Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (Понятие «стресс» и основные теоретические подходы к его изучению).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие «стресс» и основные теоретические подходы к его изучению
1.2 Профессиональный стресс, его факторы и профессиональное здоровье
1.3 Деятельнסсть сסтрудникסв как истסчник прסфессиסнальнסгס стресса
1.4 Гендерные аспекты переживания стресса
2.1 Организация и метסды исследסвания
19. Лаврова К., Левин А. Синдром выгорания: профилактика и управление. Пособие для сотрудников, работающих в программах снижения вреда. 2006. с.69
20. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. // Эмоциональный стресс. Л.,1970. С. 328
21. Мильман В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности // Стресс и тревога в спорте. М.: ФиС, 1983 -480с
22. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. /Т.А. Немчин. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1983. - 187 с.
23. Селье Ганс«Стресс жизни». [Электронный источник]. Режим доступа: http://www.psyinst.ru/library
24. Сельчёнок А.В.Проблемы военной психологии: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок; Под общ. Ред. А.Е. Тараса. - Мн.: Харвест, 2003. с116.
25. Шереги Ф.Э.Основы прикладной социологии. / Под ред. Шереги Ф.Э., Горшкова М.К. - М.: «Academia», 1995- 215 с.
26. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2006.- с. 256
27. Сайт «Психологос» Ст. Копинг-история - вопроса. [Электронный источник]. Режим доступа: http://www.psychologos.ru
28. Дисциплинарный устав вооруженных сил РФ, 2006г. с.20
29. Закон РФ «О милиции». - М.: Проспект, 2009. - 40с.
30. Протокол № 2 заседания Общественного совета при Министерстве внутренних дел Российской Федерации г. Москва 02 июня 2010 года. [Электронный источник]. Режим доступа: http://hghltd.yandex.net/yandbtm
Приложения
Приложение «А»
Методика С. Бем
Описание
Методика была предложена Сандрой Бем (1974) для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности.
Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств. Опросник можно применять и в форме экспертного рейтинга. В таком случае оценка испытуемого по представленным качествам осуществляется компетентными судьями - людьми хорошо знающими испытуемого (муж, жена, родители и др.).
Обработка
За каждое совпадение ответа с ключом начисляется 1 балл. Затем определяются показатели фемининности (F) и маскулинности (M) в соответствии со следующими формулами.= (сумма баллов по фемининности): 20;= (сумма баллов по маскулинности): 20.
Основной индекс IS определяется как:= (F - M) x 2,322.
Ключ
Маскулинность («да»): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43, 46, 49, 52, 55, 58.
Фемининность («да»): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41, 44, 47, 50, 53, 56, 59.
Остальные пункты - нейтральные.
Интерпретация
Если величина индекса IS заключена в пределах от -1 до + 1, то делают заключение об андрогинности.
Если индекс меньше -1 (IS 1) - о фемининности. При этом, в случае когда IS +2,025 - говорят о ярко выраженной фемининности.
ИНСТРУКЦИЯ: «Перед вами 60 утверждений. Вам не обходимо поставить «+» возле того утверждение которое по вашему мнению соответствует вам, и «-» если это утверждение вам не подходит».
ТЕКСТ ОПРОСНИКА
. Верящий в себя.
. Умеющий уступать.
. Способный помочь.
. Склонный защищать свои взгляды.
. Жизнерадостный.
. Угрюмый.
. Независимый.
. Застенчивый.
. Совестливый.
. Атлетический.
. Нежный.
. Театральный.
. Напористый.
. Падкий на лесть.
. Удачливый.
. Сильная личность.
. Преданный.
. Непредсказуемый.
. Сильный.
. Женственный.
. Надежный.
. Аналитичный.
. Умеющий сочувствовать.
. Ревнивый.
. Способный к лидерству.
. Заботящийся о людях.
. Прямой, правдивый.
. Склонный к риску.
. Понимающий других.
. Скрытный.
. Быстрый в принятии решений.
. Сострадающий.
. Искренний.
. Полагающийся только на себя (самодостаточный).
. Способный утешить.
. Тщеславный.
. Властный.
. Имеющий тихий голос.
. Привлекательный.
. Мужественный.
. Теплый, сердечный.
. Торжественный, важный.
. Имеющий собственную позицию.
. Мягкий.
. Умеющий дружить.
. Агрессивный.
. Доверчивый.
. Малорезультативный.
. Склонный вести за собой.
. Инфантильный.
. Адаптивный, приспособляющийся.
. Индивидуалист.
. Не любящий ругательств.
. Не систематичный.
. Имеющий дух соревнования.
. Любящий детей.
. Тактичный.
. Амбициозный, честолюбивый.
. Спокойный.
. Традиционный, подверженный условностям.
Приложение «Б»
. Какой характер носят большинство ваших проблем?
(Оцените каждый раздел по 10-бальной шкале.)
а) Объективный (внешний по отношению к фирме) Источник стресса - плохие законы, чиновники, конкуренты, налоговая инспекция и пр. |
б)Внутрифирменный Источник проблем - руководители, подчиненные, коллеги, старое оборудование, недостаток финансовых средств и пр. |
в) Психологический (субъективный) Чаше всего источник стресса заключен в моем отношении к проблемам или связан с трудностью их успешного разрешения. |
баллы |
баллы |
баллы |
. Как изменился уровень Вашего постоянного стресса за последний год? (Отметьте V.)
Значительно |
Незначительно |
Не |
Не |
Значительно |
уменьшился |
уменьшился |
изменился |
Значительно возрос |
увеличился |
х |
||||
. Владеете ли вы какими-то специальными приемами снятия стрессов (аутотренингом, медитацией, дыхательными упражнениями, мышечной релаксацией)?
Да, владею |
Немного умею |
Нет |
Нет, но хотел (а) бы научиться |
. Какие приемы снятия стресса вы практикуете? (Отметьте V.)
сон,
общение с друзьями,
общение с членами семьи,
алкоголь,
курение,
еда,
перерыв в работе,
секс,
___________________хобби (уточните, какое)
___________________физическая активность (уточните, какая)
_________________________________________________иное.
. Как ваш организм чаще реагирует на стрессы? (Отметьте V)
головной болью, повышением артериального давления, сердцебиением;
мышечным напряжением;
затрудненностью дыхания;
нарушением нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта;
расстройством сна и нервной системы;
эмоциональными срывами (депрессией, ощущением безнадежности, раздражительностью, гневом и пр.);
упадком сил, потерей энергии, апатией;
снижением защитных сил организма, частыми простудными заболеваниями.
. Каковы, на ваш взгляд, основные источники стресса, связанного с «человеческим фактором» в вашей работе? (Оцените стресс по 10-балльной шкале.) Если какой-то фактор отсутствует, поставьте прочерк.
№п/п |
Стресс-факторы |
Уровень стресса |
6.1 |
Подчиненные (если есть) |
|
6.2 |
Руководство (если есть) |
|
6.3 |
Партнеры |
|
6.4 |
Конкуренты |
|
6.5 |
Клиенты |
|
6.6 |
Чиновники |
|
6.7 |
Проверяющие органы |
7. Как бы вы могли оценить вклад отдельных источников стресса в общую картину? (Оцените каждый по 10-балльной системе.)
.1. Проблемы, постоянно возникающие в процессе работы.
.2. Сложность и противоречивость законодательства и нормативных инструкций.
.3.Низкая мотивация сотрудников, их незаинтересованность в конечном результате.
.4 Отсутствие взаимопонимания с деловыми партнерами, конфликты с ними.
.5. Трудновыполнимое желание держать под контролем ситуацию в своем подразделении.
.6 Непредсказуемость ценовой политики конкурентов, их жесткие действия на рынке.
.7 Собственные ошибки и просчеты в работе.
.8 Нехватка времени
.9 Необоснованные требования со стороны чиновников и проверяющих организаций.
.10 Несоответствие между затраченными усилиями и реальными результатами.
Если у вас есть руководитель:
.11 Отсутствие должного внимания к нуждам подразделения со стороны руководства.
.12 Чрезмерный контроль со стороны руководства, необоснованное вмешательство в работу.
Совсем не |
Влияют |
Существенно |
Очень сильно |
влияют |
незначительно |
влияют |
влияют |
Приложение «В»
Методика определения НПУ «Прогноз»
При профилактики и диагностики эмоционального состояния особое значение придается так называемой нервно-психической неустойчивости, которая является отражением одновременно психического и соматического уровня здоровья индивида. Нервно-психическая устойчивость (НПУ) показывает риск дезадаптации личности в условиях стресса, то есть тогда, когда система эмоционального отражения функционирует в критических условиях, вызываемых внешними, равно как и внутренними факторами.
Ниже методика «Прогноз» разработана в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии и предназначена для определения уровня НПУ, риска дезадаптации в стрессе. Она особенно информативна при подборе лиц, пригодных для работы или службы в трудных, непредсказуемых условиях, где к человеку предъявляются повышенные требования.
Шкала нервно-психической устойчивости
Полученные баллы НПУ |
Пункты шкалы НПУ |
Значение пунктов шкалы НПУ |
33 и более 29-32 23-28 18-22 |
1 2 3 4 |
Чем ниже пункт, тем больше нервно-психическая неустойчивость в стрессе |
14-17 |
5 |
Среднее |
11-13 9-10 7-8 6 5 и менее |
6 7 8 9 10 |
Чем выше пункты, тем больше нервно-психическая устойчивость и меньше риск дезадаптации в стрессе. |
Обработка результатов. Подсчитывается сумма баллов - правильных ответов, соответствующих «ключу»:
«да» - вопросы: 3, 5, 7, 10, 16, 20, 26, 27, 29, 32, 35, 37, 40, 41, 42, 44, 45, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 56, 57, 59, 60, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84;
«нет» - вопросы: 2, 12, 13, 14, 19, 21, 23, 24, 28, 30, 33, 37, 38, 39, 46, 49, 54, 55, 58, 61, 68.
Методика содержит шкалу для проверки искренности ответов:
«да» - вопросы: 1, 4, 6, 8, 9, 11, 15, 17, 18, 22, 25, 31, 34, 36, 43.
Начинать подведение итогов следует с проверки искренности ответов респондента: если по данной шкале опрашиваемый набирает 5 и более баллов, результаты опроса недостоверны, ибо человек хочет казаться лучше, а не таким, какой он есть.
Интерпретация результатов.
Нервно-психическая неустойчивость тем больше, чем больше получено баллов. Полученный балл надо соотнести с условной шкалой НПУ: она в интервале от 1 до 10 пунктов. Чем больше значение пункта условной шкалы, тем больше нервно-психическая устойчивость (см. таблицу).
Инструкция: прочтите утверждение и дайте ответ «да» или «нет».
Вопросы
. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.
. В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять друг за друга.
. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.
. Бывали случаи, когда я не сдерживал своих обещаний.
. У меня часто болит голова.
. Иногда я говорю неправду.
. Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.
. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.
. Бывает, что сержусь.
. Теперь мне трудно надеяться на то, что чего-нибудь добьюсь в жизни.
. Бывает, что я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня.
. Я охотно принимаю участие во всех собраниях и других общественных мероприятиях.
. Самая трудная борьба для меня - борьба с самим собой.
. Мышечные судороги и подергивания у меня бывают очень редко.
. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.
. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.
. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.
. Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.
. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как и у большинства моих знакомых.
. Мне часто говорят, что я вспыльчив.
. Запоры у меня бывают редко.
. В игре я предпочитаю выигрывать.
. Последние несколько лет большую часть времени я чувствую себя хорошо.
. Сейчас мой вес постоянен - я не полнею и не худею.
. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы придает мне вес в собственных глазах.
. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона.
. С моим рассудком творится что-то неладное.
. Меня беспокоят мои сексуальные (половые) проблемы.
. Когда я пытаюсь что-то сказать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.
. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как прежде.
. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.
. Думаю, что я человек обреченный.