Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (Понятие «стресс» и основные теоретические подходы к его изучению).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

19. Лаврова К., Левин А. Синдром выгорания: профилактика и управление. Пособие для сотрудников, работающих в программах снижения вреда. 2006. с.69

20. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. // Эмоциональный стресс. Л.,1970. С. 328

21. Мильман В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности // Стресс и тревога в спорте. М.: ФиС, 1983 -480с

22. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. /Т.А. Немчин. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1983. - 187 с.

23. Селье Ганс«Стресс жизни». [Электронный источник]. Режим доступа: http://www.psyinst.ru/library

24. Сельчёнок А.В.Проблемы военной психологии: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок; Под общ. Ред. А.Е. Тараса. - Мн.: Харвест, 2003. с116.

25. Шереги Ф.Э.Основы прикладной социологии. / Под ред. Шереги Ф.Э., Горшкова М.К. - М.: «Academia», 1995- 215 с.

26. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2006.- с. 256

27. Сайт «Психологос» Ст. Копинг-история - вопроса. [Электронный источник]. Режим доступа: http://www.psychologos.ru

28. Дисциплинарный устав вооруженных сил РФ, 2006г. с.20

29. Закон РФ «О милиции». - М.: Проспект, 2009. - 40с.

30. Протокол № 2 заседания Общественного совета при Министерстве внутренних дел Российской Федерации г. Москва 02 июня 2010 года. [Электронный источник]. Режим доступа: http://hghltd.yandex.net/yandbtm

Приложения

Приложение «А»

Методика С. Бем

Описание

Методика была предложена Сандрой Бем (1974) для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности.

Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств. Опросник можно применять и в форме экспертного рейтинга. В таком случае оценка испытуемого по представленным качествам осуществляется компетентными судьями - людьми хорошо знающими испытуемого (муж, жена, родители и др.).

Обработка

За каждое совпадение ответа с ключом начисляется 1 балл. Затем определяются показатели фемининности (F) и маскулинности (M) в соответствии со следующими формулами.= (сумма баллов по фемининности): 20;= (сумма баллов по маскулинности): 20.

Основной индекс IS определяется как:= (F - M) x 2,322.

Ключ

Маскулинность («да»): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43, 46, 49, 52, 55, 58.

Фемининность («да»): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41, 44, 47, 50, 53, 56, 59.

Остальные пункты - нейтральные.

Интерпретация

Если величина индекса IS заключена в пределах от -1 до + 1, то делают заключение об андрогинности.


Если индекс меньше -1 (IS 1) - о фемининности. При этом, в случае когда IS +2,025 - говорят о ярко выраженной фемининности.

ИНСТРУКЦИЯ: «Перед вами 60 утверждений. Вам не обходимо поставить «+» возле того утверждение которое по вашему мнению соответствует вам, и «-» если это утверждение вам не подходит».

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

. Верящий в себя.

. Умеющий уступать.

. Способный помочь.

. Склонный защищать свои взгляды.

. Жизнерадостный.

. Угрюмый.

. Независимый.

. Застенчивый.

. Совестливый.

. Атлетический.

. Нежный.

. Театральный.

. Напористый.

. Падкий на лесть.

. Удачливый.

. Сильная личность.

. Преданный.

. Непредсказуемый.

. Сильный.

. Женственный.

. Надежный.

. Аналитичный.

. Умеющий сочувствовать.

. Ревнивый.

. Способный к лидерству.

. Заботящийся о людях.

. Прямой, правдивый.

. Склонный к риску.

. Понимающий других.

. Скрытный.

. Быстрый в принятии решений.

. Сострадающий.

. Искренний.

. Полагающийся только на себя (самодостаточный).

. Способный утешить.

. Тщеславный.

. Властный.

. Имеющий тихий голос.

. Привлекательный.

. Мужественный.

. Теплый, сердечный.

. Торжественный, важный.

. Имеющий собственную позицию.

. Мягкий.

. Умеющий дружить.

. Агрессивный.

. Доверчивый.

. Малорезультативный.

. Склонный вести за собой.

. Инфантильный.

. Адаптивный, приспособляющийся.

. Индивидуалист.

. Не любящий ругательств.

. Не систематичный.

. Имеющий дух соревнования.

. Любящий детей.

. Тактичный.

. Амбициозный, честолюбивый.

. Спокойный.

. Традиционный, подверженный условностям.

Приложение «Б»

. Какой характер носят большинство ваших проблем?

(Оцените каждый раздел по 10-бальной шкале.)

а) Объективный (внешний по отношению к фирме) Источник стресса - плохие законы, чиновники, конкуренты, налоговая инспекция и пр.

б)Внутрифирменный Источник проблем - руководители, подчиненные, коллеги, старое оборудование, недостаток финансовых средств и пр.

в) Психологический (субъективный) Чаше всего источник стресса заключен в моем отношении к проблемам или связан с трудностью их успешного разрешения.

баллы

баллы

баллы

. Как изменился уровень Вашего постоянного стресса за последний год? (Отметьте V.)

Значительно

Незначительно

Не

Не

Значительно

уменьшился

уменьшился

изменился

Значительно возрос

увеличился

х


. Владеете ли вы какими-то специальными приемами снятия стрессов (аутотренингом, медитацией, дыхательными упражнениями, мышечной релаксацией)?

Да, владею

Немного умею

Нет

Нет, но хотел (а) бы научиться

. Какие приемы снятия стресса вы практикуете? (Отметьте V.)

 сон,

 общение с друзьями,

 общение с членами семьи,

 алкоголь,

 курение,

 еда,

 перерыв в работе,

 секс,

 ___________________хобби (уточните, какое)

 ___________________физическая активность (уточните, какая)

 _________________________________________________иное.

. Как ваш организм чаще реагирует на стрессы? (Отметьте V)

 головной болью, повышением артериального давления, сердцебиением;

 мышечным напряжением;

 затрудненностью дыхания;

 нарушением нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта;

 расстройством сна и нервной системы;

 эмоциональными срывами (депрессией, ощущением безнадежности, раздражительностью, гневом и пр.);

 упадком сил, потерей энергии, апатией;

 снижением защитных сил организма, частыми простудными заболеваниями.

. Каковы, на ваш взгляд, основные источники стресса, связанного с «человеческим фактором» в вашей работе? (Оцените стресс по 10-балльной шкале.) Если какой-то фактор отсутствует, поставьте прочерк.

№п/п

Стресс-факторы

Уровень стресса

6.1

Подчиненные (если есть)

6.2

Руководство (если есть)

6.3

Партнеры

6.4

Конкуренты

6.5

Клиенты

6.6

Чиновники

6.7

Проверяющие органы

7. Как бы вы могли оценить вклад отдельных источников стресса в общую картину? (Оцените каждый по 10-балльной системе.)

.1. Проблемы, постоянно возникающие в процессе работы.

.2. Сложность и противоречивость законодательства и нормативных инструкций.

.3.Низкая мотивация сотрудников, их незаинтересованность в конечном результате.

.4 Отсутствие взаимопонимания с деловыми партнерами, конфликты с ними.

.5. Трудновыполнимое желание держать под контролем ситуацию в своем подразделении.

.6 Непредсказуемость ценовой политики конкурентов, их жесткие действия на рынке.

.7 Собственные ошибки и просчеты в работе.

.8 Нехватка времени

.9 Необоснованные требования со стороны чиновников и проверяющих организаций.


.10 Несоответствие между затраченными усилиями и реальными результатами.

Если у вас есть руководитель:

.11 Отсутствие должного внимания к нуждам подразделения со стороны руководства.

.12 Чрезмерный контроль со стороны руководства, необоснованное вмешательство в работу.

Совсем не

Влияют

Существенно

Очень сильно

влияют

незначительно

влияют

влияют

Приложение «В»

Методика определения НПУ «Прогноз»

При профилактики и диагностики эмоционального состояния особое значение придается так называемой нервно-психической неустойчивости, которая является отражением одновременно психического и соматического уровня здоровья индивида. Нервно-психическая устойчивость (НПУ) показывает риск дезадаптации личности в условиях стресса, то есть тогда, когда система эмоционального отражения функционирует в критических условиях, вызываемых внешними, равно как и внутренними факторами.

Ниже методика «Прогноз» разработана в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии и предназначена для определения уровня НПУ, риска дезадаптации в стрессе. Она особенно информативна при подборе лиц, пригодных для работы или службы в трудных, непредсказуемых условиях, где к человеку предъявляются повышенные требования.

Шкала нервно-психической устойчивости

Полученные баллы НПУ

Пункты шкалы НПУ

Значение пунктов шкалы НПУ

33 и более 29-32 23-28 18-22

1 2 3 4

Чем ниже пункт, тем больше нервно-психическая неустойчивость в стрессе

14-17

5

Среднее

11-13 9-10 7-8 6 5 и менее

6 7 8 9 10

Чем выше пункты, тем больше нервно-психическая устойчивость и меньше риск дезадаптации в стрессе.

Обработка результатов. Подсчитывается сумма баллов - правильных ответов, соответствующих «ключу»:

«да» - вопросы: 3, 5, 7, 10, 16, 20, 26, 27, 29, 32, 35, 37, 40, 41, 42, 44, 45, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 56, 57, 59, 60, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84;

«нет» - вопросы: 2, 12, 13, 14, 19, 21, 23, 24, 28, 30, 33, 37, 38, 39, 46, 49, 54, 55, 58, 61, 68.

Методика содержит шкалу для проверки искренности ответов:

«да» - вопросы: 1, 4, 6, 8, 9, 11, 15, 17, 18, 22, 25, 31, 34, 36, 43.

Начинать подведение итогов следует с проверки искренности ответов респондента: если по данной шкале опрашиваемый набирает 5 и более баллов, результаты опроса недостоверны, ибо человек хочет казаться лучше, а не таким, какой он есть.


Интерпретация результатов.

Нервно-психическая неустойчивость тем больше, чем больше получено баллов. Полученный балл надо соотнести с условной шкалой НПУ: она в интервале от 1 до 10 пунктов. Чем больше значение пункта условной шкалы, тем больше нервно-психическая устойчивость (см. таблицу).

Инструкция: прочтите утверждение и дайте ответ «да» или «нет».

Вопросы

. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.

. В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять друг за друга.

. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.

. Бывали случаи, когда я не сдерживал своих обещаний.

. У меня часто болит голова.

. Иногда я говорю неправду.

. Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.

. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.

. Бывает, что сержусь.

. Теперь мне трудно надеяться на то, что чего-нибудь добьюсь в жизни.

. Бывает, что я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня.

. Я охотно принимаю участие во всех собраниях и других общественных мероприятиях.

. Самая трудная борьба для меня - борьба с самим собой.

. Мышечные судороги и подергивания у меня бывают очень редко.

. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.

. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.

. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.

. Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.

. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как и у большинства моих знакомых.

. Мне часто говорят, что я вспыльчив.

. Запоры у меня бывают редко.

. В игре я предпочитаю выигрывать.

. Последние несколько лет большую часть времени я чувствую себя хорошо.

. Сейчас мой вес постоянен - я не полнею и не худею.

. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы придает мне вес в собственных глазах.

. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона.

. С моим рассудком творится что-то неладное.

. Меня беспокоят мои сексуальные (половые) проблемы.

. Когда я пытаюсь что-то сказать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.

. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как прежде.

. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.

. Думаю, что я человек обреченный.