Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (Понятие «стресс» и основные теоретические подходы к его изучению).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В механизме образования стрессовой ситуации Р. Лазарус выделяя две личностные особенности:

 представления личности о мире и о себе, а также способностью брать на себя обязательства;

 представления личности о своих способностях влиять на последствия.

Аналогичные воззрения о стрессе высказывал и В.Э. Мильман, трактуя стресс, как функцию двух факторов: степени потребности в достижении и субъективной оценки вероятности достижения. [21]

Такой, субъективистский подход в исследовании стресса, трактовался как интеракционная проблема. Так, Н. Эндлер, рассуждая о стрессе, отмечал в нем специфический способ взаимодействия субъекта с самим собой и с окружающей средой.

Сторонники объективистского направления рассматривают стресс как порождение внешней ситуации. Так, Л.М. Аболин, отождествляет эмоциональную ситуацию со стрессором, то есть стресс воспринимается как реакция на какие-либо воздействия, или как сами эти воздействия. [1]

Однако, этот подход не учитывает того, что внешние напряженные условия являются лишь потенциально стрессогенными и не всегда приводят к развитию стресса.

Обобщая сказанное, мы можем говорить о следующих трёх основных значениях понятия стресс, которые используются в современной психологии [6, c.3]:

это любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение (стрессор, стресс-фактор);

это субъективная реакция, отражающая внутреннее состояние напряжения и возбуждения (эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления, происходящие в самом человеке - копинг-стратегии);

это физическая реакция организма на предъявляемое требование или вредное воздействие; значимой функцией этой реакции является поддержка поведенческих действий и психических процессов по преодолению человеком этих состояний.

В научной психологии до настоящего времени единой концепции стресса не выработано, поэтому существуют противоречия и сложности в определениях и категориях. Однако, различные определения стресса во многом дублируются и пересекаются со сферами изучения таких понятий, как «личность», «способности», «адаптация», «дезадаптация» и пр.

Подавляющее количество существующих в этой области концепций реализуют классическую парадигмальную установку - исследуют и трактуют это явление в категориях адаптации-дезадаптации. В последнее же время наметилась тенденция к интегративным системным подходам.

Примерами моделей стресса являются:


. Когнитивная теория психологического стресса Р. Лазаруса, основу которой составляет позиция рассмотрения стресса с субъективных точек зрения через призму когнитивных процессов;

. Концепции профессионального стресса (А.Н. Занковский, Т. Сох, и др.);

. Социально-психологические теории стресса (Р. Дарендорф и др.).

В современной психологии существует тенденция к дифференцированию понятия «психологический стресс» в различные типы классификаций в зависимости от области психологических знаний. В качестве одного из вариантов такой классификации, в частности, рассматривают:

межличностный психологический стресс, который характеризуется субъективной оценкой межличностного взаимодействия, наличием конфликтов или их угрозой;

профессиональный, или организационный стресс - связан со сложностью, опасностью, ответственностью выполнения рабочих задач, нарушением в организации и условиях труда и т.д.;

социальный или общественный психологический стресс - связан с социальными, социально-экономическими проблемами, безработицей, вредными привычками (алкоголь, наркотики), национальными или региональными конфликтами и войнами;

семейный психологический стресс - включает все трудности по поддержанию семьи - супружеские проблемы, взаимодействие с детьми, родственниками и т.п.;

внутриличностный психологический стресс - отражает «Я-конфликт», нереализованные притязания, потребности, бесцельное существование;

экологический психологический стресс - возникает в связи с неблагоприятными воздействиями окружающей среды - суровые климатические условия, скученность проживания и т.д.

Здесь определения отражают зависимость названия типа стресса от обуславливающих его доминирующих факторов. К примеру, если доминируют социальные факторы - социальный стресс, личностные факторы - внутриличностный стресс, профессиональные факторы - профессиональный стресс и т.д.

Важно понимать, что любой тип психологического стресса включает в себя как общие, характерные для других видов стресса факторы, так и специфические, характерные только для данного типа стресса факторы. Принципиальным является разделение на внешние факторы - объективно фиксируемые условия для возникновения стресса (ограничения во времени, объем нагрузки информационного характера, скученность и т.п.), и внутренние (субъективные), личностные факторы, которые в значительной степени обусловлены индивидуальными особенностями человека (неадекватная самооценка, мотивационные особенности, особенности темперамента, высокие уровни личностной напряженности, тревожности, агрессивности и пр.)


Переживание психологического стресса, как полифакторного психического феномена представлено ниже в виде таблицы (таблица 1.)

Таблица 1. Факторы, обуславливающие возникновение стресса

Наименование группы факторов

Характеристика факторов

1

Социальные факторы

Социально-политическая и социально-экономическая нестабильность в обществе, многочисленные социальные проблемы, в том числе безработица, социальные конфликты, проблемы молодых семей.

2

Социально-психологические факторы

Проблемы, связанные с социальными и межличностными отношениями различного типа, позиционные и эмоциональные конфликты, коммуникативные проблемы, отдельные неблагоприятные психологические проявления малой группы.

3

Личностные факторы

1.Объективно-личностные - кризисы юношеского возраста, особенности пола. 2.Субъективно-личностные - особенности высшей нервной деятельности, темперамента, наличие «прошлого стрессового опыта», неадекватная самооценка, повышенная личностная тревожность, напряженность, агрессивность, ригидность, мотивационные особенности и др.

4

Факторы, связанные с особенностями деятельности (профессия, учёба, досуг и т.п.)

Например, нарушение организации труда, информационные перегрузки и т.д.

Поскольку одни и те же стресс-стимулы могут оказывать на поведение человека как мобилизующее, так и дезорганизующее действие, различают деструктивный стресс (дистресс) и конструктивный стресс (эустресс). В исследованиях наиболее широко стресс освещается с позиций его деструктивного характера, то есть дистресс.

Ю.В. Щербатых наиболее перспективным полагает разделение стрессов на «поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления» (при этом к физиологическим проявлениям условно относят также биохимические и гормональные процессы [42, c.35].

Современное состояние проблематики изучения этих понятий позволяет дать общий их сравнительный анализ, включающий изменения физиологических, познавательных процессов, изменения в общении и деятельности:

. Изменение физиологических параметров. Пульс. При эустрессе - пульс до 90-100 ударов в минуту, при дистрессе - свыше 100 ударов в минуту. Артериальное давление. При эустрессе - давление умеренно повышается, при дистрессе - давление резко повышается или понижается, в зависимости от индивидуально-физиологических особенностей человека. Дыхание. Во время эустресса - умеренное учащение дыхания по сравнению с обычным ритмом, при дистрессе происходит сильное учащение дыхания, которое напоминает одышку. Реакция кожных покровов - для эустресса характерно покраснение кожи, для дистресса - красно-белые пятна на коже, побледнение. Температурные изменения - эустресс сопровождается ощущением тепла или жара, для дистресса характерны озноб, холод, холодный пот. Двигательная активность возрастает и при дистрессе и при эустрессе. Однако, исследователи отмечают, что во время дистресса проявляются два типа двигательных реакций - чрезмерно повышенная двигательная активность, выражающаяся в суетливости, спешке, непоседливости, измененной жестикуляции и двигательной заторможенности, застывании на одном месте.


. Изменение познавательных процессов. Наиболее распространенными являются изменения внимания, памяти и мышления. Внимание при эустрессе улучшается, возрастает способность к концентрации, переключению и распределению внимания. Во время дистресса появляются различные трудности в управлении вниманием, особенно это касается сосредоточения, концентрации внимания. Встречаются случаи гиперфиксации внимания, когда человек застревает на какой-либо проблеме и не в состоянии отказаться от нее. Во время эустресса улучшается память. Человек быстрее и успешнее запоминает и с легкостью вспоминает значительный объем материала. Во время дистресса ухудшается и запоминание, и воспроизводство материала, что часто невозможно преодолеть волевыми усилиями.

Если для эустресса характерно инсайтное мышление творческого характера, то при дистрессе качество мышления значительно ухудшается, характерной особенностью мышления в состоянии дистресса является «сужение поля зрения», при котором человек, не видя выхода из возникшей проблемной ситуации, попадает в своеобразный «порочный круг», находясь в котором, не понимает ни юмора, ни шуток.

. Изменение деятельности. Дистресс дезорганизует деятельность человека, часто делает её просто невозможной. Эустресс - мобилизует деятельность человека, она становится творческой, более успешной и результативной [18,c.8].

1.2 Профессиональный стресс, его факторы и профессиональное здоровье

Технический прогресс и процессы информатизации выдвинули на первый план вопросы охраны психического здоровья людей. В результате психогигиена выделилась в отдельную научно-практическую отрасль. Датой ее рождения считается 1910 г., когда после конференции психиатров в США была создана Медицинская ассоциация по психогигиене.

Параллельно с медиками-гигиенистами в первые десятилетия XX в. с целью изучения психологических факторов рабочей нагрузки на производство приходят психологи. Начав с изучения монотонии производственного процесса, психологи начинают изучать влияние социально-психологических стресс-факторов на производительность труда. Такая переориентация в направлении исследований была обусловлена развитием социально-психологических идей о влиянии различных факторов на протекание психических процессов (В.Н. Бехтерев, Э. Росс, В. Меде, К. Левин, Г. Оллпорт), а также потребностями зарождающегося менеджмента и основывалась на крупнейших нейрофизиологических открытиях начала ХХ века.


В психологии труда особое внимание уделялось вопросам адаптации и дезадаптации людей в рамках различных профессий, проблемам утомления и состояниям нервно-психической напряженности [40].

В прикладной психологии (психология труда, инженерная психология, эргономика) стресс рассматривается в ряду различного рода функциональных состояний, как состояние повышенного и длительного напряжения, связанного с невозможностью приспособления к требованиям среды обитания. Такое состояние обусловлено длительным воздействием факторов среды, превышающим возможности адаптации организма. Для него характерны психическое напряжение, чувства фрустрации, тревоги, беспокойства, а в самом крайнем негативном состоянии - равнодушие и апатия.

Здесь функциональное состояние человека понимается как «интегральный комплекс наличных характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности» [13, c.94].

Из множества функциональных состояний выделяют, например, монотонию, фрустрацию, утомление, релаксацию и др.

Кроме этих состояний, известны и другие, отличающиеся по степени активации: аффективные состояния, дремотные состояния, пароксизмальные состояния, разнообразные болезненные состояния (инфекционные и соматические); состояния алкогольного и наркотического опьянения, психопатологические состояния (маниакально-депрессивный психоз, паранойя) и пр.

Профессиональный, или производственный стресс - многомерный психический феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию [3]. Негативно сказываясь на психосоматическом состоянии людей, профессиональный стресс ухудшает и состояние внутренней организационной среды организации в целом.

Проблематика «профессионального стресса» является точкой пересечения многих научных дисциплин, от физиологии и медицины до психологии, социологии и политики. С одной стороны, это обусловлено, физиологическими и психологическими механизмами стресс-реакций, с другой - характером их социальных последствий. Здесь актуальна главная задача - определить тот оптимальный уровень напряжения в процессе труда, который обеспечит его высокую эффективность и, при этом, не приведет к нежелательным последствиям в результате длительного нервно-психического напряжения [25].

Описывая профессиональный стресс Ю.В. Щербатых, разделяет его на отдельные виды: учебный стресс, стресс медицинских работников, стресс руководителя, спортивный стресс. Кроме этого, анализируя причины производственного стресса автор отмечает, что они обусловлены нехваткой знаний, умений и навыков и в отдельных случаях связано со здоровьем человека. Причины стрессов личностного характера чаще всего связаны с низкой самооценкой, неуверенностью в себе, со страхом неудачи, неуверенностью в своем будущем [26].