Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (Понятие «стресс» и основные теоретические подходы к его изучению).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие «стресс» и основные теоретические подходы к его изучению
1.2 Профессиональный стресс, его факторы и профессиональное здоровье
1.3 Деятельнסсть сסтрудникסв как истסчник прסфессиסнальнסгס стресса
1.4 Гендерные аспекты переживания стресса
2.1 Организация и метסды исследסвания
Рис 3 - Соотношение уровней нервно-психической устойчивости у мужчин и женщин (%)
Таблица 5 - Сводная таблица результатов тестирования по методике С. Бем и методике «Прогноз»
№ |
Пол |
№ |
Пол |
||
Мужчины |
НПУ |
Женщины |
|||
1 |
Андрогинность |
7.в |
1 |
Феминность |
3.н |
2 |
Андрогинность |
5.с |
2 |
Андрогинность |
8.в |
3 |
Мускулинность |
5.с |
3 |
Феминность |
3.н |
4 |
Мускулинность |
2.н |
4 |
Андрогинность |
5.с |
5 |
Андрогинность |
5.с |
5 |
Феминность |
4.н |
6 |
Мускулинность |
6.в |
6 |
Феминность |
4.н |
7 |
Мускулинность |
2.н |
7 |
Андрогинность |
8.в |
8 |
Мускулинность |
3.н |
8 |
Андрогинность |
5.с |
9 |
Мускулинность |
5.с |
9 |
Феминность |
3.н |
10 |
Мускулинность |
5.с |
10 |
Феминность |
5.с |
11 |
Мускулинность |
4.н |
11 |
Феминность |
4.н |
4.5 |
4,8 |
Как видно из рис. 3. около 18% мужчин и 18% женщин имеют высокий уровень нервно-психической устойчивости. 36% испытуемых (46% мужчин и 27% женщин) имеют средний уровень нервно-психической устойчивости. И 46% испытуемых (36% мужчин и 55% женщин) с низким уровнем нервно-психической устойчивости. В последнем случае, при наличии соответствующих внешних, или внутренних факторов возможны проявления признаков дезадаптации. В целом можно охарактеризовать обстановку как удовлетворительную, поскольку средние значения уровней нервно-психологической устойчивости составляют: 4,5 у мужчин, и несколько выше, ближе к среднему, у женщин 4,8. При этом следует отметить, что андрогинному психологическому типу, как у мужчин, так и у женщин соответствуют высокие и средние значения уровня нервно-психологической устойчивости (от 5 до 8).
Достоверность различия между уровнями нервно-психической устойчивости у испытуемых по гендерному признаку проверялась статистически, по критерию Манна-Уитни. Расчёт производился на персональном компьютере (таблица 5, Приложение В).
Различия в уровнях нервно-психической неустойчивости, по результатам статистического анализа не являются достоверными (uкр<uэмп), такой вывод может свидетельствовать о значимой роли личностного фактора, личностных качеств сотрудника и его опыта на формирование уровня нервоно-психической устойчивости.
В целях определения достоверности проверяемых различий у мужчин и женщин применялся U-критерий Манна-Уитни. Статистические расчёты свидетельствуют о том, что полученное эмпирическое значение Uэмп(165.5) находится в зоне неопределенности - UКр.=142 при p≤0.01 и UКр.=171 при p≤0.05
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза в части касающейся отличий в содержательных и уровневых характеристиках полоролевых особенностей переживания профессионального стресса у сотрудников МВД подтверждается.
Исследуемые выборки достоверно различаются при p≤0.05, что подтверждает, выдвинутую в работе гипотезу.
Выводы
Результаты тестирования позволяют сделать следующие выводы:
. Распределение типов психологического пола (мускулинность, феминность и андрогинность) в двух группах различается (см. Диаграмму 1.) Имеются гендерные различия и по уровню нервно-психической устойчивости (достоверность различия проверена статистически с помощью критерия Манна-Уитни). Так, 46% мужчин и 27% женщин имеют средний уровень нервно-психической устойчивости; 36% мужчин и 55% женщин с низким уровнем нервно-психической устойчивости.
. Для мужчин и для женщин основными источниками стресса являются субъективные причины и на втором месте внутрифирменные факторы, однако уровень восприятия этих факторов у женщин выше, чем у мужчин. Женщины в большей степени озабочены нехваткой времени, низкой мотивацией сотрудников, собственными ошибками и просчётами, несоответствием между результатами работы и затраченными усилиями, необоснованными требованиями со стороны чиновников, проблемами, постоянно возникающими в процессе работы. Мужчины - чрезмерным контролем руководства, отсутствием должного внимания с его стороны к нуждам подразделения;
. Основным стрессогенным фактором в работе сотрудников УМВД являются проверяемые объекты уголовных дел и сигналов.
Кроме того, необходимо учитывать следующие аспекты:
. Наиболее стрессогенными факторами являются:
Субъективный фактор, то есть источник стресса чаще всего заключён в отношении сотрудника к проблемам, или связан с трудностями их успешного разрешения;
Межличностные отношения в коллективе;
Низкая мотивация сотрудников и их незаинтересованность в конечном результате;
Собственные ошибки и просчёты в работе;
Чрезмерный контроль со стороны руководства, необоснованное вмешательство в работу;
Отсутствие должного внимания к реальным нуждам подразделения со стороны руководителя.
. Специальными приемами для снятия стрессов (аутогенная тренировка, медитация, дыхательными упражнениями, мышечной релаксацией) владеет только один испытуемый. При этом, желание овладеть этими приёмами в коллективе присутствует. Физические нагрузки для снятия стресса используют только 6 мужчин и 4 женщины.
Исследование, выявило неблагоприятную тенденцию к развитию состояний психической дезадаптации у большинства испытуемых сотрудников УМВД.
Результаты исследования подтверждает выдвинутую нами гипотезу о наличии гендерных различий по содержанию воздействующих на сотрудников УМВД социально-психологических факторов.
Заключение
Профессиональный стресс - полифакторное явление, оказывающее влияние на эффективность деятельности всей организации и состояние ее человеческих ресурсов.
Основной круг типичных психологических проблем в рамках исследуемой темы можно свести к следующему:
. Наиболее распространенными являются проблемы межличностных и социальных отношений и тесно связанные с ними коммуникативные проблемы. Значимое место здесь занимают проблемы взаимоотношений полов, далее следуют взаимоотношения с родителями, друзьями, преподавателями, однокурсниками, ровесниками.
. Актуальными являются проблемы, связанные с профессиональной деятельностью. Это проблемы профессионального, социально-ролевого определения, неудовлетворенности профессиональной деятельностью, проблемы значительных различного рода перегрузок и т.п.
. Распространенными и во многом примыкающими к первым двум блокам являются внутриличностные проблемы различного типа - от индивидуальных, типологических - до социальных аспектов личностной проблематики.
Переживание какой-либо проблемы очень часто сопровождается психологическим стрессом, актуальные или остаточные явления которого могут привести к эмоциональному выгоранию субъекта.
Профессиональные стрессы, синдром эмоционального выгорания негативно влияют не только на эффективность труда, они сказываются на всей жизни человека, изменяя его психическое и соматическое состояние, приводя к утрате здоровья, психологическим проблемам и личностным изменениям. Стресс неизбежно отражается на всем ходе жизни человека, его мироощущении, и естественно на его профессиональном здоровье.
Среди причин развития профессионального стресса можно условно выделить непосредственные и главные. Непосредственной причиной служит событие, прямым следствием которого является развитие психической напряженности. Непосредственные причины стресса в большинстве случаев связаны с экстремальностью содержания и условий трудовой деятельности. Главной причиной возникновения стресса являются индивидуальные, личностные (психологические, физиологические, профессиональные) особенности субъекта труда. Выделяют и группу дополнительных факторов жизни и деятельности индивида, сопутствующих причинам, которые предрасполагают к возникновению профессионального стресса и усугубляют его.
В современной психологии понятие стресс используется в следующих основных значениях:
Как любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение (стрессор, стресс-фактор);
Как субъективная реакция, отражающая внутреннее состояние напряжения и возбуждения (эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления, происходящие в самом человеке - копинг-стратегии);
Как физическая реакция организма на предъявляемое требование или вредное воздействие; значимой функцией этой реакции является поддержка поведенческих действий и психических процессов по преодолению человеком этих состояний.
Основным срессогенным фактором в работе сотрудников УМВД являются проверяемые объекты уголовных дел и сигналов.
Наиболее стрессогенными факторами являются:
Субъективный фактор, то есть источник стресса чаще всего заключён в отношении сотрудника к проблемам, или связан с трудностями их успешного разрешения;
Межличностные отношения в коллективе;
Низкая мотивация сотрудников и их незаинтересованность в конечном результате;
Собственные ошибки и просчёты в работе;
Чрезмерный контроль со стороны руководства, необоснованное вмешательство в работу;
Отсутствие должного внимания к реальным нуждам подразделения со стороны руководителя.
Содержательно женщины в большей степени озабочены нехваткой времени, низкой мотивацией сотрудников, собственными ошибками и просчётами, несоответствием между результатами работы и затраченными усилиями, необоснованными требованиями со стороны чиновников, проблемами, постоянно возникающими в процессе работы. Мужчины - чрезмерным контролем руководства, отсутствием должного внимания со стороны руководства к нуждам структурного подразделения. Основными источниками стресса считают субъективные причины, связанные с личностными качествами их успешного разрешения, высокой загруженностью, проблемами общения с людьми.
Эти данные подтверждают выдвинутую нами гипотезу о наличии у мужчин и женщин различий по содержанию воздействующих на сотрудников МВД социально-психологических факторов.
Список литературы
1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: Изд-во КазГУ, 1987-.262c.
2. Аршавский В.В., Ротенберг B.C. Поисковая активность и ее влияние на экспериментальную и клиническую патологию // Журн. высшей нервной деятельности. 1976. № 2. Т. 26. С. 424-428.
3. Белов В.М. Психология здоровья. /В.М. Белов. - СПб.: Алетейя, 1997. - 231 с.
4. Бем С.Л. Линзы тендера. Трансформация взглядов на проблемы неравенства полов / Сандра Липсиц Бем, - М.: "РОССПЭН", 2004. - 336 стр.
5. Бовин Б.Г. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел /справочное пособие/. Под ред. Бовина Б.Г., Мягких Н.И., Сафронова А.Д. - М.: МВД РФ, 1997. с.249
6. Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. - М.: ПЕР СЭ, 2000.с.352
7. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. - М.: Институт психологии РАН, 1995. - 128с.
8. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР-СЭ, 2006 - 528с.
9. Братусь Б.С. и др. Психологические проблемы изучения и коррекции аномалий личности. М., 1988.-86с.
10. Буданов А.В. Обучение сотрудников правоохранительных органов тактике и методам обеспечения личной безопасности. - М., 1997.с.56
11. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. М., 2001. с.352.
12. Исаева Е.Р. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук «Совладающее со стрессом и защитное поведение личности при расстройствах психической адаптации различного генеза» Санкт-Петербург - 2010
13. Коврова М.В.Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде: Метод. пособие/ Науч. ред. Н.П. Фетискин; Отв. за выпуск В.В. Чекмарев.- Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2000 с.38
14. Коренев А.П. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть особенная. Учебник. / Под ред. А.П. Коренева - М.: Щит - М, 2003. с.98
15. Королюк К.К. Психическая саморегуляция сотрудников МВД. - М.: 1997.с.56
16. Космолинский Ф.П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях. М.: Медицина, 1976.- 190с.
17. Кудрявцев А.В., Сергун П.П. Служба в органах внутренних дел. Комментарий. Схемы. - М., 1996. с.45
18. Куликов Л.В., Михайлова О.А. Виды трудового стресса // Психология психических состояний / Под ред. А.О. Прохорова. Казань, 2001. Вып. 3. С. 202.