Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ОСНОВАНИЯ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
1.1 Понятие оперативно-розыскных мероприятий и их классификация
1.2 Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий
ГЛАВА 2 УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
2.1 Проведение оперативно-розыскных мероприятий
2.2 Условия, содержащие исключения из общих правил проведения оперативно-розыскных мероприятий
Невзирая на высказанные критические замечания, приведенные определения оказались для периода становления теории оперативно-розыскной деятельности довольно подходящими и не вызывали каких-то споров между научными работниками. Отсутствие в законодательстве советского периода термина "оперативно-розыскное мероприятие" и нацеленность теории оперативно-розыскной деятельности на решение совокупных методологических задач не стимулировало изыскателей к определению понятия оперативно-розыскных мероприятий и не порождало научного обсуждения вопроса по данной теме. По всей видимости вследствие этого иных видимых попыток дать понятие оперативно-розыскным мероприятиям в юридической литературе до середины 90-х гг. нет.
Отсутствовало оно и в первом комментарии к Закону «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», создатели которого только ограничились замечанием о наличии у всякого оперативно-розыскного мероприятия своей организации и тактики.
Внимание к затронутой задаче появился с зарождением оперативно-розыскного законодательства, потому что понятие оперативно-розыскных мероприятий получило правовой статус. Впоследствии, после принятия ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" 1995г. одним из первых было замечено понятие оперативно-розыскного мероприятия, сформулированное в комментарии к данному законодательному акту. В нем под оперативно-розыскными мероприятиями предлагалось воспринимать "составной структурный элемент оперативно-розыскной работы, состоящий из системы взаимосвязанных действий, нацеленных на решение определенных тактических задач".
Практически в одно и тоже время попытка дать определение понятию «оперативно-розыскное мероприятие» была предпринята А.Ю. Шумиловым, который определил их как " совокупность отдельных оперативно-розыскных действий, соединенных целью защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и страны от криминальных посягательств и нацеленных на решение задач оперативно-розыскной деятельности".
В представленном определении указывается на то, что оперативно-розыскное мероприятие складывается из отдельных действий, которые, согласно мнению А.Ю. Шумилова, обязаны быть соединены единственной целью. Соглашаясь в принципе с этим уточнением, хотелось бы усомниться в корректности отождествления в представленном определении целей отдельного события с целями всей оперативно-розыскной работы, потому что в этом случае размер понятия оперативно-розыскного события расширяется до размеров понятия оперативно-розыскной деятельности в целом. Невозможно не заметить и то, что в качестве определяющего понятия применяется термин "оперативно-розыскное действие", содержание которого однозначно пока не определено.
Следовательно, тут возможно выявить логическую ошибку, именуемую кругом в определении, когда определяемое понятие и определяющее понятие определяются одно через другое.[5]
Абсолютно иначе формулируется определение оперативно-розыскного мероприятия в комментарии к Закону «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», составленном авторским коллективом Академии ФСБ РФ. В нем под оперативно-розыскным мероприятием понимается "проводимое уполномоченными на то лицами на основании и в порядке, предусмотренном законодательством РФ, добывание фактических данных, входящих в предмет изучения по определенному делу оперативного учета или же изначальным материалам, а также необходимых для решения иных задач оперативно-розыскной деятельности ".
В данном определении вызывает интерес более широкое понимание субъектов оперативно-розыскных мероприятий, в качестве которых здесь называется не оперативный работник, а "уполномоченные лица", что представляется нам более точным, поскольку такой подход не исключает из их числа должностных лиц неоперативных служб, а также негласных сотрудников, действующих по поручению оперативных работников.
Весьма важным обстоятельством, отмеченным в данном определении, является указание на законодательную урегулированность оперативно-розыскных мероприятий, чего не было и не могло присутствовать в определениях "дозаконодательного" периода развития теории оперативно-розыскной деятельности.[6]
Впрочем, не считая позитивных оценок, данное определение содержит и дискуссионные вопросы. Для начала, в определении применяется слово "добывание", которое в юридической литературе используется пока довольно редко. Под добыванием понимается не простое собирание информации, а проведение комплекса большей частью негласных оперативно-розыскных мероприятий, нацеленных на получение данных, которые не лежат на поверхности, а углубленно законспирированы и настоятельно требуют преодоления усилий противоборствующей стороны.
Из этого следует, что с помощью оперативно-розыскных мероприятий информация имеет возможность не только добываться, но и соединяться. В связи с данным было бы неверным в качестве отличительного признака оперативно-розыскных мероприятий рассматривать лишь добывание информации.
Во-2-х, присоединение к числу признаков оперативно-розыскных мероприятий их ориентации на получение "фактических данных, входящих в предмет изучения по определенному делу оперативного учета или же изначальным материалам" искусственно заужает размер понятия. При претворении в жизнь оперативно-розыскных мероприятий собирается информация не только об определенных мероприятиях и прецедентах, но и другая, к примеру, о характере, привычках или планах проверяемого лица.
Более того, вряд ли станет верным говорить о сборе фактических данных при проведении этих событий, как отождествление личности или же сбор образцов для сравнительного анализа.[7]
Совершенно новое и весьма оригинальное определение предлагает А.Ю. Шумилов в своей более поздней работе, специально посвященной оперативно-розыскным мероприятиям. В ней он сформулировал оперативно-розыскные мероприятия как "общественно значимое, умышленно и конфиденциально (в организационном и тактическом аспекте) совершаемое, предусмотренное ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" оперативно-розыскное активное деяние, действие, мероприятие или операция, посредством совокупности которых осуществляется оперативно-розыскная деятельность".
В данном определении Шумилов рассматривает в числе отличительных признаков оперативно-розыскных мероприятий их законодательную закрепленность, причем, в отличие от ранее рассматриваемого определения, здесь речь идет о Законе «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации».
Включение такого признака представляется совершенно справедливым, поскольку исчерпывающий перечень оперативно-розыскных мероприятий закреплен в ст.6 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», и любые другие действия, осуществляемые в процессе оперативно-розыскной деятельности, мероприятиями называться не могут.
В данном определении впервые в числе признаков оперативно-розыскных мероприятий называется их принадлежность к сфере оперативно-розыскной деятельности, что является достаточно важным элементом в характеристике оперативно-розыскных мероприятий, указывающим на их отраслевую принадлежность.
В отношении остальных включенных в определение признаков вызывает немалые сомнения. В частности, указание на общественную значимость оперативно-розыскных мероприятий в полной мере можно отнести и к следственным, и к административно-правовым действиям, а поэтому включение этого признака в определение оперативно-розыскных мероприятий представляется излишним.
Не вполне уместным воспринимается указание на умышленный характер оперативно-розыскных мероприятий, поскольку трудно себе представить оперативно-розыскное мероприятие, совершаемое по неосторожности. Данная уголовно-правовая категория в характеристике оперативно-розыскных мероприятий вряд ли найдет своих сторонников.
Трудно также согласиться с включением в определение признака конфиденциальности, поскольку оперативно-розыскные мероприятия могут осуществляться как гласно, так и негласно, что прямо вытекает из законодательного определения оперативно-розыскной деятельности.[8]
Небесспорным видится и упоминание в числе неотъемлемых признака активности совершаемых поступков, потому что ее уровень у всевозможных оперативно-розыскных мероприятий имеет свойство сильно отличаться (например, сравнительно пассивное наблюдение за мероприятиями и интенсивное оперативное внедрение).
В "Краткой сыскной энциклопедии" А.Ю. Шумилов вернулся к первоначальному определению оперативно-розыскных мероприятий, несколько уточнив и дополнив его. В этом варианте определения он упоминает совокупность не только поступков, но и решений, и средств. С этим дополнением возможно дать согласие только в некоторой степени, потому что при проведении трудных оперативно-розыскных мероприятий действительно присутствуют главные составляющие организации, включающие принятие решений и внедрение особых технических средств.
Впрочем, обычные оперативно-розыскные мероприятия (опрос, отождествление, наведение справок и т.д.) имеют все шансы проводиться без управленческих решений и без применения каких-то средств. В противовес начальному определению в последнем есть указание на направленность оперативно-розыскных мероприятий на выполнение определенной задачи оперативно-розыскной деятельности, что видится более верным.
К задачам такого рода относится указание на "исключение несанкционированного проникновения в сферу конституционных прав граждан", а еще "неоправданный оперативный риск". Эти свойства следуют из основ оперативно-розыскной деятельности, закрепленных в ст.3 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», а вследствие этого вряд ли станет верным относить их к числу особых признаков оперативно-розыскных мероприятий.[9]
В анализируемом определении, по нашему мнению, отсутствует необходимая четкость в таком признаке, как направленность на решение "определенных оперативных задач по борьбе с преступностью", потому что в представленном случае не совсем понятно, о каких "оперативных задачах" идет речь.
И, наконец, трудно согласиться с обоснованностью использования в качестве видового признака наличия "строгих процедурных, тактических и пространственно-временных ограничений". Этот признак, может быть применим лишь к незначительной части оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают наиболее охраняемые законом конституционные права граждан (на неприкосновенность жилища, тайну телефонных переговоров и так далее).
Большая часть мероприятий, как известно, не имеет строгих процедурных и пространственно-временных ограничений (например, опрос, отождествление, обследование, наведение справок и так далее), а поэтому приведенный признак исключает их из объема рассматриваемого понятия.
Использование разработчиками определения выражений "словосочетание" и "возможно воспринимать" говорят о том, что они не стремились формулировать строго научное понятие, а пробовали квалифицировать значение термина, коим обозначено понятие. Подобный подход, по всей видимости, и определил дефекты предоставленного определения, на которые в первую очередь обращают внимание.[10]
Н.С. Железняк под оперативно-розыскным мероприятием предлагает понимать " совокупность соединенных единственным тактическим планом поступков, осуществляемых оперативными отрядами в целях актуального выявления, предупреждения, подавления и раскрытия злодеяний, поиска причастных к ним лиц, а еще лиц, без вести пропавших, основанных на применении оперативно-розыскных сил, средств и методов".
Предоставленная дефиниция содержит конкретное сходство с определением В.И. Елинского, потому что имеет эти признаки, а именно, присутствие совокупности действий, их объединенность единственным тактическим планом и указание на субъекты. Отличительным признаком оперативно-розыскных мероприятий от оперативно-розыскной работы в целом считается то, что они нацелены на решение более определенных и локальных задач, имеющих тактический характер.
Помимо того, у нас вызывает колебание корректность применения в представленном определении термина "розыск", потому что в теории оперативно-розыскной деятельности им принято называть установление местопребывания уже известных лиц, скрывающихся от следствия и суда.
Исследование обнаруженных в процессе научного поиска понятий оперативно-розыскных мероприятий разрешает сделать заключение о том, что в теории оперативно-розыскной деятельности идет довольно деятельный процесс конструирования данного системообразующего понятия.
Впрочем, основная масса имеющихся определений не в абсолютной мере отображают главные сущностные признаки оперативно-розыскных мероприятий и сконструированы с нарушениями закономерных правил.
Основаниями такового считается отсутствие преемственности и недостаточное внедрение логических методов в решении этой проблемы.
Классификация оперативно-розыскных мероприятий:
1. В зависимости от ограничения прав и свобод граждан:
а) оперативно-розыскные мероприятия, не ограничивающие конституционные права граждан (опрос, наблюдение, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, отождествление личности, оперативное внедрение, контролируемая поставка и оперативный эксперимент).