Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ОСНОВАНИЯ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

1.1 Понятие оперативно-розыскных мероприятий и их классификация

В своей работе «Профилактика преступлений» А.Г. Лекарь (1972г.) поменял изначальную дефиницию оперативно-розыскных мероприятий, определив их как "базирующиеся на применении особых негласных средств и способов в сочетании с гласными средствами и способами воздействия оперативного сотрудника органов внутренних дел, нацеленные на решение отдельных задач борьбы с преступностью".

1.2 Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий

ГЛАВА 2 УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

2.1 Проведение оперативно-розыскных мероприятий

2.2 Условия, содержащие исключения из общих правил проведения оперативно-розыскных мероприятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Первоначальное получение информации возможно из любых источников, в том числе изначально не имеющих отношения к оперативно-розыскной деятельности (данные источники могут рассматриваться в качестве повода).

В частности, такие данные могут содержаться в письменных заявлениях или сообщениях, приложенных к ним документах, протоколе устного заявления о преступлении, протоколе явки с повинной, публикациях средств массовой информации, в материалах проверки по административным правонарушениям, в непосредственном обнаружении признаков преступления должностными лицами, не являющимися субъектами оперативно-розыскной деятельности, или конфидентами, в актах аудиторских проверок.[24]

Таким образом, как при работе по раскрытию определенных преступлений, так и применительно к их выявлению или добыванию практически важной информации, имеют место определенные причины как оперативно-розыскного характера, так и не связанные с оперативно-розыскными мероприятиями или с оперативно-розыскной деятельностью в целом. Сведения имеют все шансы быть получены как методом оперативно-тактических действий, так и без проведения таких действий.

Приобретенная информация имеет возможность рассматриваться как итог оперативно-розыскных мероприятий и как посыл к их проведению. В соответствии с этим, в случае, если есть причины для проведения хотя бы одного оперативно-розыскного мероприятия, к примеру, выборочного опроса создателя публикации в средствах массовой информации, то по итогам проведения первого оперативно-розыскного мероприятия имеют все шансы быть получены основания для последующего проведения иного или же подобного оперативно-розыскного мероприятия, но по отношению к другим объектам.

В случае, когда в поступившей информации находятся сведения о каких-то из событий, исключающих производство по уголовному делу (ст.24 УПК РФ), то это не исключает причин для проведения оперативно-розыскных мероприятий.

В случае, если ставшие известными оперативно-розыскному органу сведения касаются признаков правонарушения, отнесенных УПК РФ к делам частно-публичного обвинения (возбуждаемым по претензии потерпевшего), то оперативно-розыскные мероприятия по данным делам ведутся в простом порядке, и при отсутствии заявления пострадавшего (потерпевшей) в том числе.

Это связано с потребностью установления обстоятельств совершенного преступления, проверки оснований отказа от заявления, установления вероятных опасностей в отношении потерпевшего или же ближайших членов семьи или иных данных как о событии правонарушения, и о его последствиях тоже.[25]


Если деяние, предусмотренное гл.23 УК РФ, причинило вред интересам исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, и не причинило вреда интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, то уголовное дело возбуждается по заявлению руководителя этой организации или с его согласия (ст.23 УПК РФ). По таким преступлениям оперативно-розыскные мероприятия проводятся также в общем порядке уже потому, что необходимо установить, имело ли место причинение вреда только указанной организации или также интересам других организаций, граждан, общества или государства.

Законодатель обобщенно обозначает основания как возбужденное уголовное дело, сведения, поручения, запросы, постановления.

Первым и наиболее общим основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий обозначено наличие возбужденного уголовного дела. Сам факт возбуждения дела свидетельствует об установлении достаточных данных для его возбуждения (совокупности повода и основания, свидетельствующих о совершении или подготовке преступления) и, соответственно, для начала предварительного расследования, что находит процессуальное отражение в постановлении о возбуждении уголовного дела.

В противном случае принимается решение об отказе в его возбуждении. Однако факт отказа в возбуждении уголовного дела не исключает иных оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а является лишь процессуальным решением по конкретному случаю.

Понятие "возбуждение уголовного дела" обозначает как начальную стадию уголовного судопроизводства, так и одно из решений, актов, завершающих эту стадию.[26]

Это беспристрастно обязует оперативно-розыскные органы брать на себя исчерпающие меры, нацеленные на обнаружение преступлений и лиц, их осуществивших, быстрое и абсолютное раскрытие преступлений, изобличение виноватых, установление действия правонарушения и других событий, подлежащих доказыванию по уголовному делу. Представленная обязанность не меняется в зависимости от того, кем возбуждено уголовное дело - органом дознания или же предварительного следствия.

Сведения как причины для проведения оперативно-розыскных мероприятий предполагают известия, сообщения или же другую информацию, в итоге коих развилось знание, представление, предположение о мероприятиях, деяниях, лицах и (или) фактах, представляющих оперативное внимание.


Эти сведения считаются базой для проведения оперативно-розыскных мероприятий лишь только в случаях, если они стали известными оперативно-розыскному органу, а еще при условии, что они содержат подобающую информацию о лицах, признаках, мероприятиях или же деяниях, обозначенных в ст.7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации».

Сведения, содержащиеся, к примеру, в заявлениях и посланиях людей, делаются предлогом к возбуждению уголовного дела лишь в том случае, когда они содержат информацию, указывающую на совершение (подготовку к совершению) деяний, подпадающих под признаки какого-нибудь правонарушения.

В случае, если эти заявления не содержат необходимых данных, указывающих на признаки правонарушения, то имеют все шансы отсутствовать причины для возбуждения уголовного дела, что, впрочем, не исключает автоматически наличия оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или же совершенного противоправного действия и о лицах, его подготавливающих, совершающих или же осуществивших, считаются основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий и в случае, если нет необходимых данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, к примеру, когда потребуется собрать вспомогательные фактические данные, нужные для принятия решения об отказе или же возбуждении уголовного дела.

В данной истории наличных данных мало для того, дабы решить вопрос о возбуждении уголовного дела (не установлено само событие преступления, известны только отдельные признаки, по коим в равной мере возможно судить о наличии или отсутствии преступления; первоначальное поведение лица не позволяет оценить его воздействия как криминальные, но они имеют все шансы перерасти в таковые).[27]

В частности, не образует состава и не является признаком преступления возникновение умысла на его совершение. Уголовно - наказуемо только приготовление к тяжкому и особо тяжкому преступлению, поэтому пока такие действия не переросли в реальное преступление, нет оснований для возбуждения уголовного дела, но имеет место практическая целесообразность проведения оперативно-розыскных мероприятий, при помощи которых можно предупредить преступление либо предотвратить его общественно опасные последствия.

В ряде случаев, особенно по экономическим преступлениям, невозможно и практически нецелесообразно возбуждать уголовное дело до того момента, пока не будет ясно, что, хотя бы один эпизод криминальной деятельности содержит в себе все признаки состава преступления.


В противном случае никакой уголовной ответственности не последует, виновные не откажутся от своих замыслов и действий, а просто перенесут их на более поздний срок и будут более осторожными. Это же касается случаев, когда раскрыть преступление можно лишь при задержании виновного с поличным, как, например, в случае получения взятки.

Сведения о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ, как основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий могут содержать информацию о таких событиях или действиях, которые не носят характера криминальных, а лишь гипотетически создают угрозу безопасности.

Под событиями могут рассматриваться реально происходящие или имевшиеся в прошлом факты, обстоятельства, явления, которые могут причинить вред соответствующему виду безопасности или вызвать возможную опасность. События могут рассматриваться не только как обстоятельства, вызванные поведением людей, но и как процессы, происходящие независимо от их воли, но в дальнейшем могущие нанести вред безопасности.[28]

В частности, опасность создают неуправляемые технологические процессы (например, сбой в работе ядерного реактора) или воздействия, автономно не имеющие какой-нибудь опасности, но вместе с другими деяниями или же мероприятиями способные ее вызвать.

Это, к примеру, отключение электричества от установок, производств, цехов с непрерывным технологическим циклом, на объектах химической промышленности или же связанных с эксплуатацией, хранением ядерных материалов, отходов, очистных объектов и сооружений.

Под угрозой безопасности понимается совокупность условий и факторов, делающих угрозу потребностям, удовлетворение которых гарантирует жизнь и вероятность современного развития личности, общества и страны. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности (ст.3 ФЗ РФ от 5 марта 1992г. №2446-1 «О безопасности»).

2.2 Условия, содержащие исключения из общих правил проведения оперативно-розыскных мероприятий


Под условиями проведения оперативно-розыскных мероприятий понимаются установленные в оперативно-розыскной деятельности правила, которыми следует руководствоваться, требования, из которых следует исходить при проведении оперативно-розыскных мероприятий. В ст.8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» условия рассматриваются и в качестве обстоятельств, обстановки, в которых происходит или от которых зависит порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.[29]

Статья 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» провозглашает принцип равенства перед законом, в соответствии с которым не являются препятствием для проведения оперативно-розыскных мероприятий гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц.

Данное принципиальное положение носит характер общего правила, которым следует руководствоваться при отсутствии специальной нормы, делающей исключение из этого общего правила. Рассматриваемый принцип предусматривает исключения из общего правила, что вытекает из формулы "если иное не предусмотрено федеральным законом". Соответственно этому для уяснения оснований (препятствий) для проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении отдельных категорий лиц следует руководствоваться положениями иных законодательных актов и норм, предоставляющих соответствующий иммунитет.

Так, неприкосновенностью обладают Президент РФ, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, судьи (ст.91, 98, 122 Конституции РФ). Гарантиями правового статуса обладают сотрудники Счетной палаты (ст.29 ФЗ от 11 января 1995г. «О счетной палате Российской Федерации»).

Статьей 42 ФЗ от 17 января 1992г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» определены также отдельные элементы неприкосновенности прокуроров и следователей. В рамках обеспечения адвокатской тайны иммунитетом обладает и адвокат (ст.8 ФЗ от 31 мая 2002г. №63-ФЗ Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации).

Гарантии неприкосновенности этих и других категорий лиц закреплены и в УПК РФ (гл.52). Закрепление в ст.8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» указания о гражданстве, национальности, поле, месте жительства, имущественном, должностном и социальном положении, принадлежности к общественным объединениям, отношении к религии и политических убеждениях в качестве условий, не исключающих проведение оперативно-розыскных мероприятий, не может толковаться как предпосылка для проведения оперативно-розыскных мероприятий по указанным признакам, а является проявлением принципа равенства граждан перед законом.[30]