Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (Понятие «стресс» и основные теоретические подходы к его изучению).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования: Каждый человек является обладателем большого количества психологических черт характера. Некоторые черты являются как бы "бесполыми", универсальными, а некоторые черты традиционно ассоциируются с типично мужской или типично женской психологией. Некоторые из типичных мужских или женских черт имеют свои эволюционно-генетические и физиологические основания, предпосылки. Например, уровень агрессивности и доминантности рассматриваются, как типично мужские черты. Другие черты формируются в процессе социализации, развития личности и воспитания. Представления о мужественности и женственности сильно различаются в разных культурах, что накладывает отпечаток на нормы коммуникативного поведения и характер взаимоотношений мужчин и женщин. Также имеет место предположение, что психологический стресс переживается ими по-разному.

Актуальность выбранной темы: "Гендерные особенности стресса" объясняется следующим. Во-первых, необходимость исследования проблемы стресса определяется реалиями современного общества, в котором имеется тенденция усиленно накапливать психологическое напряжение и с малой возможностью избавляется от него. Способность же преодолевать стрессовые ситуации является залогом психического здоровья людей и непременным условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе.

Избыточный стресс является причиной значительных проблем в развитых странах. Большая часть этого стресса связана с работой и занятостью [1], и последнее занимает большую часть нашей жизни. По данным Европейского агентства по технике безопасности и охране труда [2], стресс был второй наиболее распространенной проблемой здоровья, связанной с работой, в 2005 году, когда он затронул 22% работников в ЕС-27. Агентство прогнозирует, что число людей, страдающих от связанных со стрессом условий, вызванных или усугубленных работой, вероятно, увеличится. Такие факторы, как сокращение численности персонала и аутсорсинг, растущая потребность в гибкости функций и навыков, растущее число временных контрактов, растущая незащищенность рабочих мест и неудовлетворительный баланс между работой и личной жизнью предъявляют все более жесткие требования к работникам, что ведет к усилению напряженности.

Профессиональный стресс может выходить за рамки рабочего места и также угрожать общему благополучию работника. Большое количество исследований связывают профессиональный стресс с другими проблемами здоровья, такими как 
нарушения опорно-двигательного аппарата [3-5], сердечно-сосудистые заболевания [6,7], тревога и депрессия [8-10], выгорание [11-14] и бессонница [15,16]. Стресс также оказывает важное влияние на производительность фирмы, в частности на креативность [17], производительность [18,19], инновации [20,21], приверженность [22] и лидерство [23,24].


Многие из факторов, которые порождают стресс являются психосоциальными по своей природе. Более того, в литературе принято считать, что люди по-разному реагируют на воздействие этих факторов. Симптомы или болезни, связанные со стрессом, могут отличаться у разных людей. Таким образом, при изучении проблем, связанных со стрессом, также важно учитывать гендерный фактор.

Женщины и мужчины подвергаются воздействию различных условий труда и различных видов требований и напряженности, даже когда они работают в одной и той же профессии. Мужчины чаще занимают более высокие должности. Женщины (42% активного населения ), скорее всего работать неполный рабочий день, чем мужчины (32% женщин говорят, что они работают неполный рабочий день, по сравнению с 7% мужчин), и многие женщины
работают на низкооплачиваемой, непрестижной работе, что влияет на их условия труда, а следовательно, и рисков, которым они подвергаются. Женщины также, как правило, остаются на одной и той же работе дольше, чем мужчины, поэтому их подверженность любые существующие риски являются более долгосрочными. 
Наконец, женщины по-прежнему выполняют львиную долю неоплачиваемой работы по дому и уходу за детьми и родственниками, даже когда они работают полный рабочий день. Это лежит в основе их ежедневной оплачиваемой работы и создает еще большее давление, особенно когда они не могут примирить работу и семейную жизнь [25].

В ряде исследований, посвященных либо стрессорам, либо их проявлениям, анализируется влияние пола на уровень трудовой нагрузки на рабочем месте, однако ситуация на рабочем месте, о которой говорилось 
выше, как представляется, требует углубления анализа.

Причинами профессионального стресса являются факторы, непосредственно связанные с работой, ее места, времени, условий. Иными словами, эти причины связаны с конкретной профессией, как видом деятельности. Особенно эта тема актуальна там, где людям приходится работать в жёстких экстремальных условиях - принимать участие в боевых действиях или условиях, приближённых к боевым. Высокие требования к профессиональной подготовленности каждого сотрудника органов внутренних дел определяются сложностью задач и функций, стоящих перед ними. Деятельность сотрудников милиции взаимообразно оказывает на них влияние, развивая их знания, навыки, умения и способности, формируя определенные характерологические качества. В то же время, она способствует и различного рода деформациям личности.


Условия, в которых живут и действуют сотрудники органов внутренних дел с полным правом можно назвать экстремальными, стимулирующими развитие стресса, поскольку эта служба связана с многочисленными факторами и угрозами, в том числе политическими, информационными, социально-экономическими, экологическими, природными. Различные нервно-психические перегрузки усугубляются нарушениями привычного режима суточной жизнедеятельности и вынужденным отказом от отдыха. Всё это закономерно приводит к развитию стойких состояний психической напряженности, эмоциональной неустойчивости, фрустрированности, появлению различного рода невротических реакций и психосоматических функциональных расстройств.

Тема профессионального стресса поднималась на заседании Общественного совета при Министерстве внутренних дел Российской Федерации в июне 2010 года. В протоколе заседания, в частности, отмечается «о необходимости создания действенной психолого-психиатрической помощи сотрудникам милиции, находящимся в экстремальных условиях, или пережившим сверхсильный стресс. Действующая в настоящее время в системе МВД подобная служба, рассчитана в большей степени лишь на экспертизу и отбор при приеме на работу, а также на экспертизу после какого-то кратковременного стресса в госпиталях, где даже нет специализированного психиатрического отделения» [46]. Указывается также и о том, что более 70% сотрудников, прошедших горячие точки и не только, страдают различного рода невротическими расстройствами. Такой человек перестает адекватно реагировать на окружающую действительность, у него появляется сильное раздражение, повышенная утомляемость, он не может справиться с профессиональными нагрузками, что выражается в нарушенной форме общепринятого поведения. В дальнейшем развивается так называемый постстрессовый синдром, который постепенно изменяет личностные качества. В целом, такой процесс приводит к так называемому эмоциональному выгоранию, которое, в своём худшем варианте развития, влечёт за собой ряд необратимых психосоматических изменений.

Особый интерес сегодня, с кадровой точки зрения (подбор и расстановка кадров), представляют гендерные аспекты профессионального стресса в системе МВД. Оптимальная расстановка кадров непосредственно сказывается на эффективности работы УМВД в целом, поэтому учёт гендерных различий, в данном случае, является аспектом актуальным.

Цель курсовой работы: теоретическое и экспериментальное исследование гендерных различий в переживании профессионального стресса сотрудников органов внутренних дел.


Объект исследования: сотрудники УМВД по Новгородской области.

Предмет исследования: стресс и его гендерные особенности переживания у сотрудников внутренних дел.

Гипотеза: предполагается, что имеются содержательные гендерные особенности переживания профессионального стресса у сотрудников ОВД.

Задачи исследования:

 Изучение и анализ соответствующей теме психологической литературы;

 Раскрытие базовых понятий исследуемой темы, таких как стресс, профессиональный стресс, дистресс, эустресс, синдром выгорания и др.

 Проведение аналитического и эмпирического исследования по выявлению гендерных особенностей переживание стресса у сотрудников МВД;

 Обобщить результаты исследования, представить необходимые выводы.

Методология и методы исследования. В исследовании использованы методы теоретического анализа и синтеза, тестирования:

. Методика С. БЕМ - определение гендерного психологического типа. Обоснование использования методик в программе исследования приводится ниже;

. Авторская методика «Тест на профессиональный стресс» Ю.В.Щербатых;

. Методика «Прогноз» - определение уровня нервно-психической устойчивости.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в практической оперативной и кадровой работе с сотрудниками УВД по Новгородской области, а также при разработке профилактических мероприятий по снижению уровня стресса у сотрудников управления.

Глава 1. Теоретические аспекты исследования профессионального стресса в зарубежной и отечественной психологии профессиональный стресс психология гендерный

1.1 Понятие «стресс» и основные теоретические подходы к его изучению

Термин «стресс» используется в ряде дисциплин для обозначения довольно широкого круга состояний, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия и экстремальные ситуации. Изначально это понятие возникло в физиологии для обозначения «неспецифической реакции организма» в ответ на негативные воздействия среды - так называемый «общий адаптационный синдром» Г. Селье, который подчёркивал, что слово «стресс», так же как «успех», «неудача» и «счастье», имеет различное значение для разных людей. Поэтому дать его определение довольно трудно, хотя оно прочно вошло в нашу обыденную речь [24, c.424].


«Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования… Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, - это и есть сущность стресса» [23].

Исходя из концепции «общего адаптационного синдрома» Г. Селье определил физиологический стресс как состояние, выраженное у животного и человека под влиянием таких стресс-факторов, как чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температура, болевые стимулы, затруднения дыхания и т.п. По Г. Селье, «адаптационный синдром» имеет 3 стадии:

. Стадия тревоги - возникает при первом появлении стрессора; сначала снижается уровень резистентности организма, затем мобилизуются резервы, включается механизм саморегуляции. Тревога утихает, активность нормализуется, поэтому большинство стрессов разрешается на этой стадии;

. Стадия резистентности - наступает в случае продолжительного воздействия стрессора. Адаптационные резервы расходуются в соответствии с напряжением функциональных систем;

. Стадия истощения - отражает нарушение деятельности механизмов регуляции и борьбы организма с чрезмерно длительным воздействием стрессора.

В дальнейшем, понятие «стресс» стало использоваться для описания состояний человека, находящегося в неблагоприятных условиях на физиологическом, биологическом и психологическом уровнях.

Будучи бихевиористом, Г. Селье, рассматривал стресс в качестве однонаправленной связи организма и среды (стимул - реакция организма). В отличии от него американский психолог Р. Лазарус трактовал стресс как регуляционные, или двунаправленные, отношения: среда воздействует на индивида, а индивид в свою очередь влияет на среду.

Для объяснения стресса была разработана модель динамических процессов, ядром которой являются различные типы когнитивных оценок, эмоции и процессы активного преодоления стрессора. Иными словами, Р. Лазарус поставил проблему различий в природе физиологического и психологического стресса и предложил рассматривать стресс в рамках взаимодействия человека со средой.

По его мнению, стресс физиологической природы представляет собой непосредственную реакцию организма, сопровождающуюся выраженными физиологическими сдвигами на воздействие различных внешних и внутренних стимулов физико-химической природы. При этом, величина физиологического стресса зависит от интенсивности воздействующего фактора. Особенности психологического стресса заключаются в том, что он вызывается психическими стимулами, которые оцениваются как угрожающие. То есть, развитие психологического стресса возможно без материального присутствия его источника - благодаря способности человека предвосхищать события угрожающей направленности, а характер и интенсивность стрессовой ситуации в основном определяются степенью расхождения между требованиями, которые предъявляет конкретная деятельность к личности и тем потенциалом, которым обладает человек. [23]