Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ОСНОВАНИЯ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
1.1 Понятие оперативно-розыскных мероприятий и их классификация
1.2 Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий
ГЛАВА 2 УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
2.1 Проведение оперативно-розыскных мероприятий
2.2 Условия, содержащие исключения из общих правил проведения оперативно-розыскных мероприятий
В абз.2 ст.8 ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» предусматриваются особые условия для проведения оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища.
Из числа мероприятий, предусмотренных в ст.6 ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», к таковым прежде всего относятся:
- один из видов обследования - осмотр жилых помещений;
- наблюдение, проводимое в жилище;
- прослушивание телефонных переговоров;
- контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
- снятие информации с технических каналов связи.
Осуществление этих мероприятий в соответствии со ст.23 и ст.25 Конституции РФ допускается только на основании судебного решения.
Для реализации рассматриваемой нормы необходимо иметь четкое представление о содержании упоминаемых здесь конституционных прав личности.
Обращает на себя внимание, что в тексте Закона «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» конкретизировано конституционное понятие "иных сообщений", к числу которых отнесены лишь такие, которые передаются по сетям электрической и почтовой связи.[31]
Под сетью электросвязи в соответствии со ст.2 ФЗ от 7 июля 2003 г. №126-ФЗ «О связи» следует понимать технологическую систему, включающую в себя средства и линии связи и предназначенную для передачи или приема знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.
В свою очередь, почтовая связь, как сказано в ст.2 ФЗ от 17 июля 1999 г. №176-ФЗ «О почтовой связи», представляет собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств.
Таким образом, ст.8 ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» сужает содержание конституционной нормы и распространяет ее действие лишь на передачу сообщений, осуществляемую только в порядке оказания услуг операторами связи на основе публично-правового договора.
В то же время ч.2 ст.23 Конституции РФ закрепляет право на тайну любых видов коммуникаций между индивидами, включая частные способы передачи сообщений и отправлений: с помощью курьеров (гонцов, нарочных), почтовых голубей, с использованием индивидуальных (в том числе самодельных) средств связи и так далее.
Учитывая прямое действие конституционных норм, следует признать обязательным получение судебного решения на проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают рассматриваемое право в его широком понимании.[32]
Конституционное право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений получило определенную детализацию в законодательстве о связи, которое ввело еще одно правовое понятие - "тайна связи".
Согласно ст.15 ФЗ «О почтовой связи» это понятие включает в себя тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи. К тайне связи здесь отнесены не только содержание писем, почтовых отправлений, денежных переводов, телеграфных и иных сообщений, но также и информация об адресных данных пользователей услуг почтовой связи, о почтовых отправлениях, почтовых переводах денежных средств, телеграфных и иных сообщениях, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи.
Получение такой информации по смыслу данной статьи следует рассматривать как ограничение тайны связи, которое допускается только на основании судебного решения.
Несколько по-иному раскрывается содержание понятия тайны связи в ФЗ «О связи». В ч.3 ст. 63 ФЗ О связи установлены виды ограничений тайны связи, допускаемых только на основании решения суда, к которым отнесены "осмотр почтовых отправлений... осмотр вложений, ознакомление с информацией и документальной корреспонденцией, передаваемыми по сетям электросвязи и сетям почтовой связи".
Под ознакомлением с информацией и документальной корреспонденцией в данном случае вполне определенно следует понимать изучение содержания писем, телеграмм, телефонных переговоров, компьютерных файлов и иных, в том числе электронных, отправлений.[33]
Нетрудно увидеть, что из содержания понятия тайны связи, ограничение которой возможно только при наличии судебного решения, здесь оказались исключены сведения о пользователях связи и оказанных им услугах. Таким образом, указанная правовая норма заметно сузила границы права на тайну связи, ограничение которого требует судебного решения, установленные ФЗ «О почтовой связи».
В решении проблемы определения границ рассматриваемого конституционного права необходимо руководствоваться позицией Конституционного Суда Российской Федерации, который в своем определении от 2 октября 2003 г. N 345-О, разъяснил, что информацией, составляющей тайну телефонных переговоров, "считаются любые сведения, передаваемые, сохраняемые и устанавливаемые с помощью телефонной аппаратуры, включая данные о входящих и исходящих сигналах соединения телефонных аппаратов конкретных пользователей связи". Для доступа к этим сведениям, как следовало из этого разъяснения, необходимо получение судебного разрешения.
При определении пределов конституционного права на тайну телефонных переговоров достаточно проблемным представляется вопрос о субъектах такого права в ситуациях, связанных с хищением сотовых телефонов. Как известно, такие преступления приобретают все больший удельный вес в структуре современной российской преступности.
При проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционное право граждан на неприкосновенность жилища, немаловажное значение имеет правильное толкование понятия жилища.
Применение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается не по всем категориям дел, а только по тем, где обязательно производство предварительного следствия.
Перечень преступлений, по которым обязательно предварительное следствие, определен ст.150 УПК РФ.
Осуществление оперативно-розыскных мероприятий используется как одно из эффективных и вспомогательных средств обеспечения безопасности, а также служит целям обеспечения Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях; обеспечения условий, способствующих успешной реализации политики РФ в сфере безопасности; содействия экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности РФ (ст.5 ФЗ от 10 января 1996г. №5-ФЗ «О внешней разведке»).[34]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование теории оперативно-розыскных мероприятий объективно обусловлено причинами, связанными с практической, законотворческой и научной потребностью.
Теория оперативно-розыскных мероприятий - это частная теория оперативно-розыскной деятельности, представляющая собой систему знаний, положений о понятиях, видах, принципах, участниках, основаниях и условиях, организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий, о представлении и использовании их результатов, образующая самостоятельный раздел науки оперативно-розыскной деятельности.
Объектом теории оперативно-розыскных мероприятий являются общественные отношения, возникающие при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий и использовании их результатов.
Предметом теории оперативно-розыскных мероприятий являются:
- закономерности возникновения оперативно-розыскных мероприятий и потребности их проведения;
- закономерности практики проведения оперативно-розыскных мероприятий;
- закономерности использования результатов оперативно-розыскных мероприятий в оперативно-розыскной деятельности, уголовном процессе и других видах деятельности;
- закономерности развития законодательства, регламентирующего порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий;
- закономерности систематизации теоретико-методологических работ об оперативно-розыскных мероприятиях;
- закономерности дальнейшего развития оперативно-розыскных мероприятий.
Оперативно-розыскное мероприятие - это составная часть оперативно-розыскной деятельности, сведения об организации и тактике которой составляют государственную тайну, представляющая собой совокупность действий специально уполномоченных на то государственных органов и их должностных лиц, осуществляемых с соблюдением регламентированных законом оснований и условий, отвечающая нормам морали и нравственности и непосредственно направленная на достижение целей и разрешение задач оперативно-розыскной деятельности. Оперативно-розыскное мероприятие представляет собой основную категорию теории оперативно-розыскных мероприятий.
Проведение оперативно-розыскных мероприятий применительно к обеспечению безопасности носит превентивный, стратегический, глобальный характер. Сведения о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания, как самостоятельное основание для проведения оперативно-розыскных мероприятий следует рассматривать в том смысле, что оперативно-розыскному органу может быть неизвестно о самом факте возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица, его сокрытии от правоохранительных органов или уклонении от наказания, наличии соответствующего поручения о проведении розыска лица, поскольку такое поручение поступает в территориальный орган по месту совершения преступления.
Тем не менее, все иные оперативно-розыскные органы при отсутствии такого поручения вправе и обязаны проводить оперативно-розыскные мероприятия по выявлению указанных лиц и в случае получения соответствующей информации проводить оперативно-розыскные мероприятия на предмет причастности к совершению преступления, а также установления факта уклонения от наказания или сокрытия от органов дознания, следствия или суда.
Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий подразделяются на общие и специально предусмотренные. Общие условия относятся ко всем без исключения оперативно-розыскным мероприятиям.
Специально предусмотренными являются условия, определяющие особые правила проведения некоторых мероприятий.
Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий зависят, в первую очередь, от ограничения при их проведении конституционных прав человека.
Мероприятия, проводимые в процессе оперативно-розыскной деятельности, нуждаются в организации. От того, насколько тщательно спланировано их проведение, зачастую зависит их окончательный результат.
Основой организации данных мероприятий является план проведения оперативно-розыскных мероприятий, в котором должны быть предусмотрены:
- содержание мероприятий;
- время и место их проведения;
- участники проведения (конкретные сотрудники органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, а также сотрудничающие с ними граждане);
- используемые технические и иные средства оперативно-розыскной деятельности;
- привлекаемые со стороны МВД и других органов силы и средства, с указанием их задач и порядка действий.
Оперативно-розыскная деятельность осуществляется не только "посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий".
- в ст.6 при опросе использование полиграфа с целью оценки достоверности информации, сообщаемой опрашиваемым лицом без соглашения опрашиваемого, но при наличии судебного решения.
Таким образом, перспективы развития теории оперативно-розыскных мероприятий заключаются в проведении научных исследований, направленных на обобщение открытой информации по оперативно-розыскным мероприятиям и ее частичной переоценке; конкретизацию сведений, составляющих государственную тайну; выделение из числа оперативно-розыскных мероприятий оперативно-технических мероприятий и их самостоятельную правовую регламентацию.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
2. Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2019)