Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности: признаки и причины.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Тема курсовой работы - профессиональный стресс в управленческой деятельности.

Мы живем в 21 веке и можем видеть насколько стресс влияет на наше поколение. Как сильно он влияет на его работоспособность и конечно же на здоровье. Конечно, хочется так же отметить, что именно стресс является одним из главных причин суицида, а это уже серьезна проблема.

Предмет изучения курсовой работы - стресс, а именно в управленческой деятельности.

Цель курсовой работы – определить стресс с научной точки зрения, раскрыть все его сферы, фазы и направления. Выявить причины, проблемы, трудности, которые возникают из-за стресса, последствия и возможности преодоления.

Что стимулирует сегодня появлению стресса в управленческой деятельности? Подобные вопросы будут возникать в этой работе и очень важно увидеть правильный ответ. Многие забывают о том, какие последствия могут быть от стресса.

Задачи – найти эффективные методы борьбы со стрессом, определить стресс, найти все составляющие, обозначить классификации, обозначить современный контекст стресса в управленческой деятельности.

Сегодняшний общество совершенно прекратил видеть эту значимость внутренней согласия, что обладает колоссальное значимость с целью высококачественной трудоспособности. Наша цель возобновить эту слаженность. Что существовала утрачена, однако весьма немаловажно заметить предпосылки появления этого, то что обдает из-за собою уничтожения внутреннего также наружного общества.

1. Сущность стресса

Стресс — обычное и часто повторяющееся явление. Определенный уровень стрессовой нагрузки способен побудить человека к действию и повысить отдачу от затрачиваемых усилий (работоспособность, например), но чрезмерный стресс, напротив, лишает человека сил и создает большие проблемы для индивида и предприятия.
Существует три модели, в которых может испытываться стресс:
1) физиологическая, т.е. под влиянием стресса находится наше тело или его отдельные функции;
2) поведенческая, или реактивная, т.е. стресс проявляется в наших действиях и поступках;
3) эмоционально-интеллектуальная, т.е. стресс проявляется в наших чувствах и мыслях.[1]

Стресс оказывает сильное влияние на деятельность людей в профессиональной сфере, при этом он может нести в себе положительные свойства, когда оптимизируются все возможности организма. Находясь в состоянии эустресса, сотрудник чувствует себя хорошо из-за прилива сил. Руководитель должен проследить, чтобы «хороший» стресс не превратился в «дистресс». [2]


Управленческая деятельность - это значительно выделяющийся от остальных видов деятельности. [3]

1.1. Определение стресса

Стресс – это психологическое состояние человека.

Стресс ощутимо уменьшает эффективность работы человека, и поэтому для руководителя важным элементом является создание таких условий для работы, в которых его сотрудники будут чувствовать себя спокойно и уверенно.

Стресса не удается избежать ни одному человеку, именно поэтому он несет в себе своего рода опасность. [4]

Производственный стресс отрицательно влияет на производительность труда и трудоспособность человека, мотивация к труду снижается, увеличивается брак на производстве, растет уровень травматизма на предприятии или в организации. [5]

Стресс - неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Поясним смысл словосочетания «неспецифический ответ». Многочисленные исследования, показали, что на неблагоприятные воздействия разного рода - холод, усталость, страх, унижение, боль и многое другое .[6]

Выделяют следующие основные факторы, вызывающие стресс:

  1. факторы, связанные с работой человека. К ним относятся:

а) организационные факторы (перегрузка, безработица и т. д.);
б) неинтересная для человека работа;
в) неподходящие условия труда;
г) плохие коммуникация и мотивация;

Стрессовые ситуации возникают из-за:

  1. невозможности сосредоточиться на работе;
  2. злоупотребления вредными привычками;
  3. отсутствия чувства юмора; [7]

Отрасль знаний начала зарождаться еще тогда, когда психология начала формироваться как самостоятельная наука. Огромный вклад в разработку и основу данной отрасли внес знаменитый немецкий ученый, преподававший в Гарвардском университете, Гуго Мюнстерберг. Во время Первой мировой войны (1914–1918 гг.) правительство Великобритании создало Совет по изучению усталости на производстве, в котором большое участие принял Г. Мюнстерберг. [8]

Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние стрессора превосходит приспособительные возможности человека. При стрессовых воздействиях в кровь выделяются определенные гормоны.[9]


1.2 Причины профессионального стресса

Профессиональный стресс — многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека.

По мнению специалистов, к профессиональному стрессу приводит перегрузка человека работой, недостаточно четкое ограничение его полномочий и должностных обязанностей, неадекватное поведение коллег и даже долгая и выматывающая дорога на службу и обратно, не говоря уже о недостаточной оплате труда, однообразной деятельности или отсутствии карьерных перспектив. [10]

В профессиональном стрессе выделяют определенного рода стресс-синдромы, под которыми понимают совокупность относительно устойчивых проявлений стрессового реагирования в профессионально трудных ситуациях.[11]

Стресс, связанный с работой, - это возможная реакция организма, когда к людям предъявляются требования, не соответствующие уровню их знаний и навыков. В ходе недавно проведенного опроса в 15.[12]

Следует отметить, что профессиональный стресс возникает и у сотрудников, недостаточно загруженных работой, а также у тех людей, которые полагают, что не реализуют в полной мере свой профессиональный потенциал и способны на большее. Причиной сильного нервного перенапряжения могут служить условия труда: плохие освещение и вентиляция, тесное помещение и др. [13]

В ходе профессиональной деятельности многие качества человека остаются невостребованными, вызывая внутриличностный стресс. Это способствует развитию профессиональных акцентуаций — чрезмерно выраженных качеств, отрицательно сказывающихся на деятельности и поведении специалиста. [14]

Среди производственных стресс-факторов можно выделить: физические (вибрация, шум, загрязненная атмосфера); физиологические (сменный график, отсутствие режима питания); социально-психологические (конфликт ролей и ролевая неопределенность, перегрузка или недогрузка работников, не отлаженность информационных потоков, межличностные конфликты, высокая ответственность, дефицит времени); структурно-организационные ("организационный стресс").[15]


1.3 Признаки стресса

Профессиональная деятельность социального работника, вне зависимости от вида исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Она требует большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеет весьма неопределенные критерии успеха. [16]

Эмоциональный стресс может переживаться тогда, когда разрушаются внутренние установки, личностные ценности человека, связанные с его профессией, работой, должностью.

Профессиональный стресс – напряженное состояние работающего человека, возникающее у него при достаточно длительном, более или менее интенсивном воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное непосредственно с выполняемой профессиональной деятельностью. [17]

Факторы стресса, связанные с ролью работника в организации:

  • ролевая неопределенность, например, недостаточная инфор­мированность о профессиональных обязанностях и соответствую­щих ожиданиях со стороны коллег и начальства. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства - что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать;[18]
  • ролевой конфликт, когда субъект считает, что он делает то, чего не должен или чего не желает делать. Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в иерархии могут дать работнику противоречивые указания; [19]

Среди многих особенностей и трудностей преподавательской и педагогической работы зачастую выделяют ее высокую психическую напряженность. Более того, способность к переживанию и сопереживанию признается одним из профессионально важных качеств учителя и воспитателя. Все эти особенности могут способствовать формированию СЭВ. [20]

В нашей профессиональной деятельности мы часто сталкиваемся с таким явлением, как раздражительность. Основная причина ее – это, конечно, усталость вследствие производственных перегрузок. Причиной хронической раздражительности на работе может выступить, и привычка постоянно общаться «на повышенных тонах». Кроме того, раздражительность проявляется и из-за внутренней неуверенности в себе – пониженная/заниженная самооценка. Коммуникативная агрессия в условиях профессиональной деятельности проявляется в стремлении унизить и подавить соперника в конкурентной борьбе, разрушить статус и авторитет какого-либо сотрудника, в желании исключить данного человека из коммуникативных контактов.[21]


Вывод: Исходя из определений и исследований было увидено. Что стресс можем влиять на человека как отрицательно, так и положительно. В рабочей обстановке, через коммуникацию и внимательность можно обратить внимание, у кого из работников присутствует эмоциональный или физический стресс используя признаки, которые были описаны выше. Итак, многие сферы нашей жизни могут повлиять на появление и развитие стресса. Иногда, это могут быть совершенно незначительные вещи, которые под давление вызывают раздражение, а также оказывают плохое влияние н эмоциональное и физическое состояние работника. Стресс может серьезно повлиять на профессиональные и психологические составляющие негативно влияя на гомеостаз. Поэтому очень важно серьезно относиться к тем вещам, которые каким-либо образом пытаются подорвать внутреннее равновесие.

Разнообразие и динамика стресса

В настоящее время известно 2 вида стресса — это эустресс и дистресс.

Вид стресса, который полезный имеет название — Эустресс:

вызванный позитивными эмоциями; cтресс слабой силы, мобилизующий человека;

Эустресс, мобилизующий человека, является движущей силой в решении каждодневных задач, их планирования и необходим при полноценной жизни здорового организма. Это состояние именуется — «реакция пробуждения». Небольшой выброс гормона адреналина нужен, чтобы быстро проснуться и настроится на полные планы предстоящий день, добраться до работы и с удовольствием, максимально эффективно поработать. [22]

Г. Селье предусматривает три фазы (стадии) его развития:

1) стадию тревоги;

2) стадию резистентности;

3) стадию истощения.

На первой стадии происходит мобилизация защитных сил организма, в первую очередь – гормонов коркового слоя надпочечников. Этот процесс запускается специальным гормоном гипофиза, который, в свою очередь, активируется нейросекреторными ядрами гипоталамуса. [23]

Физиологические проявления стресса касаются почти всех систем организма человека –пищеварительной, сердечно-сосудистой, дыхательной.

К признакам стресса, проявляющимся на физиологическом уровне можно отнести:

• субъективные переживания человека, испытывающего стресс (боли в сердце и других

• объективно определяемые изменения в отдельных системах органов [24]