Внешние переменные

При анализе внешней среды организации в целом необходимо обратить внимание на следующие ее характеристики:

1) Сложность – число факторов внешней среды и масштаб их потенциального изменения. Фирме нужно учитывать и отзываться лишь на наиболее существенные изменения особо значимых факторов;

2) Подвижность – скорость, с которой осуществляются преобразования во внешнем окружении организации;

3) Определенность – определяется количеством информации, которой располагает организация по поводу текущих значений и возможного изменения факторов, а также степенью уверенности в этой информации;


4) Взаимозависимость факторов – уровень силы, с которой изменение одного фактора влияет на другие.

Один из методов определения внешнего окружения и ослабления учета его влияния на организацию заключается в классификации внешних факторов на две основные группы: факторы прямого и факторы косвенного воздействия.

1. Факторы прямого воздействия.

Факторы прямого воздействия (как и следует из их названия) оказывают воздействие на организацию напрямую, непосредственно. К ним обычно относят поставщиков ресурсов и потребителей продукции организации, конкурентов, а также законы и органы государственного регулирования.

Поставщики ресурсов организации. Если рассматривать под углом зрения системного подхода, организация – это механизм изменения входов системы в ее выходы. На вход поступают ресурсы организации: рабочая сила, оборудование, материалы, финансы и информация. Взаимосвязь между организацией и сетью поставщиков, предоставляющих ввод указанных ресурсов, – один из наиболее ярких примеров прямого воздействия среды на успешность деятельности организации. Следует отметить, что, согласно ситуационному подходу, одинаковые изменения этого фактора оказывают различное влияние на различные организации.

Потребители продукции организации. Само существование и оправдание существования организации зависит от ее возможности находить потребителей результатов своего труда и отвечать их требованиям. Потребители, решая, какие товары и услуги для них желательны и по какой цене, решают для организации почти все, что относится к результатам ее деятельности. Тем самым необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействие организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов.

Конкуренты. Если не отвечать требованиям потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, организации долго не продержаться на нужном уровне. Во многих случаях не потребители, а конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать, и какую цену за них можно запросить. Организация ведет борьбу не только за потребителей продукции, но и за поставщиков ресурсов (поставщикам выгодно продавать ресурсы тем организациям, которые платят больше).

Законы и органы государственного регулирования. В экономике взаимосвязь между закупщиками и потребителями каждого вводимого ресурса и каждого результирующего продукта подпадает под действие многочисленных правовых ограничений. Каждая организация имеет определенный правовой статус, и именно он определяет, как организация может вести свои дела и какие налоги она должна платить. Число и сложность законов, непосредственно посвященных бизнесу, в XX веке резко возросло. Состояние законодательства часто отличается не только сложностью, но и подвижностью, а иногда даже нечеткостью. Организации обязаны соблюдать не только законы, но и требования соответствующих органов государственного регулирования.


2. Факторы косвенного воздействия

Факторы косвенного воздействия оказывают влияние на организацию не напрямую, а косвенно – через факторы прямого воздействия. Среда косвенного воздействия организации обычно гораздо сложнее, чем среда прямого воздействия. Руководство зачастую вынуждено опираться лишь на предположения об этой среде, основывающиеся на неполной информации и прогнозах. К основным группам факторов косвенного воздействия относятся экономические, политические, социокультурные, технологические факторы и факторы международного окружения.

Экономические факторы. Положение и состояние мировой и государственной экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и возможность потребителей покупать конкретные товары и услуги. Если, например, прогнозируется инфляция, руководство может счесть желательным увеличение запасов поставляемых организации ресурсов и провести с рабочими переговоры о фиксированной оплате труда для того, чтобы сдержать рост издержек в скором будущем. Руководство также может решить взять кредит, поскольку при наступлении сроков платежей деньги будут стоить дешевле, и таким образом будут отчасти возмещены убытки от выплаты процентов. Если же прогнозируется экономический спад, организация может предпочесть путь уменьшения запасов готовой продукции, поскольку могут появиться трудности ее сбыта, сократить часть работников или отложить до лучших времен планы расширения производства. То или иное конкретное изменение ситуации в экономике может оказывать положительное влияние на одни и отрицательное – на другие организации.

Политические факторы. Организация должны принимать во внимание настроения правительства, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Эти настроения влияют на уровень налогообложения организаций, установление налоговых льгот или торговых пошлин для тех или иных видов бизнеса, регулирование отношений между работодателями и наемными работниками, законодательство по защите прав потребителей, стандарты на безопасность и чистоту окружающей среды, контроль цен и заработной платы и т. п.

Руководству следует обратить внимание и на такой важный политический фактор как лоббизм. Многие корпорации отстаивают свои интересы путем оказания влияния на органы государственной власти (через поддержку своих представителей в государственных органах, а иногда и через прямой подкуп государственных чиновников). В отдельных странах (особенно в развивающихся) большую роль играет фактор политической стабильности (возможность переворотов, революций, смены правящей верхушки с соответствующими последствиями для бизнеса).


Социокультурные факторы. Под культурой понимается господствующая в обществе система ценностей, верований, обычаев и установок. Любая организация функционирует, по крайней мере, в одной культурной среде. Поэтому социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции общества, оказывают влияние на организации. Социокультурные факторы влияют на взаимодействия внутри организаций, а также на потребление продукции или услуг, являющихся результатом деятельности организаций (мода на одежду, автомобили, отношение к спорту, здоровому образу жизни, атомной энергетике и т. п.)

Технологические факторы. Технология является одновременно и внутренней переменной организации, и внешним фактором большого значения. Как внутренняя переменная она устанавливается определенными технологическими процессами, применяющимися организацией для улучшения ресурсов на входе в продукцию на выходе. Как внешний фактор она представляет собой уровень технологии – набор технологий, доступных организации на данном этапе развития науки и техники. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать, на скорость устаревания продукта, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации.

Факторы международного окружения. Организации, функционирующие в международной среде (а в настоящее время это практически все организации), должны анализировать экономические, политические, социокультурные и технологические факторы не только в своей собственной стране, но и во всех странах, с которыми так или иначе связана их деятельность. Например, необходимо анализировать такие экономические факторы других стран как средний уровень заработной платы, транспортных расходов, курс национальной валюты и отношение его к курсам валюты других стран, уровень инфляции и безработицы, объем валового национального продукта, система налогообложения и т. п.

На эффективность ведения международного бизнеса влияет и знание таких факторов как уровень грамотности и профессиональной подготовленности населения, качество и количество национальных природных ресурсов, уровень развития технологии, особенности конкурентной борьбы, установки по поводу роли женщины в обществе и др.